Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
МАГАТЭ подтвердило отсутствие ущерба ядерным объектам Ирана после атаки Израиля
Экономика
Иностранным инвесторам хотят упростить получение виз в РФ
Армия
Двоих летчиков потерпевшего аварию в Ставропольском крае самолета госпитализировали
Общество
Синоптики предупредили москвичей о небольшом дожде и порывах ветра 19 апреля
Мир
На Украине уволили представителя оперативного командования «Юг» ВСУ Гуменюк
Мир
СМИ назвали взрывы в Исфахане результатом работы ПВО
Армия
Шойгу проинспектировал работу предприятия ОПК в Омской области
Мир
В «Хезболле» заявили о нежелании воевать с Израилем
Происшествия
Силы ПВО сбили 25 снарядов РСЗО Vampire за ночь над Белгородской областью
Общество
Более 400 домов в Оренбургской области за сутки освободились от воды
Мир
В Палестине озвучили намерение продолжать отстаивать свои права в ООН
Мир
Несколько авиакомпаний изменили маршруты полетов над Ираном после атаки Израиля
Мир
Страны G7 19 апреля обсудят ситуацию вокруг удара Израиля по Ирану
Происшествия
МО назвало вероятной причиной аварии Ту-22M3 на Ставрополье техническую неисправность
Армия
В Карелии сформирована отдельная ракетная бригада с ОТК «Искандер-М»
Общество
В Курганской области подтоплены почти 2 тыс. жилых и около 3,4 тыс. дачных домов

Сохранит ли Россия Северный морской путь

Дания претендует на близкую к российской экономической зоне часть Арктики
0
Сохранит ли Россия Северный морской путь
фото: РИА НОВОСТИ
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

МИД Дании объявил, что готов предоставить в ООН документы, подтверждающие права королевства на ряд нефтеносных районов Арктики. «До конца 2014 года королевство намерено представить в Комиссию ООН документы, подтверждающие исключительные экономические права на часть Арктического континентального шельфа», — гласит выдержка из Арктической стратегии Дании, размещенной накануне на официальном сайте МИДа страны.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву страны с доступом к Северному Ледовитому океану могут объявлять район, который простирается на 200 миль от их берегов, своей исключительной экономической зоной. Эта зона может быть расширена еще на 150 морских миль, если страна докажет, что арктический шельф — это продолжение ее материковой территории. Согласно выводам датских ученых, хребет Ломоносова, который проходит под Северным полюсом, является продолжением Североамериканской и Гренландской тектонических плит.

Этот же хребет Ломоносова сейчас исследует научное судно «Академик Федоров» в сопровождении атомохода «Россия». На основании полученных данных свою заявку в ООН планирует сформировать Россия, также претендующая на дополнительные акватории в Ледовитом океане.

— Действия Дании могут резко обострить вопрос о статусе Арктики, — прокомментировал ситуацию Алексей Фененко из Института проблем международной безопасности РАН. — Кроме всего прочего эта страна наравне с Канадой претендует и на географическую точку Северного полюса. До последнего времени она оставалась нейтральной, но ситуация может измениться.

По словам ученого, позиция Дании ставит под вопрос и статус Северного морского пути. Дело в том, что хребет Ломоносова практически упирается в российские Новосибирские острова. Таким образом, исключительная экономическая зона королевства может распространиться и на районы, которые пересекают транзитные маршруты. Сегодня Севморпуть монопольно контролирует Россия. «В соответствии с международными нормами моря, где ледовый покров держится более шести месяцев, регулируются правилами прибрежного государства», — пояснил «Известиям» замдиректора НИИ Арктики и Антарктики Александр Данилов.

Севморпуть сегодня пользуется все большей популярностью среди судовладельцев. Это альтернатива Суэцкому каналу для грузов, следующих из Юго-Восточной Азии в Северную Европу. Проход через Суэцкий канал чреват опасностями из-за пиратства в Индийском океане, а Северный морской путь все больше доступен из-за уменьшения арктического ледового покрова в последние десятилетия.

  — После мощного спада грузопотока в 90-е мы наращиваем темпы судовождения, — рассказал «Известиям» начальник управления перспективного развития Атомфлота Владимир Арутюнян. — С начала лета по маршруту Северного морского пути транзитом прошли уже семь судов. Еще четыре находятся на трассе. И до конца навигации ожидается проход как минимум шести транзитных караванов.

Севморпуть к тому же значительно короче трассы через Индийский океан. Так, от Санкт-Петербурга до Владивостока по Севморпути около 14,3 тыс. км, в то время как через Суэцкий канал — 23,2 тыс. км. Из Гамбурга (Германия) в Иокогаму (Япония) по Севморпути — 12 тыс. км, через Суэц — 20,5 тыс. км. Такая разница в расстояниях экономит судам по 10–13 дней хода и обеспечивает экономию до $300 тыс. на каждом рейсе.

 — На хозяйственную деятельность в Арктике претендуют не только страны, граничащие с регионом, — объясняет ситуацию заведующий отделом Канады Института США и Канады Василий Соколов. — Например, свои планы в регионе имеет такая «северная» страна, как Малайзия. У Китая на Шпицбергене уже действует своя метеостанция.

По мнению Соколова, в конце концов Арктика будет принадлежать не тому, кто раньше подал заявку в ООН, а кто будет вести в ней активную экономическую деятельность.

Комментарии
Прямой эфир