Капитанов проведут через очную ставку
Расследование причин гибели теплохода «Булгария» завершено, но в деле осталось еще множество темных пятен. Одно из них — могли ли капитаны сухогруза«Арбат» Юрий Тучин и буксира «Дунайский-66» Александр Егоров спасти пассажиров затонувшего теплохода. Капитаны дают противоречивые показания, рассказывая каждый свою версию развития трагических событий. В среду, 24 августа, следователи собираются провести очную ставку капитанам, чтобы выяснить, кто изних говорит неправду.
Уже более месяца капитаны находятся в Казани под подпиской о невыезде. Александр Егоров живет на съемной квартире, а Юрий Тучин снимает маленький номер без удобств в гостинице для железнодорожников. По словам Тучина, проживание в чужом городе и услуги адвоката ему обходятся в копеечку, зарплату он не получает. Но сейчас его больше всего волнуют «странности», которые появились в уголовном деле.
— Часть показаний подтасована, — заявляет Тучин.
По его словам, в район крушения «Булгарии» сухогруз «Арбат» вошел в 13 час 15 мин. К этому моменту экскурсионный теплоход ужележал на дне Волги, а на поверхности находились два спасательных плота.
— Я не знал, что произошло, но на всякийслучай связался с диспетчером движения в Камском Устье. Было все это в 13.25, — вспоминает капитан.
По словам Тучина, диспетчером была женщина, а на очную ставку на прошлой неделе пришел мужчина, который заявил,что на связь Тучин не выходил.
— А я почти 20 мин находился в эфире сначала на девятом каналесвязи, потом перешел на пятый канал — рассказывает Тучин. — Диспетчер пообещала связаться с МЧС.
В это же время «Арбат» поравнялся с буксиром «Дунайский–66», который шел встречным курсом, и Тучин его также предупредил о людях на плотах.
— Кстати, капитанЕгоров в своих показаниях это подтверждает, — вздыхает Тучин. — А вот капитан «Арабеллы» Роман Лизалин, который подключился к спасательной операции, утверждает, что вообще невыходил со мной на связь. А я в 13.40 связывался с ним еще раз по просьбе МЧС. Но теперь выяснилось, что береговой радиостанции в Камском Устье нет, поэтому переговорыникто не записывал!
Тучин считает, что Лизалин просто подыгрывает следствию, перед которым поставлена задачаобязательно упечь кого-то в тюрьму.
— На его лавры героя и спасателя я не претендую. Я уже свое отспасал в 1991 году, когда доставал потерпевших кораблекрушение рыбаков на Балтике. Мне просто обидно,что из меня сейчас всеми способами делают стрелочника и негодяя, — переживает Тучин. — Хотя я дажеесли бы очень сильно хотел, провести операцию не смог бы — не было необходимых плавсредств и людей.
Адвокат капитана Юлия Зарубина также заявляет о явныхнестыковках в показаниях главных свидетелей.
— Очная ставка с Лизалиным должна восстановить всю картинусобытий и доказать, что мой подзащитный делал в тот момент все, что было в егосилах.
Аида Камалова, адвокатАлександра Егорова, капитана буксира «Дунайский-66», говорит, что показания ее подзащитного и капитана Лизалина сходятся.
— Хотя обвинения вадрес моего подзащитного тоже надуманны, — говорит она. — Мы ждем результатов экспертиз, которыепокажут, что буксир с двумя прицепными баржами, общей длиной 270 м изагруженный под завязку, просто не мог совершить нужный маневр.
Капитан «Арабеллы» Роман Лизалин упреки в свой адрес считает незаслуженными и настаивает на своей версии. О катастрофе он узнал изоборванных фраз, звучащих в радиоэфире. Связь, по его словам, была в этотмомент неустойчивой, с помехами, возможно, из-за прошедшей грозы.
— В эфире кто-то с кем-то переговаривался. По обрывкам словя понял, что где-то то ли лодка перевернулась, то ли катер и люди находятся вводе, — рассказал «Известиям» Лизалин. — Я кричал по рации, пытался выяснитьподробности. Но никто ничего внятно не ответил.Тогда я в прямом эфире сделалобъявление, что «Арабелла» следует в квадрат, где обнаружены люди.
По пути к месту аварии «Арабелла» встретилась с«Дунайским-66».
— В момент нашего расхождения капитан «Дунайского-66»спросил у меня, нужна ли помощь, — продолжил капитан «Арабеллы». — Но буксирквадрат аварии уже давно прошел. Если он мог спасти людей, то это надо былоделать раньше. Поэтому я отказался от его помощи и попросил отойти.
По словам, Лизалина, на подходе к месту крушения «Булгарии»на горизонте была видна какая-то точка удаляющегося судна. Но что это за корабль — капитан «Арабеллы» не знал.
— С капитаном «Арбата» я никогда неразговаривал, — возмущается Роман Лизалин. — И с точки зрения капитанскойлогики: как капитан одного судна может что-либо приказывать капитану другогосудна?
Роман Лизалин все же не исключает, что нестыковки в показаниях могли появиться и по объективным причинам.
— В эфире никто никому не представлялся, и определителя на рации, как на мобильниках, нет. Кроме того, возможно, у диспетчеров произошла пересменка. Поэтому Тучин вел переговоры с женщиной-диспетчером. А я уже разговаривал с мужчиной. Ну и суматоха потом началась, которая тоже ясности не добавляла, — полагает он.
Но в одном Лизалин уверен точно: оказатьпомощь тонувшим с «Булгарии» ничто не препятствовало ни капитану «Арбата», никапитану «Дунайского-66». И он готов сказать об этом в лицо капитану Тучину.
— Я очной ставки не боюсь, мне даже интереснопосмотреть в глаза этому капитану, — утверждает капитан «Арабеллы». — Думаю,сейчас Тучин цепляется за соломинку, чтобы избежать наказания.