Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Путин заявил об укреплении позитивных тенденций в экономике РФ
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Общество
Путин назвал приоритетом поддержку рождаемости и достойное качество жизни семей
Экономика
Путин назвал донастройку налоговой системы шагом к улучшению инвестклимата
Армия
Минобороны пополнило экспозицию выставки трофейного оружия из зоны СВО
Мир
Захарова назвала заявление Сунака о «военной» промышленности выборной кампанией
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Туризм
Российский турпоезд «Ласточка» совершил тестовый рейс в Сухум
Мир
Посольство РФ в Италии осудило сравнение бойцов ВСУ с итальянскими партизанами
Общество
Песков сообщил о продолжении курируемых Ивановым строительных контрактах
Общество
ФСБ пресекла деятельность занимавшейся хищениями бюджетных средств банды
Экономика
Путин назвал РСПП надежным партнером государства
Мир
Глава МО Белоруссии указал на наличие правовой базы для защиты Союзного государства
Общество
Захарова указала на обнародование Ереминым данных об охоте ВСУ за журналистами
Мир
В КНДР назвали санкции в отношении страны петлей на шее США
Мир
Макрон призвал строить будущую Европу независимой от курса США

Режиссер Смирнов снял фильм о Родине

Создатель «Белорусского вокзала» называет новую картину главной работой своей жизни
0
Режиссер Смирнов снял фильм о Родине
источник фото: КиноПоиск
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На закрытии кинофестиваля в Выборге состоялась долгожданная премьера картины Андрея Смирнова «Жила-была одна баба».

Таких масштабных фильмов на эту тему в России не снимали давно, если снимали вообще. И потому что дорого — проект Андрея Смирнова стоит $6 млн, и потому, что режиссеров, способных говорить на тему уничтожения русского крестьянства в Гражданскую войну, практически не осталось. Возможно, поэтому, когда смотришь фильм Смирнова, не покидает ощущение, что он выходит за пределы кинематографа, занимая территорию литературы. И смотреть его надо, как читают толстые романы классиков. Как «Красное колесо» Солженицына — долго и мучительно. С ним нужно жить, его надо пересматривать снова и снова. И через не могу, и через не хочу.

Фильм Андрея Смирнова родом оттуда, из русской литературы. И вопросы, которые он ставит, все те же — проклятые. Действие картины разворачивается в Тамбовской губернии с 1909 по 1921 год. В центре сюжета — судьба простой русской бабы Варвары (Дарья Екамасова), которую «не спросимши» выдали замуж — как мешок зерна купили. Ее насилует сперва муж, потом — всякий, кому не лень. Потому что не человек. Потом война, революция, Гражданская война, зверства продотрядов, Антоновское восстание заморенных голодом крестьян и его жестокое подавление. Между этим — годы выживания, грязь, насилие, двое детей неизвестно от кого. Среди расстрелянных участников восстания — Давид Лукич (Алексей Серебряков), единственный, которого Варвара полюбила.

Картина Андрея Смирнова сделана в пику любой идеологии — и той, где революция была рабоче-крестьянской, и любой другой, где дореволюционное прошлое России выглядит утраченным раем. По версии Смирнова, ген самоистребления заложен в нас самих, он как бомба замедленного действия. И наш русский апокалипсис случился в 1917 году. Не могло его не случиться. И если 1917-й — это конец, кто скажет, где начало.

Палитра Смирнова не знает светлых тонов, его фильм беспросветен. Русские крестьяне пьют как скоты, живут как скоты и как скоты умирают. Свои грабят и расстреливают своих же. И нет на земле народа страшнее, чем русский, и не любит нас Бог. В финале очистительный ливень смывает все грехи — легенда о граде Китеже становится парафразом вселенского потопа. И если фильм Смирнова и пытается что-то объяснить, так только то, что было, есть и будет. И умом не понять, и деньгами не исправить. Национальный характер, генная структура. Но при этом «Жила-была одна баба» остается фильмом русским, пуповиной связанным с классической русской литературой. И честен он, как русская литература, как бунинская «Деревня». И не дает человеку шанса на человеческое, как не дают его великие русские писатели. Плакать здесь не над кем — можно только оплакивать. Людей нет, и нет идей, и идти больше некуда. А то человеческое, что проскальзывает, — впроброс и дальше.

Впрочем, каждый волен поместить эту историю в исторический контекст, где кроме ужасов самоуничтожения великого народа будут великие победы и достижения. Но в фильме этого нет: Андрей Смирнов не видит света. Это слишком русский фильм. Кроваво-красное на черном — без любви, надежды и жалости.

Комментарии
Прямой эфир