В Вооруженных силах — свято место пусто
О том, что до конца этого года в Вооруженных силах РФ появятся штатные священники, было объявлено еще два года назад. В 2009 году президент Дмитрий Медведев принял решение о возрождении института военного духовенства. Поначалу речь шла как минимум о 400 ставках, потом остановились на 240 священнических ставках и девяти гражданских должностях. Но выяснилось, что за два года в армии появилось всего семь штатных представителей духовенства: шесть православных священников и один мулла. А раввинов и вовсе нет. Большинство штатных батюшек служат в заграничных подразделениях (Южная Осетия, Черноморский флот на Украине, Армения, Абхазия, Таджикистан). Но почему 233 ставки до сих пор остаются вакантными, не могут сказать ни представители конфессий, ни в Министерстве обороны. При том, что в Российской армии сейчас есть реальная потребность в духовенстве.
— Верующими людьми в Вооруженных силах России называют себя 63% всего личного состава. При этом наибольшее количество верующих — православные христиане, — говорит начальник управления по работе с верующими военнослужащими Минобороны РФ Борис Лукичев.
Похоже, причина не в нежелании батюшек, мулл и раввинов идти на службу в армию (сейчас 1 тыс. священников работают с военнослужащими, но на общественных началах), а в нерасторопности Минобороны. Утверждает священников на должность лично министр обороны. Сейчас 80 священников ждут утверждения своих кандидатур.
Зарплата военного священника — на уровне технического персонала. Протоиерей Дмитрий Смирнов, председатель Синодального отдела РПЦ по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, считает, что оклад должен быть не меньше капитанского. Например, священник Андрей Зизо, служащий в Южной Осетии, со всеми надбавками за опасность региона и премиями недавно получил 36 тыс. рублей — немало для монаха, но немного для многодетного отца.
Для назначения священника в часть верующие должны составлять не менее 10% личного состава. Это, между прочим, значит, что раввина сегодня не позовут ни в одно подразделение. Председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России Зиновий Коган считает, что фактически функции раввинов в армии будут выполнять православные священники.
— Предлагаю в подразделениях, где нет возможности пригласить духовенство разных конфессий, по всем религиозным праздникам проводить «трапезы мира». Толерантность у солдата — через желудок, — говорит раввин Зиновий Коган.
Первый удачный опыт реализации проекта имеется на Черноморском флоте, в Севастополе. Там за крупными воинскими частями закреплены 15 священников. При этом они не получают содержания от государства: их семьи довольствуются тем, что батюшки получают за служение в храме в свободное от армейских обязанностей время. Протоиерей Александр Бондаренко — помощник командующего ЧФ по работе с верующими военнослужащими. Он один из тех шести священников, кого утвердил на должность лично министр обороны. До мая 2010 года Бондаренко совмещал офицерское и священническое служение, что было неправильно, поскольку офицер обязан в случае необходимости применять оружие, а священник не имеет на это права. Теперь военный священник — должность гражданская.
Казалось бы, назначение на такую работу не светского человека, а священника может повести к дискриминации верующих других религий. На Черноморском флоте 6–8% служащих считают себя мусульманами. По постановлению президента этого даже недостаточно для приглашения имама или муллы. Но на флоте ущемления их прав не происходит.
— Моя обязанность — организовать для них возможность посещения мечети, а для мусульманского духовенства — возможность посещения кораблей, — говорит протоиерей Александр Бондаренко. — Корабли посещает ахун (мусульманский военный священник) Султан Юлдашев из Севастопольской соборной мечети, сам еще недавно бывший мичманом на крейсере «Москва». Мы его знаем и доверяем ему. Ахун участвует в присягах, проводит беседы. Мы видим, что это приносит пользу, ребята становятся более управляемыми.
Главная задача полкового священника — молиться за военнослужащих и обеспечивать «исполнение их конституционных прав на удовлетворение религиозных потребностей». План мероприятий утверждается у командующего Черноморским флотом на год вперед.
— Воспитание у командиров еще советское, многие пока не готовы работать с религиозными организациями, и наша задача — преодолеть этот барьер, — рассказывает Бондаренко. — Получается успешно.
После того как части будут укомплектованы священнослужителями, командирам придется выделить помещение для молельных комнат в расположении военных частей.
— Командир не обязан покупать ладан и свечи, но должен посодействовать в оборудовании культовых помещений, — сказал Борис Лукичев.