Военные самолеты доверили заправлять "Газпромнефти"
Минобороны продолжает избавляться от небоевых функций. Вслед за питанием и банно-прачечными услугами, на аутсорсинг вывели заправку боевых самолетов "в крыло".
Гражданские топливо-заправочные комплексы с начала года работают на 11 военных аэродромах - Чкаловский, Левашово, Воронеж, Тверь, Крымск, Энгельс, Шагол, Толмачево, Украинка, Домна, Хурба. Причем, часть из этих аэродромов - совместного базирования, а часть - стратегические авиабазы, на которых базируются бомбрдировщики Ту-95 и Ту-160 с ядерными ракетами.
В Минобороны "Известиям" пояснили, что на случай боевых действий
гражданские специалисты-заправщики
подлежат мобилизации.
- Это прописано у них в контракте. Но
сейчас таких боев, при которых аэродромы и авиабазы могут оказаться под
обстрелом противника, не ведется, - рассказал "Известиям" представитель
военного ведомстве.
Воевать заправщикам, скорее всего, не придется.
- В случае войны никто
выкапывать и перевозить заправочное оборудование не будет. Есть мобильные заправочные комплексы на базе вертолетов Ми-26,
воздушные танкеры Ил-76 и масса других технических приспособлений,
которые позволяют развернуть аэродором на любой автодороге в любой точке
страны, - отметил представитель Минобороны.
Сейчас по решению правительства заправкой боевых самолетов занимается ЗАО "Газпромнефть-Аэро", которое обслуживает 11 авиабаз. Почему власти выбрали именно эту компании, ни в Минобороны, ни в Газромнефти не говорят.
Другие участники рынка заправочных услуг считают, что это связано с личной дружбой заместителя гендиректора по специальным проектам ЗАО "Газпромнефть-Аэро"
Виктора Каука и замминистра обороны Дмитрия Булгакова, который курирует
поставки горюче-смазочных материалов.
- До военной
реформы Булгаков был начальником службы тыла вооруженных сил России, а
Каук - начальником Центрального управления ракетного топлива и горючего
Минобороны. К тому же, они вместе учились, - пояснил свою теорию представитель одной из топливных компаний, пожелавший сохранить анонимность.
Получить комментарии ни у Булгакова, ни у Каука на момент выхода публикации не удалось, однако информация о
том, что с 2007 по 2010 Каук Виктор Васильевич работал на названной источником
должности есть на официальном сайте ЗАО "Газпромнефть-Аэро".
Президент
института стратегических оценок и анализа Александр Коновалов считает,
что переход на аутсорсинг - неизбежный процесс, который в целом избавит
армию от коррупции и расхищения имущества.
- В коммерческой
фирме, как правило, всем заведует хозяин, который смотрит, чтобы
"продукты" клали "в котел". Поэтому воровать должны при такой системе
меньше. Хотя, конечно, у нас народ изобретательный - коммерческая фирма
может договориться с командованием части и работу вместо наемных рабочих
будут выполнять солдаты-срочники, - отметил Коновалов.
Кроме
небоевых функций, вроде уборки территории и организации питания солдат,
на аутсорсинг выводят и чисто вовенные функции, напомнил Коновалов.
Например, охрану "Зеленой зоны" в Багдаде обеспечивает частная охранная
фирма, российских специалистов-нефтяников, работающих в Ираке, также
охраняют ЧОПы из бывших военных.
- По всему миру армейский аутсерсинг развивается, и нас, по всей видимости, тоже не минует, - считает эксперт.
В Минобороны объясняют такое решение необходимостью модернизировать топливно-заправочные комплексы авиабаз, которые строились еще в советское время, и нежеланием отвлекать для этого собственные силы.
- Гораздо проще отдать эту проблему сторонней организации, которая сама будет менять оборудование ТЗК и сама заправлять самолеты. Не надо тратить силы и средства на организацию хранения топлива, его доставку и заправку самолетов. Все идет "под ключ", - отметил представитель Минобороны.