Бонапарт опять в Москве

Выставка, подготовленная главным французским музеем, продолжится до 10 декабря и станет одним из центральных событий перекрестного Года России и Франции. Экспонаты уже прибыли в Москву. Специалисты Лувра и их российские коллеги приступили к оформлению экспозиции.
Известный французский писатель-историк, академик Макс Галло, посвятил Наполеону четырехтомную биографию, которая переведена на русский язык. В беседе с парижским корреспондентом "Известий" Макс Галло напомнил об отношении императора к России и рассказал о том, как он использовал художников и журналистов для создания культа личности.
известия: Директор Лувра Анри Луаретт назвал Наполеона подлинным создателем этого музея. Вы с ним согласны?
макс галло: Давайте вспомним египетскую экспедицию Наполеона 1798 года. На судне, которое отправилось из Тулона, находилось около ста известных французских ученых. Среди них Виван Денон, первый директор Лувра, который привез из Египта редчайшие ценности. И создание музея Лувра можно считать заслугой Наполеона. Его всегда отличала тяга к знаниям, и в этом отношении императора можно считать человеком ХVIII столетия, то есть эпохи Просвещения.
и: Однако его армия опустошала музеи захваченных стран, и прежде всего итальянские.
галло: Вас, возможно, шокирует это сравнение, но Наполеон вел себя, как Геринг, который грабил коллекции в Париже. Не надо забывать, что то была другая эпоха, к которой нельзя подходить с нынешними мерками. Можно возмущаться поведением Наполеона, но тогда все завоеватели так себя вели. Вспомним хотя бы англичан, которые до сих пор не разрешили своего конфликта с греками по поводу вывезенных ими из страны культурных ценностей.
и: Однако после разгрома Франции пришлось частично вернуть награбленное.
галло: Многое действительно вернули, но далеко не все (по некоторым данным, до половины украденных ценностей с согласия Италии так и осталось во Франции. - "Известия"). Я считаю, что родина произведений искусства - все человечество, а их местонахождение часто объясняется различными историческими событиями, в том числе и войнами.
и: Так ли уж Наполеон интересовался искусством?
галло: Я не думаю, что в своих поступках он руководствовался интересом к искусству. Его жизнь была прежде всего заполнена военной деятельностью, а искусство являлось лишь атрибутом власти, призванным служить его величию.
и: Именно поэтому он хотел превратить Лувр в главный музей мира?
галло: Он хотел превратить Париж в столицу всей Европы, где Лувру отводилась бы первостепенная роль. Одну из своих книг я назвал "Император королей". Наполеон жаждал во всем быть первым. Однако европейские монархи отказывались признавать его равным себе, не говоря уже о том, чтобы считать его первым.
и: Именно в Лувре прошла его свадьба с Марией-Луизой Австрийской, которая была внучатой племянницей казненной французской королевы Марии-Антуанетты. Он использовал не только Лувр, но и художников, которые воспевали его деяния.
галло: Это ясно видно из указаний, которые он давал в 1804 году Жаку Луи Давиду, работавшему над полотном "Коронация Наполеона" (картина находится в Лувре. - "Известия"). Он потребовал добавить нескольких персонажей, которые отсутствовали на церемонии в соборе Парижской Богоматери. Вспомните, как Сталин устранял некоторых своих соратников с фотографий на мавзолее... Император считал, что произведение искусства, в том числе историческая картина является частью того, что сегодня называется пиаром или - если употребить более злое слово - пропагандой.
и: Помимо изобразительного искусства, пропаганде служили и подконтрольные издания.
галло: Когда Наполеон стал первым консулом после 18 брюмера (государственный переворот 9 ноября 1799 года принято считать концом французской революции. - "Известия"), он закрыл шестьдесят из семидесяти выходивших газет. За остальными установил строгий надзор, и сам для них писал передовицы - без подписи. Наполеон не был демократом и приспособил прессу и, в частности, "Бюллетень Великой армии" для обработки общественного мнения.
и: Любил ли император своих придворных живописцев - Жака Луи Давида, Антуана Гро?
