Литовский закон - за свастику

известия: Вас судят за то, что вы обратили внимание на нестыковку фактов. Из открытых документов ясно, что жителей Вильнюса при взятии телебашни 13 января 1991 года расстреливали с крыш неизвестные провокаторы, а не Советская Армия, как принято утверждать. История получила большой резонанс в США, куда вы должны были отправиться в четверг. Прокуратура вас не пустила. На Украине, которая даже не член ЕС, подсудимой Юлии Тимошенко разрешили съездить в Брюссель. А Литва что же отстает?
альгирдас палецкис: Меня не пускают уже второй раз. Примечательным был первый случай, когда я получил приглашение от левых европейских партий посетить Брюссель 12 апреля. В конце марта я обратился в суд с просьбой отпустить меня. Дата первого заседания еще не была назначена. Сразу после этого мне ответили из суда, что именно 12 апреля и состоится заседание.
6-7 апреля меня пригласили выступить в Национальном пресс-клубе в Вашингтоне. Ответ был тем же: подписка о невыезде и гарантии моего присутствия на процессе. При этом оказалось, что спокойно разъезжают по курортам люди, преследуемые по антикоррупционным делам. Меня же преследуют за две некатегоричные фразы.
и: Пресс-клуб пригласил вас как лидера партии или как соучредителя международного правозащитного движения "Мир без нацизма"?
палецкис: В обоих качествах. Мы должны были говорить как об ограничениях свободы слова и волеизъявления в Литве, так и о растущем неонацизме. Последние два года этот процесс идет стремительно. Официально реабилитирована свастика как "древнебалтийский знак". Прошлым летом суд вынес соответствующее решение. Им же признан правомерным и лозунг "Литва для литовцев", под которым в День восстановления независимости, 11 марта, каждый год проходят парады неонацистов.
и: Не кажется, что вас судят за вашу антифашистскую деятельность, а не за слова о том, что у телебашни "свои стреляли в своих"?
палецкис: Конечно. И это подтверждают материалы следствия. Мне вменяется в вину, что я якобы под прикрытием антифашизма борюсь с литовской государственностью. В виде доказательств - мои высказывания насчет свастики, лесных братьев, среди которых много было нацистских коллаборационистов. По этому поводу против меня пытались возбудить отдельное дело, но инициатива провалилась - я не назвал никого конкретно. И еще высказывания об оккупации 1940 года.
Но дело в том, что присоединение Литвы к СССР произошло без признаков оккупации, без единого выстрела, а народ встретил эти перемены позитивно. Как и нынешняя власть, тогдашний режим был коррумпированным. Я говорил о том, что если бы не Сталин, то Гитлер занял бы Литву.
Но есть и другие причины. 13 января 1991 года у телебашни погибли 14 человек. Это невинные люди, смерть которых не была расследована. Все свалили на коллективную вину Советской Армии. Однако их смерть нужна была тем, кто рвался тогда к власти, чтобы создать образ врага. По тем документам, которые есть, видно, что у них была договоренность с Михаилом Горбачевым: армии было дано задание взять телебашню, откуда транслировали открытую русофобскую пропаганду. Когда военные подъехали на танках к толпе, началась давка. Но по заключению судмедэкспертизы, часть людей была убита выстрелами из мелкокалиберной винтовки, охотничьих ружей с крыш домов. Есть люди, которые видели это своими глазами. Многие из тех, кто шел тогда напролом к власти, сегодня еще у руля и очень боятся, что правда станет известна.
и: Как настроены адвокаты? Какие у вас и у них ожидания?
палецкис: Адвокаты пожимают плечами. Дело в том, что это первый случай применения закона "Об отрицании агрессии СССР против Литвы в 1991 году". Он был принят прошлым летом. Говорят, что это абсурд. И не только из-за того, что речь идет об очень противоречивых событиях, следствие по которым так и не было проведено. Все будет зависеть от того, будет ли давление на суд со стороны консерваторов. Ее члены написали на меня жалобу в прокуратуру и инициировали дело. У них методы грубые.
Если дело дойдет до Страсбургского суда, победа там обеспечена. По всем конвенциям прав человека и свободы слова мои заявления не имели последствий ни для отдельных людей, ни для общества. Я сказал то, что многие говорят на кухне, но боятся произнести публично.
* * *
Закон против правды
Иск против Альгирдаса Палецкиса и его партии "Социалистический народный фронт" подала правящая партия Литвы Союз Отечества - Христианские демократы. Таким образом впервые задействован механизм преследования физического и юридического лиц по принятым в прошлом году законам об "отрицании оккупации СССР" и "отрицании агрессии СССР 1991 года".
Эти законы, считают правозащитники, были приняты с целью не допустить разглашения всей правды о расстреле мирных жителей у Вильнюсской телебашни в январе 1991 года. Обвинение Палецкиса строится на двух фразах: "а что случилось 13 января ночью у телебашни?" и "как сейчас выясняется - свои стреляли в своих". Наказание по означенным статьям предусматривает как штраф от нескольких сотен до нескольких тысяч евро, так и заключение сроком от трех месяцев до двух лет.
* * *
МНЕНИЕ
Валерий Энгель, заместитель председателя движения "Мир без нацизма"
- Национальный пресс-клуб - одна из крупнейших организаций США, объединяющая представителей масс-медиа и официальных структур. Выступление там не просто почетно, но и свидетельствует об общественной значимости поднимаемой темы для Америки. В данном случае речь шла о "Соблюдении свободы слова в новых демократических государствах". Реакция литовских властей на слова Палецкиса, которые уже были до этого озвучены официальными лицами, но которые расходятся с сегодняшним толкованием событий 1991 года, вызвала неподдельный интерес в США.
Клуб заранее обратился к прокурору с просьбой отпустить Палецкиса на несколько дней до суда. У него уже было и разрешение на выезд от американского посольства. Все были уверены, что, учитывая отношения между Литвой и США, его отпустят. К величайшему удивлению, судья отказал. Это вызвало шок в Национальном пресс-клубе и повысило интерес к проблеме.