Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Штурмовики ВС РФ при поддержке танков и ударных БПЛА захватили опорпункты ВСУ
Мир
По меньшей мере 40 человек задержали в Техасе во время пропалестинского протеста
Армия
Операторы ударных дронов Южной группировки войск показали боевую работу по целям ВСУ
Культура
Ученые нашли 27 утерянных томов братьев Гримм с их рукописными заметками
Мир
В Колумбии девять военных погибли в результате крушения вертолета
Мир
Философ Дугин назвал фильмы «Матрица» или «Терминатор» проекциями будущего Запада
Мир
Экс-сотрудника АНБ приговорили к 21 году заключения за попытку передачи сведений
Мир
Три полицейских погибли и пять пострадали при стрельбе в Северной Каролине
Мир
В ВСУ раскрыли подробности об убитом в Германии украинском военном
Наука и техника
Ученые выявили склонность к вегетарианству у охотников-собирателей каменного века
Мир
CNN сообщил о предложении к ХАМАС освободить 33 заложника за прекращение огня в Газе
Общество
«Известия» опубликовали кадры с места ДТП с двумя погибшими в Новой Москве
Общество
На Крымском мосту возобновили движение автотранспорта
Общество
Синоптики спрогнозировали до +23 градусов в столице 30 апреля
Мир
MWM узнал об отзыве ВСУ танков Abrams с линии фронта из страха перед ударами России
Мир
UKMTO сообщил о пострадавшем при атаке в Красном море судне
Происшествия
Губернатор Белгородской области сообщил о действующей около 30 минут ракетной опасности

Дом Кольбе снесли во спасение

По словам руководства девелоперской компании, разрушившей исторический дом на Большой Якиманке, они спасли пешеходов от гибели под его обломками и не преступили закон. Отвечать за содеянное, возможно, придется чиновникам ведомств, которые своевременно поставляют строителям заключения и согласования.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В первых числах мая, как уже писали "Известия", у доходного дома Кольбе на Большой Якиманке, 15/20 снесли фасад вопреки согласованному с Москомнаследием еще в 2005-м проекту, предполагавшему сохранение фасада и двух торцевых стен. Москомнаследие запретило продолжать разборку и потребовало от Объединенной административно-технической инспекции (ОАТИ) отозвать ордер на выполнение работ. На совещании в офисе застройщика - компании Capital Group, в котором участвовали представители Москомнаследия и общественного движения "Архнадзор", вроде бы достигли согласия: было обещано, что фасад оставят. Однако вскоре снесли, назвав это вынужденной мерой: дескать, он был опасен для пешеходов. Это вызвало возмущение общественности, главы Москомнаследия и мэра столицы Сергея Собянина, который пообещал наказать прежде всего чиновников, допустивших произвол. Инвестору-застройщику пока, с формальной точки зрения, ничего не грозит: дом Кольбе не был признан памятником. Тем не менее репутацию руководство Capital Group решило спасти. И для начала фактически отреклось от данного ранее обещания сохранить фасад.

- Я говорила, что есть такое намерение, - поясняет первый вице-президент компании Валентина Становова. - Но существует объективная реальность - состояние стены. Здание признано аварийным еще в 2002 году, и с тех пор оно ветшало и ветшало. Если бы в тот момент город начал им заниматься, наверное, стену можно было бы сохранить. Но сейчас, когда появились трещины, пустоты, это стало невозможно.

Подозрительно вовремя - за четыре дня до сноса - подоспело заключение МЧС N 1598-3/2, датированное 28 апреля 2011 года. "В целях недопущения чрезвычайной ситуации, связанной с возможным обрушением фасадной стены и гибелью людей, Главное управление МЧС России по г. Москве считает целесообразным продолжить работы по разборке здания с соблюдением требований по безопасности проведения работ в установленном законодательством порядке", - гласит документ, который на деле оказался более значимым, чем сложная процедура согласования через мэрию.

В компании не могли не прислушаться к мнению специалистов по разрушениям и снесли стену во имя безопасности. "Мы устранили конструкции, которые создавали угрозу безопасности людей, до уровня нижнего этажа", - говорят в компании. Но люди этого не оценили.

- Почему городские власти не ремонтировали здание, не отселяли жильцов за свой счет? - вопрошает теперь вице-президент и шеф юридического департамента Capital Group Станислав Дащинский. - Мы ни на йоту не отступили от законодательных норм - это, кстати, подтвердил и Сергей Собянин. Расселили всех жильцов, 61 семью, в пределах ЦАО. Оплачивали ремонты в их новом жилье... Если бы мы выжидали и здание рухнуло бы само - уверяю вас, никто бы не заметил.