галло: У Наполеона каждый занимал отведенное ему место. Любил ли он своих генералов? Да, но это были в его глазах лишь генералы.
и: Значит, художники и журналисты вместе трудились над созданием культа личности?
галло: Несомненно. После возвращения из Египта Наполеон играл роль ученого, для которого исключительное значение имели науки и искусство. Что же касается военных дел, то каждое победоносное сообщение с поля боя должно было служить наполеоновскому культу.
и: Искусство тогда не было свободным?
галло: Разве оно было когда-нибудь свободным? Католическая церковь требовала, чтобы в произведениях живописи и скульптуры прикрывали наготу во имя морали и добродетели. Самовыражение художника всегда вступает в противоречие с политическими, религиозными и другими императивами.
и: В сущности, император играл еще и роль министра культуры.
галло: Да. Любопытно, что войдя в Москву и будучи занятым военными делами, он не забывает о театре и подписывает декрет о "Комеди Франсез". Он же отдал распоряжение об учреждении особого мундира для членов Французской академии. Французские академики, в том числе и я, носят его до сих пор.
и: Каким было его отношение к России до начала войны?
галло: Наполеон видел в Европе только две великие державы - Францию и Россию. Российская империя его завораживала. Я уже упоминал о том, что он был человеком XVIII столетия и ценил отношения между философами-просветителями Дидро, д'Аламбером и Екатериной Великой. В Александре I он видел царя-реформатора и вынашивал идею союза с Россией, который предусматривал раздел сфер влияния между двумя странами.
и: На встрече двух императоров в Тильзите в 1807 году Наполеон называл российского самодержца "братом", всячески демонстрирует свое благорасположение, но фактически навязывает ему свои условия. "Тильзит!.. (при звуке сем обидном теперь не побледнеет росс)", - написал Пушкин четырнадцать лет спустя.
галло: Тильзитский мир напоминает мне германо-советский пакт. Между Наполеоном и Александром было заключено и секретное соглашение, предусматривавшее участие России в блокаде Англии. В обнародованном же договоре Наполеон шел на уступки Александру. Он говорил о "нерушимом доверии и дружбе". Но, обнимая русского самодержца, он помнил, что тот велел задушить собственного отца.
и: Тем не менее Наполеон был уверен в том, что "очаровал" Александра, в котором, правда, увидел хитроумного "настоящего византийца".
галло: Однако император не понял, что в глазах европейских монархов он был сыном французской революции, ее символом, Робеспьером на коне. С точки зрения русского царя, с Францией можно было бы установить нормальные отношения только после подавления революции.
и: Зачем Наполеон добивался руки сестры Александра?
галло: Он пребывал в плену иллюзий и считал, что если породнится с правящей династией, то наконец будет принят в их круг. В конце концов он добился брака с Марией-Луизой Австрийской.
и: Давайте вспомним, почему он пустился в русскую кампанию.
галло: Наполеон ставил целью реорганизацию и усмирение Европы. Война была, по его словам, дипломатической необходимостью. Он считал, что начинает войну, потому что не может добиться мира. Ради мира он хотел пойти на союз с Александром: "Мы окажемся тисками, в которые попадет вся Европа". Не вышло. Наполеоновские "симпатии" к Александру сошли на нет после того, как в 1810 году Россия отказалась участвовать в континентальной блокаде Англии.
и: Самые проницательные политики, включая тех, кто ненавидел Наполеона, были убеждены: Россию ждет катастрофа. На нее двинулась армада, равной которой наша страна не знала со времен татарского нашествия.
галло: Действительно, Наполеон располагал огромной интернациональной армией в шестьсот тысяч штыков. Он надеялся на блицкриг и компромиссный мир. И во всех отношениях ошибся. Война против России превратилась для него в инфернальную машину. Он все время засылал в Петербург эмиссаров с предложением прекратить боевые действия.
и: Неужели Наполеон рассчитывал покорить Россию? "Штыками можно сделать все что угодно, только нельзя на них сидеть" - его слова. Ему советовали даже отменить крепостное право в России с тем, чтобы получить поддержку крестьян.
