Ту-134 разбился из-за пьяного штурмана и неверных рефлексов пилота
Самописец
разбившегося в Петрозаводске Ту-134 практически расшифрован. Об этом сообщили в
Межгосударственном авиационном комитете (МАК).
— Выполнена
идентификация 30 из 38 минут записи, — заявил «Известиям»
официальный представитель МАКа Олег Ермолов.
Ранее был
расшифрован параметрический самописец, который показал, что двигатели самолета
были исправны до самого столкновения с землей.
Были сомнения в исправности радиокомпаса, но и они не подтвердились.
— В самолете два радиокомпаса,
— поясняет «Известиям» летчик-испытатель Александр Акименков. — Один настроен
на дальний привод, второй — на ближний. Когда самолет проходит дальний привод, раздается
звуковой сигнал маркера, предупреждающий, что самолет перешел на ближний
привод. С этой минуты пилот должен ориентироваться на тоненькую
стрелку в приборе, тогда как до этого он ориентировался на толстую.
Расшифровка «черного ящика»
показала, что маркер подал звуковой сигнал. Однако вопреки
здравому смыслу пилот почему-то повел самолет не по стрелке.
— Если бы пилот продолжал
пилотировать самолет по толстой стрелке, то нужно было бы делать разворот на
180 градусов, — рассказывает Акименков. — Складывается ощущение, что пилот повел самолет
вслепую.
По словам Акименкова, это отнюдь
не значит, что ближний привод был неисправен. Ломаться там нечему.
— Здесь может быть только одно
объяснение: ближний привод не был настроен, — говорит Акименков. — А за
настройку приводов на борту отвечает штурман.
Ранее сообщалось, что в крови штурмана было обнаружено 0,8–1,0
промилле алкоголя.
Ситуацию усугубила несвоевременная реакция командира экипажа, считает заслуженный летчик России Владимир
Герасимов.
— Командир
самолета был переученным вертолетчиком, —
рассказывает Герасимов. — А у них совсем другая схема захода на
посадку при плохой видимости. Если в своем летном
детстве пилот не впитал посадку по приборам, то уже в 45–50 лет в критической ситуации он будет, как вертолетчик, искать глазами визуальные ориентиры на земле.
По словам Герасимова, сейчас Министерством
транспорта разрешено переучивать на пилотов пассажирских самолетов не
только вертолетчиков, но также штурманов и радистов, поскольку пилотов в стране
катастрофически не хватает.
— В России ежегодно списывается
400 пилотов, а летные училища выпускают только 200. Из них 100 растекаются по
иностранным компаниям, — говорит Герасимов.
По словам Акименкова, эта уже пятая
катастрофа в России по вине пилотов, не сумевших посадить самолет по приборам при
плохой видимости.
— Все эти катастрофы — самарскую, домодедовскую, смоленскую — объединяет одно: пилоты, вместо того чтобы при
посадке следить за приборами, начинали искать глазами землю.