Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Главком ВСУ признал тактические успехи ВС РФ на ряде направлений СВО
Происшествия
Автомобиль насмерть сбил троих мальчиков в Татарстане
Общество
Биолог рассказала, какие полезные травы можно вырастить на даче
Общество
Клиенты криптобиржи Beribit осадили второй офис компании в Хохловском переулке
Мир
Французские политики раскритиковали слова Макрона о ядерном оружии для защиты ЕС
Спорт
Сергей Юран покинул пост главного тренера футбольного клуба «Пари НН» 
Происшествия
Мужчину убили около торгового центра в Воронеже
Экономика
За чем следить инвестору на этой неделе
Мир
Депутата Народного собрания Гагаузии час удерживали в аэропорту Кишинева
Мир
В Тбилиси начались столкновения митингующих с полицией
Спорт
Российский боксер Гаджимагомедов стал двукратным чемпионом Европы
Мир
МИД Украины установил личности убитых в Германии граждан
Наука и техника
Корабль Cargo Dragon отстыковался от МКС
Мир
По меньшей мере три человека погибли при торнадо в американском штате Оклахома
Мир
В Киеве сообщили о проведении переговоров с США о поддержке на 10 лет вперед
Мир
ЦПВС сообщил о восьми нарушениях возглавляемой США коалицией в небе над Сирией
Мир
Власти Польши начали эвакуацию города из-за бомбы времен Второй мировой

«Стратегия 2020» не устроила Минэкономразвития

Экспертов критикуют за расчет на нефтяные доходы и расплывчатость в формулировках
0
«Стратегия 2020» не устроила Минэкономразвития
фото: ИЗВЕСТИЯ
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Министерство экономического развития раскритиковало «Стратегию 2020» за недостаточно обоснованные предложения по части бюджетной и социальной политики. Как рассказал «Известиям» источник, участвующий в обсуждении, больше всего претензий у Минэкономразвития к предложениям экспертных групп по макроэкономике и денежной политике, реформе бюджетных организаций и рынку труда и миграции. То есть к идеям по решению наиболее насущных проблем российской экономики.

Минэкономразвития не понравился излишне пессимистический настрой экспертов по макроэкономике: более чем скромный прогноз по ВВП (2–2,5%) и большое количество заложенных в бюджетный план рисков. По словам собеседника «Известий», в министерстве не считают нужным вводить жесткие меры монетарной политики вроде контроля за печатным станком, курсом рубля, а также ограничений по кредитованию населения, которые предложила рабочая группа. Такие меры были хороши в кризисные периоды, но сохранять их на протяжении ближайших 10 лет нет необходимости.

Это подтверждает главный экономист Центра развития Валерий Миронов.

— Концепция довольно спорная, — отмечает он. — Перед кризисом 2008 года такие меры работали, потому что наблюдался перегрев рынка по всем фронтам: излишне росли цены на недвижимость, акции предприятий, рост зарплат опережал производительность труда. Сейчас ситуация немножко иная. Воздействовать на курс рубля тоже не очень эффективно. Управлять надо процентными ставками, а не обменным курсом. Тогда эмиссия денег будет ровно такой, какая необходима. А в условиях волатильности валютных рынков нужно учиться хеджировать риски.

Кроме того, серьезной критике подверглось предложение рабочей группы по снижению инфляции путем контроля курса рубля. Минэкономразвития считает, что искусственное укрепление рубля приведет к серьезным колебаниям на валютном рынке, справиться с которыми будет непросто. После мягкой девальвации рубля в 2008 году Центробанк отказался от прямого участия в формировании курса национальной валюты и возвращаться к политике жесткого коридора в ближайшее время не собирался.

Но больше всего министерство недовольно тактикой приверженности нефтяной игле, с которой эксперты по бюджету фактически предлагают не расставаться до 2020 года. В ведомстве полагают, что ориентация на внешний спрос приводит к тому, что страна задерживается в роли сырьевого придатка развитых государств.

Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, который является участником и руководителем сразу нескольких рабочих групп, принимающих участие в разработке «Стратегии», уверен, что к 2020 году освободиться от «нефтяной зависимости» Россия не сможет ни при каких условиях.

— Мы не можем рассчитывать, что через 10 лет будем в состоянии настолько сильно изменить структуру экспорта и структуру доходов бюджета, чтобы экспортные источники потеряли свою ведущую роль, — уверен экономист. — Но существенно дополнить их другими доходными источниками мы можем, и это наша главная задача. Когда экономика России все же сумеет оторваться от нефтяной иглы? Это горизонт 2030–2035 года. Если мы не изменим структуру экономики к этому времени, то нашему благоденствию придет конец.

Варианты решения проблем безработицы и рынка труда тоже не устроили Минэкономразвития. Чиновники попеняли экспертам и на недостаточное знание российского законодательства, особенно по части прав и обязанностей трудовых мигрантов, на не столь глубокий анализ демографической ситуации в стране, который необходим для разработки стратегии, а также на невнимание к вопросам трудоустройства незащищенных категорий населения.

По мнению представителей ведомства, вне поля зрения экспертной группы остались «молодые пенсионеры», люди с ограниченными возможностями и молодые матери, которые и сейчас забыты государством и, судя по всему, рискуют остаться таковыми до 2020 года. Кроме того, чиновники не смогли разобраться в экспертных формулировках относительно трудящихся в неформальном секторе экономики. Как говорит источник «Известий», из стратегии следует, что неформальный сектор — это однозначно плохо. Но это не всегда так. Неформальный сектор прежде всего создает рабочие места в тех регионах, где с этим проблемы.

Критике также подверглись разработки группы, занимающейся реформой в бюджетной сфере. Главная претензия — отсутствие конкретики. Из предложения остается неясно, в каком виде будет существовать сеть бюджетных организаций. Нет понимания относительно конкретного состава и объема гарантированных гражданам социальных услуг. А это больше всего волнует население, напуганное разговорами о скором переходе здравоохранения и образования на коммерческую основу.

Руководитель экспертной группы «Реформа бюджетного сектора в экономике» Татьяна Клячко рассказала «Известиям», какие изменения в стратегию будут внесены в ближайшее время и какой конкретикой наполнится следующая версия документа.

— К критике Минэкономразвития мы относимся спокойно. Что-то будем учитывать, а что-то нет, — отметила Клячко. — Конечно, конкретные предложения у нас уже есть. Во-первых, мы выработаем критерии определения бюджетных, казенных и автономных учреждений. Во-вторых, определим четкий перечень услуг, которые они будут оказывать.  В-третьих, внесем предложение об объединении учреждений культуры и образования в малонаселенных пунктах. А также разработаем социальные пакеты гарантированных услуг для разных категорий населения.

Ярослав Кузьминов считает, что говорить о серьезных разногласиях между  экспертами и специалистами Минэкономразвития все-таки преждевременно. Запланировано шесть совещаний по обсуждению стратегии у министра, из них пока состоялось только одно. Первый этап, на котором будет выработано несколько основных сценариев реализации программы, завершится ближе к середине сентября. Сейчас, по словам Кузьминова, проводится социологическое исследование, которое покажет, как разные группы населения могут воспринять те или иные изменения в бюджетной сфере.

Комментарии
Прямой эфир