галло: Он отказался его отменить, увидев русскую деревню с ее мужиками. У императора сложилось впечатление, что он попал в мир, который отличается от всего, с чем ему приходилось иметь дело раньше. Он уповал на мир с Александром и не хотел выглядеть человеком, который дезорганизовал Российскую империю.
и: Стендаль, сопровождавший Наполеона в русской кампании, был поражен тем, что "деспотизм русского самодержавия совсем не принизил народ духовно". Некоторые западные историки убеждены, что Наполеона победил не генерал Зима, а талантливые русские полководцы, которые оказались лучше его маршалов...
галло: Холодно было всем, и русским солдатам тоже. Я думаю, что помимо зимы у русских были превосходные военачальники во главе с Кутузовым. И еще один важный элемент - русский патриотизм. Наконец, русские поняли: надо заставить Наполеона возвращаться во Францию той же разграбленной им дорогой.
и: Только чудом он не попал в плен. Как тут не вспомнить фразу, оброненную им во время бегства из России: "От великого до смешного - один шаг".
галло: Действительно, несколько раз императора чуть не поймали казаки... Его можно упрекнуть и в том, что после разгрома на Березине он бросил армию и помчался в Париж. Из шестисот тысяч солдат вернулись около ста тысяч.
и: Вас не удивляет, что в Европе, в том числе и в России, многие великие умы увлекались Наполеоном?
галло: Это объясняется магией его личности. Увлечение не означает одобрения или поддержки. Ему была уготовлена исключительная судьба. Он стал мифом. Сам Наполеон сравнивал себя с метеором. Он родился на острове Корсика, закончил свои дни узником на острове Святой Елены. Он правил всего пятнадцать лет.
и: Как сегодня оценивают итоги его правления?
галло: Андре Мальро однажды поинтересовался у генерала де Голля его мнением о Наполеоне. Де Голль ответил: "Он оставил Францию меньшей, чем она была, когда пришел к власти. Но не будем обсуждать величие этого человека". Наполеон говорил: "Я закладываю во французскую землю гранитные блоки, которые являются институтами". И если подойти к его деяниям в долгосрочной исторической перспективе, то можно сказать, что он консолидировал некоторые перемены, ставшие результатом революции.
и: Он принес Франции больше добра или зла?
галло: Это двойственная личность, у которой одна сторона - темная, а другая - светлая. И хотя Наполеон восстановил империю, он внедрил во Франции идею равенства. Так, женатый на прачке капрал Лефевр стал маршалом.
При этом он в 1802 году восстановил рабство. Император, несомненно, военный преступник, который во время той же египетской кампании расстреливал пленных. И одновременно он создал важные государственные институты, систему образования - лицеи, высшие школы и, как мы уже говорили, Лувр.
и: Что осталось от наполеоновских реформ?
галло: Очень многое - Государственный совет, Счетная палата, гражданский кодекс, институт префектов, орден Почетного легиона и, конечно, "Комеди Франсез". Кроме того, остается понятие, которое политологи называют "бонапартизмом".
и: В Париже есть улица Бонапарта, но нет улицы Наполеона.
галло: Есть известная фраза создателя энциклопедического словаря Эмиля Литтре: "Бонапарт - французский генерал, родившийся в 1769-м и умерший в 1799 году".
и: Как сегодня французы относятся к Наполеону?
галло: Он самый популярный деятель в истории Франции. У нас по-прежнему каждый год выходит десять-пятнадцать посвященных ему книг. И все они хорошо продаются и переводятся. Его сравнивают с Александром Македонским.
и: Можно ли считать генерала де Голля наследником Наполеона?
галло: Да, но де Голль также и наследник Жанны д'Арк. Некоторые полагают, возможно, ошибочно, что в истории Франции время от времени появляется человек, посланный самим провидением, который объединяет нацию и выводит страну из тяжелого положения. Но когда такой человек приходит, мы, французы, не в состоянии его сохранить...
Одна из страниц наполеоновских походов: ранение Наполеона под Регенсбургом (фото: AFP)
Шляпа и корона Наполеона Бонапарта (фото: AFP)