Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Многоликий Борис Григорьев

Впервые в нашей стране Русский музей в корпусе Бенуа представляет широкомасштабную ретроспективу творчества одного из самых знаменитых - а ныне еще и самых дорогих - русских художников первой половины XX века Бориса Григорьева.
0
Гротескный портрет Мейерхольда — одна из самых известных работ Бориса Григорьева
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Выставка включает более 150 произведений живописи, рисунка, акварели и гуаши из собраний музеев России, а также зарубежных и российских частных коллекций. Григорьев соединял в себе блистательного рисовальщика, мастера станковой живописи, книжного и журнального графика, театрального художника, талантливого литератора. Эмигрировав в 1919 году, он на долгие десятилетия выпал из отечественного художественного контекста. Значительная часть его наследия разбросана по всему миру.

Сам Григорьев считал своими учителями древних русских иконописцев и мастеров кватроченто, был поклонником пантеизма Гамсуна и мифопоэтики Хлебникова, приятелем скандальных петербургских футуристов и временным попутчиком эстетов "Мира искусства". В его манере можно обнаружить следы почти всех "измов" рубежа веков: импрессионизма, символизма "Голубой розы", сезанизма "Бубнового валета". Даже новомодный в те времена европейский кубизм прошел по касательной к его раннему творчеству. Из всего этого "леса влияний" вышел фирменный григорьевский гротеск - причудливое сочетание неоклассицизма и экспрессионизма, психологического реализма и авангарда.

Потомок волжских купцов и шведских мореплавателей, Григорьев явно обладал раздвоенным мировосприятием: с одной стороны, романтическая мечтательность, с другой, его вечные спутники - ирония и сарказм. Для большинства современников он был противоречивым человеком с "мятущейся душой". Многие его побаивались, считали опасным скандалистом. Александр Бенуа писал, что он был "вместилищем духов эпохи, которых … имел мужество ощущать всем существом, - и в этом была его трагедия".

Из этого постоянного внутреннего конфликта выросли два масштабных цикла рисунков и картин "Расея" и "Лики России" - своего рода попытка нащупать природные, дохристианские основы русской души, тот тип сознания, который, по выражению Георгия Федотова, "делает трудным и странным личное существование". Мифологическая прародина увидена художником сквозь призму гротеск­ной стилизации. С полотен смотрят звероподобные крестьянские лики, женщины с рысьими глазами. Прон­зительный человечий взгляд лишь у коровы-кормилицы, да еще некоторых детей. Ни малейшей идеализации патриархальной России - лишь жесткий и суровый взгляд на "скифское варварство", "звериную, углубленную жестокость" "мужицкого подполья". Произведения цикла полны эсхатологического предчувствия. Опустошенные крестьянские лица "дышат бунтом", знаменуют начавшийся разрыв с землей, природой. Не случайно оценки современников варьировали от "сознательного искажения образа России" до признания "почти гениального проникновения в самую суть русского человека".

Надо признать, что Григорьева занимал поиск природных архетипов не только загадочного славянского лица, и не льстил он никому - ни бретонским старухам, ни немецкому мяснику, ни чешским актерам, играющим гоголевского "Ревизора". Апофеоз его "антропологических" изысканий - грандиозный паноптикум "Ликов мира", привезенный из Пражской национальной галереи.  

Как и все русское общество на сломе веков, Григорьев был захвачен стихией театральной зрелищности, трагического балагана своей "эротически пряной" эпохи. Побывав в 1913 году в Париже, он навсегда был отравлен фривольным духом Монмартра и Монпарнаса, заворожен миром гризеток и шансонеток, порочной графикой Тулуз-Лотрека. Отсюда берет начало графический и живописный цикл "Intimite", тематизирующий эрос как одну из важных составляющих его творчества.

Центральное место на выставке, безусловно, занимает портрет. Художник ищет в своих моделях сущностные черты, острую характерность, для чего смело прибегает к экспрессивной деформации натуры. Многие его портретные гротески напоминают шаржи. Гротеск и шарж нередко подменяют психологизм. Так создана целая галерея образов-метафор. Театральный реформатор, гений сценической буффонады В.Э. Мейерхольд изображен в виде изломанного паяца-марионетки. На портрете Н.К. Рериха лик русского мистика подобен горному пейзажу Шамбалы. Босоногий и настороженный Ф.И. Шаляпин возлежит в домашнем халате под "театральным" пологом своей кровати и как будто ведет ироничный диалог с вальяжным "вертикальным" Шаляпиным на известном кустодиевском полотне. Программный портрет А.М. Горького сам Григорьев считал лучшей своей работой в этом жанре. Лишь там, где нет великих моделей, рождаются просто живые образы, лишенные театрально-литературной многозначительности. Как, например, чувственная "Душка" с чахоточным румянцем, один из женских типов уходящей натуры - предреволюционной России.

Особо выделяются автопортреты Григорьева, изображающие как будто совершенно разных людей. Они дают редкую возможность проследить эволюцию не только живописной манеры художника, но и его самоощущения - от чужака-космополита ("L’etranger") к эмигранту в русской косоворотке, искоса вглядывающемуся в свою национальную сущность ("Автопортрет с курицей и петухом"), а от него - к трагическому предсмертному "Автопортрету".

Оценки творчества Бориса Григорьева всегда были и остаются диаметрально  противоположными. В нем видели и "дешевого порнографа", и любимца салона, и расчетливого эпатажника. Кто же он - циничный шаржист или мастер интуитивного, проникновенного ясновидения, великий мистификатор или недооцененный гений? Все, кто хочет найти ответ на этот вопрос, непременно должны посетить в эти дни корпус Бенуа.

Комментарии
Прямой эфир