Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поручил кабмину с 2025 года выделить денежные выплаты членам РАН
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Общество
Система теплоснабжения Москвы переходит на зимний режим за два–три дня
Мир
Коалиция США восемь раз за сутки нарушила воздушное пространство Сирии
Экономика
Общий объем кредитов россиян впервые превысил 36 трлн рублей
Экономика
ЦБ поддержал законопроект о появлении сервиса «второй руки»
Общество
Уровень воды в реке Ишим снизился на всех гидропостах в Тюменской области
Мир
В Пентагоне заявили об отсутствии признаков подготовки Россией ядерного удара
Мир
Регулятор США начал расследование по вопросу проверок Boeing 787 Dreamliner
Происшествия
Раненые сотрудники нефтебазы в ЛНР госпитализированы в состоянии средней тяжести
Экономика
От банков потребуют согласовывать финансовые операции с родственниками
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Здоровье
Химик сравнила вред кондиционера и пластиковых окон
Общество
Мошенники стали в полтора раза чаще обзванивать россиян в начале 2024 года
Мир
Фракция АдГ в Гамбурге исключила депутата Петерсен после поездки в РФ
Происшествия
В Курске на складе магазина сантехники произошел пожар на площади 500 кв. м
Интернет и технологии
Apple представила новые планшеты iPad Air и iPad Pro

Икону срисовали с Наполеона

Удивительную икону обнаружили "Известия" в одной из церковных лавок Барнаула: изображенный на ней святой великомученик Георгий Победоносец до боли напоминал совсем другой персонаж - императора Наполеона.
0
Георгий Победоносец (справа) и император Наполеон: как говорится, найдите десять отличий
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Вздыбленная лошадь, посадка всадника, лосины на ногах, развевающийся плащ, якобинские сапоги (с коричневым верхом голенищ) и дикий лошадиный глаз на иконе - это все с полотна Жак-Луи Давида "Бонапарт на перевале Сен-Бернар". Неизвестный мастер скопировал также поводья, подпругу, завитки хвоста и гривы, складки разметанного ветром плаща... Проще перечислить, что он внес в картину своего: изменил лицо героя, вместо треуголки нарисовал нимб и вставил в руки копье.

Сюжет иконы "Чудо святого Георгия о змие" канонический, с целым рядом четко заданных требований: всадник в красном плаще и золотом доспехе на белом коне, который не дыбится, а едет, причем не вправо, а всегда влево. Кроме того, в правом углу обычно виден Христос, благословляющий Победоносца, или Его рука, чего на купленной корреспондентом "Известий" за 45 рублей иконе нет. Из всех канонов соблюден один - Георгий колет змия точно в горло. Но если это Наполеон, то кто же тогда, извините, змий?

Картину "Бонапарт на перевале Сен-Бернар" заказал Жак-Луи Давиду испанский король Карл IV через испанского посланника в Париже. Она была тоже своего рода каноном: Давид потом выполнил еще три копии уже по указанию самого Бонапарта (москвичи и гости столицы могли видеть одно из этих полотен в конце 2010 года на выставке "Наполеон и Лувр", в числе информационных спонсоров которой были, кстати, "Известия").

Прецедент ли это, если светская картина (да еще какая!) стала основой иконы (да еще какой!)? Известный богослов протодиакон Андрей Кураев, к которому "Известия" обратились за комментарием, явно был ошарашен.

- Такое было. Правда, давно. Вот Фаюмские портреты легли в основу Синайского Спаса, - ответил слегка растерянный Кураев.

Фаюмские портреты (египетские изображения покойников на могилах) относятся к I-III векам нашей эры, а Синайский Спас (икона Христа Пантократора из Синайского монастыря) - к VI веку. То есть почти полторы тысячи лет никто не отваживался это повторить. Да еще с таким вот вывертом. Справедливости ради отметим: еще в 2006 году историк и писатель Евгений Понасенков заметил икону Георгия-Бонапарта (или Бонапарта-Победоносца?) в Москве и по этому поводу написал статью. Но, выходит, даже после этого торговля иконами не прекращена. Только теперь торгуют ими не в Москве, а в провинции: вдруг да не разберут бабки сибирские, кому поклоны бьют!

Есть у истории с иконой еще одна загогулина: икона была куплена в Никольской церкви, построенной в 1906 году на том самом месте, где в 1808 году был отслужен молебен в честь квартировавшего в Барнауле Томского мушкетерского полка, отправлявшегося вместе с другими сибирскими полками на войну с Наполеоном. Вот они и встретились накануне 200-летия войны 1812 года...

Комментарии
Прямой эфир