Разрешение на снос, которое подмахнул в октябре 2010-го один из заместителей тогдашнего главы Москомнаследия Роман Васильев, - филькина грамота, по мнению нынешнего руководства ведомства: в департаменте утверждают, что чиновник превысил полномочия. Но девелопер уверяет, что то старое разрешение - вполне достойный документ, не потерявший силы.

Застройщик, уже "зарывший" в проект 34 миллиона долларов, торопится - срок инвестконтракта заканчивается в середине 2012 года. К этому времени объект с "фасадом, близким к оригинальному" должен быть сдан. А пока не завершен даже нулевой цикл. Тем не менее скоро от доходного дома Кольбе не останется камня на камне. Но останется прецедент, который может предотвратить снос, согласованный при неоднозначных обстоятельствах, и заставить застройщиков выполнять публично данные обещания.

15 мая в интервью телеканалу "Россия-1" Сергей Собянин пообещал, что заставит девелоперскую компанию Capital Group восстановить снесенный дом Кольбе. Застройщик не против - судя по проекту, который есть в распоряжении "Известий", новодел, в котором разместятся жилые помещения и офисный центр, внешне вполне имитирует снесенное здание.

Бульдозеры отправили в месячный отпуск

Мэр Москвы Сергей Собянин в понедельник издал распоряжение о тридцатидневном моратории на демонтаж зданий в историческом центре. Все действующие на сегодняшний день разрешения Москомнаследия на снос заморожены и будут пересматриваться - как и существующий порядок их выдачи.

- Это только начало работы, - считает координатор "Архнадзора" Константин Михайлов. - Для легализации сноса в Москве существует трехступенчатая система. Сначала должно быть положительное решение комиссии по вопросам сохранения зданий в исторически сложившихся районах - так называемой "сносной" комиссии. За годы ею были выданы многие десятки, если не сотни разрешений - в первую очередь именно их нужно подвергнуть ревизии. Затем, на основании решений комиссии, Москомнаследие выдает свои разрешения. Исследовать их за месяц в принципе возможно - здесь может идти речь о нескольких десятках документов. Бумага Москомнаследия становится основанием для ордера на снос, выдаваемого ОАТИ. Но есть случаи, когда ОАТИ подписывало ордера без положенной санкции Москомнаследия - разрушенный дом Кольбе на Большой Якиманке, из-за которого заварилась вся эта каша, - как раз такой пример. Нужно серьезно разобраться во всей цепочке, во всей системе выдачи разрешений, чтобы раз и навсегда избавить город от мин, заложенных прежним руководством. И здесь месяца может не хватить.

Девелоперы и строители, работающие в историческом центре, пока не готовы открыто комментировать новацию.

- Перерыв на месяц - совсем не катастрофа, это обычное дело для подрядчиков по сносу, - сказал "Известиям" один из руководителей московской компании, лидирующей на рынке демонтажных работ. - Мало ли какие проблемы бывают у заказчика. С другой стороны, собственники зданий могут иметь некие издержки, и их объем зависит от конкретной ситуации - например, кредитной.

Напомним, что еще 4 мая, спустя два дня после разрушения дома Кольбе, Москомнаследие официально объявило об аннулировании всех согласований и утвержденных проектов, включающих полную или частичную разборку строений на территории объединенных охранных зон либо зон строгого регулирования застройки. На имя начальника ОАТИ Дмитрия Семенова было направлено письмо о том, что новые ордера на снос могут выдаваться только в том случае, если согласование Москомнаследия по данному адресу подписано после 26 апреля 2011 года.

По данным газеты "Коммерсант" вскоре после этого Москомнаследие составило список из 14 адресов исторических зданий, которые подлежат реконструкции или сносу, с тем чтобы подвергнуть данные проекты ревизии. Правда, при внимательном знакомстве с этим списком принятое решение не выглядит таким эффектным. Например, в перечне значится адрес Пожарский переулок, 3 - давно замороженный инвестором проект. Или 6-й Ростовский переулок, 6, по которому инвестконтракт с застройщиком Москва расторгла еще в 2009 году. Есть и громкие имена - например, "Детский мир".

- Проект сегодня находится в доработке, он еще до конца не согласован. Ордеров на снос мы не запрашивали, - уточнила начальник отдела коммуникаций "Система ГАЛС-Девелопмент", реконструирующего "Детский мир", Наталья Михайлюк-Шугаева.

Примерно в такой же ситуации находится проект реконструкции стадиона "Динамо" - еще один адрес из списка.

Актуальными до последних дней адресами можно было бы счесть уже упоминавшийся дом Кольбе - но он был разрушен 2 мая - и дом 9, строение 1 на Садовнической улице, который 1 мая неожиданно сгорел.

Комментарии
Прямой эфир