Людмила Петрушевская не советует быть третьим

Долгое время главной новостью о рассказах Людмилы Петрушевской была... обложка. Обычная издательская практика — перетасовать
старые тексты, добавить к ним совсем немного свежих и выпустить очередной
«новый» сборник — в случае с Петрушевской разнообразилась только «авторскими»
подборками: писательница время от времени указывала, какие рассказы
считать «классическими». В последний раз повод для переиздания дали
американцы: они только сейчас как следует вчитались в Петрушевскую, переименовали
ее давний сборник «Песни восточных славян» в «Жила-была женщина, которая хотела
убить соседского ребенка» и наградили его премией за лучшую фантастику.
Фантастический
элемент действительно всегда присутствовал в прозе Петрушевской. Она
оставляла героям возможность выйти из невыносимо душной, ограниченной
четырьмя стенами действительности «в сады иных возможностей». Пусть эти
«сады» существовали только на бумаге, в заголовках ее произведений. Книги
Людмилы Петрушевской хотя и стали еще с 1980-х классикой «женской прозы», но на
самом деле требовали от читателя некоторых дополнительных умений. Нужно было
вовремя переключаться вместе с автором из «бытового» регистра в мистический.
Петрушевская как никто умела дирижировать этими волшебными превращениями: колдовала над самыми тяжелыми жизненными неурядицами, пока они не становились
фактом искусства. И, напротив, в загадочных пространствах человеческого
воображения она обживалась с завидным практицизмом хорошей домохозяйки.
Сборник «Не садись в машину, где двое»
представляет новую Петрушевскую. В прозе 2000-х она уже начала потихоньку «подбирать»
героев, которым было «отказано от дома» в жанровой прозе, будь то глянцевый
роман, ироничный детектив или бодрый боевик. Но к этим героям — обычным людям,
обвешанным веригами бытовых проблем и неспособным навести порядок в собственной
жизни, — она была довольно сурова. Писательница разбирала их дрязги с дотошностью
достоевского Порфирия Петровича. Может быть, впрямую и не обвиняла, но приговор
читался между строк.
В нынешних рассказах тоже есть суета жизни во всей красе:
«И началось! Юридические консультации, беготня по милициям, адвокат, вызов
наряда на квартиру, проверка документов у жильцов, выдворение жильцов, смена
ключей, затем установка железной двери». Соню, одну из «девушек с плохой
биографией, порченную душу, второсортный товар», буквально оттесняет от жизни
семья ее мужа. Удачливая бизнес-леди заболевает, и «исчезает ее улыбка, как
сон, как утренний туман». Блондинка Заечка становится жертвой даже не измены, а
дружбы мужа с другой женщиной. Муж из одного рассказа ставит в своей комнате
замок, муж из другого — не дает жене ключи от квартиры. Бедному художнику
Владимиру чуть-чуть не хватает сил на пути от ремесла к искусству, а ведь
«искусству нельзя научить».
На этот раз писательница не любуется тем,
как переливаются эти истории всеми мистическими и фантастическими цветами. Многие
из представленных в сборнике рассказов — это просто руководство к действию. Вот
буквально: для юных девушек — «не садись в машину, где двое», для начинающих
художников — «не задерживайся в притоне для наркоманов». В рассказе об
алкоголизме автор все же не выдерживает нагрузки слишком больной темы,
проповедь звучит излишне пафосно. Зато особенно выразительна одна из концовок:
«Плакать она не имела права. Все». На этом рассказ неожиданно обрывается. Ко всем
этим прямолинейным выводам, конечно, прилагаются, как всегда, мастерские
тексты.
Петрушевская видит себя скорее не советчицей — ей это слово наверняка
покажется подозрительным, — а много повидавшей гадалкой, готовой ходить по героям
и раскладывать им свои литературные «карты». Скорость, на которой совершается
все это «гадание», в новом сборнике особенно выдающаяся. Почти во всех
небольших рассказах стремительнейшим образом появляются, вырастают и обретают
свои подозрительно похожие проблемы дети героев. Петрушевская нас явно
поторапливает: в машину, где двое, садиться не надо, но и просто стоять на
распутье времени нет.
Людмила
Петрушевская. Не садись в машину, где двое. Истории и разговоры. — М.: АСТ, 2011