«Булгария» столкнула лбами следователей и чиновников
Не утихают споры вокруг причин катастрофы теплохода «Булгария». Специалисты Росречрегистра раскрыли «Известиям» засекреченные результаты обследования судна, в которых говорилось о четырех пробоинах в корпусе, однако в Следственном комитете заявляют, что крушение «Булгарии» произошло не из-за пробоин.
Транспортные чиновники утверждают, что следствие намеренно скрывает детали осмотра судна, а следователи обвиняют экспертов в попытке обелить арестованных арендаторов и чиновников, выпустивших теплоход в последний рейс.
В начале августа СК обнародовал предварительные причины гибели «Булгарии». По словам официального представителя СК РФ Владимира Маркина, крушение произошло из-за совокупности факторов: плохого технического состояния теплохода, неисправного двигателя и систем радиооповещения, недокомплекта спасательных жилетов, шлюпок и плотов, а также перегруза теплохода. В официальном заявлении ни слова не говорилось о том, что в корпусе корабля были пробоины.
Однако источники «Известий» в Росречрегистре заявили, что в отчете об освидетельствовании теплохода дыры в корпусе корабля действительно фигурируют.
— Четыре дыры в правом борту «Булгарии» были найдены специалистами чуть ниже скулы — линии, где борт корабля переходит в днище, — сообщил источник «Известий». — Самая маленькая пробоина размером 1х1 см, самая большая — 5х8 см.
Получил их корабль при попытке слезть с мели, на которую, как рассказали сотрудники Казанского порта, судно садилось неоднократно. Дыры в корпусе сыграли решающую роль в гибели «Булгарии».
— Судно и так ходило боком. Вода, попав через пробоины в корпус корабля, стеклась на правую сторону и еще увеличила угол крена, — считает собеседник «Известий». — Плюс 11 открытых настежь иллюминаторов, которые, на наш взгляд, стали основной причиной затопления корабля.
По расчетам специалистов, за три минуты в 11 трюмных окон залилось 400 т забортной воды. Этого было достаточно, чтобы на четвертой минуте аварийной ситуации судно под воздействием бокового шквалистого ветра и сильной волны ушло ко дну.
Интересно, что в СК прямо не отрицают наличие пробоин, но заявляют, что «история про пробоины» используется для того, чтобы вывести из-под удара должностных лиц, в отношении которых уже возбуждено уголовное дело.
Уголовные дела заведены в отношении гендиректора компании-субарендатора теплохода Светланы Инякиной, старшего эксперта камского филиала Российского речного регистра Якову Ивашову, капитанов судов «Арбат» и «Дунайский-66» Юрия Тучина и Александра Егорова. Решается вопрос о привлечении к ответственности чиновников казанского линейного отдела Госморречнадзора.
Речники и судовладельцы, с которыми на протяжении месяца общались «Известия», утверждают, что с каждой новой экспертизой ситуация становится все более запутанной, а ответов на вопрос, кто конкретно виноват в гибели «Булгарии», до сих пор нет.
— Капитан судна погиб, под следствием находятся стрелочники, а виновных надо искать в министерских кабинетах — прежде всего высокие чиновники ответственны за развал системы судоходства, — говорит один из судовладельцев.
Возраст речных пассажирских судов, эксплуатируемых в России, перевалил за критический. Средний возраст составляет 35 лет, при рекомендуемом сроке эксплуатации нефтеналивного флота 20 лет, а сухогрузов — 25 лет. При этом за последние 20 лет не было построено ни одного грузового судна. Если в 1990 году российский речной флот состоял из 14,1 тыс. грузовых и 1,7 тыс. пассажирских судов, к 2010 году он сократился до 3189 грузовых и 619 пассажирских.
Год назад на заседании вице-премьер Сергей Иванов и руководитель Федерального
агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко заявляли,
что общая проблема — это морально и физически устаревший флот, и в
ближайшие годы он подлежит массовому списанию, без государственной
поддержки никак не обойтись.
— Вопрос: что было сделано за это время? — недоумевает эксперт «Известий». — Ничего. «Булгария» — очевидное свидетельство бездействия топ-менеджеров Минтранса.
По мнению собеседника «Известий», созданная в государстве «вертикаль власти» отрасли привела к росту чиновничьего аппарата и надзорных структур. Сегодня число надзорных органов, которым предъявляется любое судно, переваливает за десяток. Вместе с тем никто ни за что не отвечает. За год до трагедии «Булгарии» Речной регистр оказался с обязанностями, но без прав, в том числе без
полномочий контроля технического состояния судов при отсутствии вызова
судовладельца.
— Истинные причины катастрофы лежат в недееспособности,
непрофессионализме, коррумпированности созданной «вертикали власти», —
заключает Сергей Ястребок, профессор Московской государственной академии водного транспорта. — Чиновники уничтожили безопасность эксплуатации
судов, обрекая весь речной транспорт на ожидание очередных катастроф.