Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин заверил, что сил и средств для борьбы с паводками в регионах достаточно
Армия
ВС РФ отбили контратаку ВСУ под Урожайным в ДНР
Мир
Гуцул рассказала о переговорах по сотрудничеству Гагаузии с банками РФ
Мир
ЕК выплатила Украине второй транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Политика
Песков подтвердил позицию Москвы по санитарной зоне для защиты от ВСУ
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Депутаты Европарламента раскритиковали ЕС за политику двойных стандартов
Мир
В МИД РФ заявили об открытии дипмиссии в Экваториальной Гвинее в ближайшие недели
Общество
Трухановская подала жалобу на увольнение с поста ректора Института им. Пушкина
Мир
Вышедший из берегов Днепр затопил два городских парка в Киеве
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

«Окно в Европу» закрылось с нарушением регламента

Обладателем главного приза кинофестиваля в Выборге стал не фильм, а актер Петр Зайченко — с формулировкой «За выдающееся актерское мастерство»
0
«Окно в Европу» закрылось с нарушением регламента
кадр из фильма «Дом»
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Жюри фестивалей, как правило, не любит вступать в конфликт с дирекцией и ломать регламент присуждения наград. И тем не менее на 19-м фестивале «Окно в Европу» судьи игрового кино под председательством оператора Михаила Аграновича на подобный демарш решились. Обладателем главного приза стала не какая-либо из 14 конкурсных картин, показанных в Выборге с 7 по 13 августа, а актер Петр Зайченко — с формулировкой «За выдающееся актерское мастерство».

Оба фильма с его участием, точнее их авторы, удостоены специальных призов жюри. Режиссер Слава Росс — за «Сибирь. MonAmour», уже показанную на фестивале в Ханты-Мансийске. Режиссер и сценарист Олег Погодин — за фильм «Дом», премьера которого состоялась в один из последних дней «Окна в Европу». Полагаю, что вокруг «Дома» (совместное производство СТВ и «Централ Партнершип») в жюри кипели нешуточные страсти. Если и был в очень слабом в этом году конкурсе фильм, достойный главной награды, так это он.

«Дом» —  в буквальном смысле дом в казацкой степи, построенный в балке, где когда-то дед-большевик рубил шашкой кулаков. Старик еще жив (действие происходит в 2001 году), и на его юбилей съезжается все многочисленное семейство. Глава дома сейчас — сын старика — рачительный хозяин, строгий отец, которого любят и ненавидят одновременно. В этой роли — Богдан Ступка. Петр Зайченко играет его брата, в прошлом обкомовского работника. Владимир Епифанцев — среднего сына, местного супермена, мечтающего пополнить ряды московских братков. Иван Добронравов — младшего, единственного, кто решился на открытый бунт против отца. Еще у героя Ступки две дочери: одна (Екатерина Редникова) — местная учительница, в которой есть что-то от героинь и Чехова, и Шолохова. Другая (Евгения Дмитриева) — столичная гранд-дама, не изжившая до конца крестьянских манер, жена известного телеведущего. У каждого из «детей» свои проблемы, которыми они не торопятся делиться с семьей. Но самые серьезные неприятности у старшего брата (Сергей Гармаш), который не был в родном доме четверть века, а сейчас вдруг свалился как снег на голову. То, что этот человек — «очень серьезный бандит», зрителю сообщается почти сразу. Но кто он на самом деле — воплощенное зло или жертва обстоятельств, мы до конца так и не поймем. Ясно, что в настоящий момент на него собираются повесить серьезное преступление. И похоже, что группа мужчин в черных костюмах и белых рубашках, которая героя преследует и в конечном итоге уничтожает Дом, не из числа обычных братков. Скорее, наоборот, служит государственным интересам.

Темные места и недомолвки в фильме не могут не раздражать. Хотя на самом деле все эти детали сюжета не столь важны. Потому что главное здесь — очень мощно переданное режиссером ощущение рода, клана, противостояние «своих» и «чужих». Даже если эти «свои» уже давно не единое целое и клан разъедаем внутренними конфликтами, они все равно — сила. С уничтожением Дома мир становится слабее, но Дом был обречен, поскольку строился на крови. Закодировав в фильме многие важные темы российской истории, Погодин придает всему этому залихватскую форму триллера. Недаром спецприз ему достался с формулировкой «За владение кинематографическими профессиями». Имеются в виду профессии сценариста и режиссера.

