Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Российские войска поразили цех сборки беспилотников ВСУ
Армия
ВС РФ взяли под контроль населенный пункт Семеновка в ДНР
Происшествия
Двое сотрудников погибли и четверо ранены при нападении на наряд ДПС в КЧР
Политика
В Большом Кремлевском дворце идет подготовка к инаугурации президента
Мир
Маск назвал новые переговоры Украины и США о поддержке Киева безумием
Общество
В Екатеринбурге уволят пнувшую ребенка воспитательницу детсада
Происшествия
В Москве трехлетний ребенок выпал из окна 12-го этажа и выжил
Общество
Стало известно о работе двенадцатого фигуранта дела о «Крокусе» на стройке
Мир
В США задержали кандидата в президенты на пропалестинской акции
Мир
Бывший государственный министр Грузии задержан на митинге в Тбилиси
Общество
Метеоролог спрогнозировала заморозки в Москве в пасхальные выходные
Армия
Расчеты РСЗО «Град» уничтожили боевую технику и живую силу ВСУ в зоне СВО
Мир
Си Цзиньпин в начале мая посетит Францию, Сербию и Венгрию
Общество
Синоптики спрогнозировали облачную погоду в Москве 28 апреля
Спорт
Легкоатлет Ахмадеев выиграл Московский полумарафон с новым рекордом
Мир
В Кировоградской области Украины подожгли молитвенный дом УПЦ
Общество
В Карачаевске возбудили уголовное дело после нападения на наряд ДПС

Зигзаги «Распадской» вызвали интерес у ФСФР

Резкий скачок и последующее падение акций угольной компании похожи на намеренную манипуляцию
0
Зигзаги «Распадской» вызвали интерес у ФСФР
фото: «РИА Новости»
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Представитель Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) сообщил «Известиям» в четверг, что у службы «есть интерес» к истории с поведением акций «Распадской» в последние два дня. Обстоятельства дела будут внимательно изучены.

Все началось в минувший вторник, когда на информационных лентах появились сообщения о готовящейся продаже 80% акций угольного гиганта Внешэкономбанку (ВЭБ), причем с серьезной премией к рыночной цене.

Новость спровоцировала бешеный скачок спроса на бумаги: в течение первых пяти минут после выхода новости (в 17.35  по Москве) стоимость акций выросла сразу на 10%. Всего за день было продано 278,6 тыс. акций, причем, большая часть этого объема (237 тыс.) пришлась на последний час торгов.

Такой объем покупок «Распадской» раньше и не снился. Для сравнения: 11 июля, к примеру, было продано 70 тыс. акций, 8 июля — 66 тыс.

На следующий день в начале торгов «Распадская» тоже была на подъеме. В среду было продано 321 тыс. акций в среднем по 187,5 рубля. Таким образом, был поставлен своеобразный рекорд — за два дня разошлось столько же ценных бумаг, сколько обычно переходило из рук в руки за неделю.

— По «Распадской» мы уже видели нечто подобное около недели назад, — рассказывает VIP-брокер инвесткомпании БКС Ирина Саченко. — Но тогда это не вызвало никаких вопросов, поскольку хорошо росла вся угольная отрасль на новостях о забастовках в индийской угледобывающей компании Coal India. Последних же достижений от «Распадской» никто не ожидал.

А вечером в среду спрос на «Распадскую» резко упал, потому что на лентах информагентств появилась сенсация противоположного свойства: глава ВЭБа Владимир Дмитриев уточнил, что банк не собирается покупать угольную компанию, он всего лишь готов предоставить финансовую помощь инвесторам, заинтересованным в приобретении предприятия. Сразу после этого выступления началась распродажа акций «Распадской», которая продолжается до сих пор.

Совпадение фактов — громкая новость, мгновенный рост рынка, опровержение, последующее падение — заставляет задуматься о том, что все произошедшее не было случайностью. В одной из брокерских компаний «Известиям» сказали, что выход информационной утки мог быть спровоцирован участником рынка, заинтересованным в резком повышении спроса на бумаги компании.

Аналитик «Инвесткафе» Антон Сафонов также усмотрел в истории признаки манипуляции:

— Поскольку источник первоначального сообщения неизвестен (информация исходила не от ВЭБа), то сообщение можно рассматривать в качестве признака манипуляции рынком. Необходимо выяснить, откуда оно исходило и кто мог бы заработать на резком росте акций компании. Если какие-то лица купили бумаги до сообщения о продаже «Распадской», а на подъеме продали их, подобные сделки могут вызвать подозрение со стороны регулятора, ФСФР.

В ФСФР хоть и подтверждают, что заинтересовались сделками по «Распадской», высказываются пока осторожно. По закону манипуляцией признается умышленное распространение через СМИ информации, которая напрямую влияет на изменение спроса, цены и объема торгов. На первый взгляд все признаки просматриваются в истории с «Распадской». Но доказать умысел достаточно сложно. Как правило, ФСФР проверяет десятки тысяч сомнительных сделок в год, однако манипулятивными признаются всего несколько сотен.

Если манипуляцию удается доказать, то на виновных накладывают  административный штраф (от 3 тыс. до 5 тыс. рублей). Если к этому окажутся причастны должностные лица, то наказание рублем окажется в 10 раз больше или же им грозит дисквалификация на 1–2 года. Для юридических лиц штраф еще серьезнее (от 700 тыс. рублей). Кроме того, материалы проверки направят в полицию.

Именно поэтому в историю с манипуляцией рынком верят не все. Начальник департамента торговых операций ИК «Тройка-Диалог» Тимур Насардинов считает все совпадения случайными.

— Я не верю, что такую значительную новость можно было подстроить. Это слишком рискованно. Тем более что в данном случае выигрыш был не столь уж и велик — миллионы долларов, а даже не десятки миллионов. Вряд ли кто-то стал бы так серьезно рисковать ради такой прибыли, — уверен трейдер.

Словно в подтверждение версии о том, что во всем виноват случай, в четверг главные страсти на фондовом рынке разыгрались вокруг Банк Москва. Игроки устроили настоящую охоту за акциями кредитной организации. Что удивительно, поскольку с момента перехода Банка Москвы под контроль нового собственника ценные бумаги только и делали, что дешевели. И вдруг такой поворот: к концу торгового дня цена подскочила на 10,2%, до 776 рублей за акцию. По мнению банковского аналитика из «Уралсиб Кэпитал» Леонида Слипченко, это не значит, что бумаги банка стали интересны инвесторам, подорожание — чисто спекулятивный момент. Как и в случае с «Распадской».

Комментарии
Прямой эфир