Еще один спецприз жюри вручило фильму «Четыре дня в мае» известного нам по «Гуд бай, Ленин!» немецкого режиссера Ахима фон Борриса. Его европейская премьера состоялась буквально за несколько дней до Выборга — на фестивале в Локарно. Участие немецкой картины в смотре российского кино объясняется тем, что, во-первых, в ней заняты российские актеры, а во-вторых, Алексей Гуськов является не только исполнителем главной роли, но и сопродюсером.

История  проекта началась в мае 2006 года, когда журнал «Вокруг света» опубликовал текст под названием «Русская былина». Жанр определялся автором — Дмитрием  Фостом как «Набросок сценария», сама же история якобы была записана со слов маршала Советского Союза Кирилла Семеновича Москаленко и снабжена выдержками из множества архивных документов.

Рассказывалось, как в конце войны близ немецкого острова Рюген группа советских разведчиков разместилась в здании пансионата для слепых девочек. 8 мая на территории пансионата появляется пьяный майор, а когда разведчики его выпроваживают, он сообщает, что в пансионате засели власовцы. В неразберихе последнего дня войны советские войска начинают штурм. На помощь нашим разведчикам приходят немцы, которые пытались на кораблях добраться до Дании, чтобы сдаться в плен союзникам, но с борта увидели, что идет бой.

После публикации на редакцию обрушилось множество гневных писем от ветеранов — автора обвиняли в бесстыдном фантазировании, но зато «Русской былиной», получившей статус одной из легенд войны, заинтересовались кинематографисты. Сначала российские, а потом, когда дело с запуском фильма застопорилось по организационным причинам, — немецкие. В фильме, снятом Ахимом фон Боррисом с участием Алексея Гуськова, Павла Вензела, Григория Добрыгина, Андрея Мерзликина и проживающего в Австрии грузинского актера Мераба Нинидзе, фабула сохранилась, но детали сюжета изменены. Девочки зрячие, зато в пансионате появился еще и мальчик, 12-летний член гитлерюгенда, вначале люто ненавидящий русских, но потом ставший для советских разведчиков кем-то вроде сына полка. Взаимоотношения мальчика и героя Гуськова — советского капитана по прозвищу Горыныч  — и составляют главный нерв картины.

Ахим фон Боррис снял очень культурный, очень европейский фильм о том, что война — зло и что настоящая человеческая порядочность не имеет национальной привязки и не подчиняется историческим обстоятельствам. Свой спецприз с формулировкой «За смелость и гуманизм» «Четыре дня в мае» конечно же заслужили. Фильм фон Борриса стал еще и обладателем третьего места на конкурсе зрительских симпатий «Выборгский счет». Второе место зрители отдали фильму «Пять невест» Карена Оганесяна. А первое — у «Двух дней» Авдотьи Смирновой. Президент фестиваля Армен Медведев вручил свой специальный приз картине Андрея Смирнова «Жила-была одна баба», показанной вне конкурса на закрытии фестиваля (подробнее об этой ленте — в одном из ближайших номеров «Известий»). Критики и пресса наградили «Бездельников» Андрея Зайцева.

«Бездельники», как и еще несколько фильмов, опробовали новую площадку. С этого года в Выборге стали устраивать бесплатные сеансы под открытым небом, на центральной площади города. И это одна из самых красивых декораций, в которой когда-либо показывалось кино.

Неигровое кино и анимация в Выборге

«Окно в Европу» — единственный крупный фестиваль отечественного кино, где существует также конкурс неигрового кино и анимации. В этих секциях призы распределились так.

Приз за лучший неигровой фильм — режиссеру  Михаилу Павлову, фильм «Ждем, надеемся, не верим...»; специальный приз жюри — режиссеру Алине Рудницкой, фильм «Я не забуду этот день»; диплом — режиссеру Анне Шишовой за лучший дебют, фильм «Тихий океан». Приз за лучший анимационный фильм — режиссеру Михаилу Дворянкину,
фильм «Подарок»; специальный приз жюри — режиссеру Ирине Литманович,
фильм «Домашний романс»; дипломы — режиссеру Алексею Демину,
фильм «Шатало», и режиссерам Екатерине Овчинниковой, Татьяне Окружновой, Алине Яхьяевой, Наталье Павлычевой, Елене Петровой, Марии Архиповой — за дебютный фильм «Еще раз». 

Комментарии
Прямой эфир