Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Политика
В Госдуме высказались об условиях расширения БРИКС
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Мир
В Дохе прошли первые очные переговоры России и Украины по возвращению детей
Мир
Шольц указал на отсутствие состояния войны России и НАТО
Политика
В Совфеде оценили использование Канадой титана из России в обход санкций
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Мир
В США указали на подрыв авторитета НАТО из-за попыток Вашингтона развалить РФ
Общество
Силуанов предложил ужесточить выдачу разрешений на стройку с рисками паводков
Мир
Лукашенко рассказал о тактическом ядерном оружии в Белоруссии
Спорт
Рожков заявил о готовности РФ отправить 108 спортсменов на Паралимпиаду в Париж
Общество
Путин поручил ускорить организацию отдыха детей из пострадавших от паводков регионов
Мир
Кассационный суд Франции признал вину экс-премьера Фийона в фиктивном трудоустройстве
Армия
Испытания ракетно-космического комплекса «Рокот» начнутся в конце 2024 года
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Так мог бы жить певчий дрозд

2 сентября в нашем ограниченном прокате появятся "Прогульщики" - первый за последние двадцать лет грузинский фильм, демонстрируемый в России. Эта лента - дебют режиссера Левана Когуашвили. Ему удалось успешно соединить традиции классического грузинского кино, итальянский неореализм и современные технологии
0
Тбилиси в фильме Левана Когуашвили — не тот теплый уютный город, к которому приучило нас грузинское кино советской эпохи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

2 сентября в нашем ограниченном прокате появятся "Прогульщики" - первый за последние двадцать лет грузинский фильм, демонстрируемый в России. Эта лента - дебют режиссера Левана Когуашвили. Ему удалось успешно соединить традиции классического грузинского кино, итальянский неореализм и современные технологии.

45-летний Чека все дни проводит в поисках денег и очередной дозы наркотиков. Или наоборот - дозы (чтобы убрать ломку) и денег (чтобы помочь жене, которая пыталась вести бизнес и не может выплатить кредит). Вокруг Чеки такие же подельники по несчастью - взрослые мужики, безработные и вечно жаждущие вожделенного кайфа и готовые продать брата ненавистным полицейским - опять-таки за дозу.

Борцы с оборотом наркотиков часто оказываются в шаговой доступности от этих героев, в машине за углом. У них свои методы, главные из которых - провокация и шантаж. Нечистоплотным служакам нужно, чтобы доведенный ломкой Чека подсадил на наркотики сына своего бывшего одноклассника. Папа его - министр, а это значит, можно будет получить добавку к скудной зарплате. Однако подлости по отношению к парню Чека предпочитает самоубийство.

Тактично наблюдает за происходящим кинооператор Арчил Ахвледиани ("Ванечка", "Русский треугольник"). Тбилиси в фильме показан без привычных глазу туристических объектов. На экране - задворки, лабиринты переходов и лестниц, остатки былого благополучия в квартире Чеки. Молодой режиссер Леван Когуашвили не упивается аутентичной "черной" фактурой. Автор ни на секунду не забывает о сочувствии к безнадежно павшим. Действительно, грустно сознавать, что именно мужчины оказались не готовы к новой капиталистической реальности с ее волчьими законами выживания.

Жалко выглядят эти постаревшие и поседевшие дети из когда-то самой лучезарной советской республики. Легко представить на их месте главного героя фильма Отара Иоселиани "Жил певчий дрозд" - легкомысленного литавриста Гию. В постсоветском пространстве он тоже мог стать опустившимся наркоманом. Роднит фильм "Прогульщики" с грузинским киноклассиком и выбор актера. В 1970-е Гию органично сыграл непрофессиональный актер, режиссер-документалист Гела Канделаки. На новом витке истории по Тбилиси мечется Чека в исполнении художника Гуги Котетишвили. Его существование в кадре служит подтверждением природной артистичности грузинской нации.

Выпускник ВГИКа и нью-йоркской киношколы Леван Когуашвили хорошо усвоил и уроки итальянских неореалистов, и советы французского сценариста Жан-Клода Карьер, который как-то сказал, что любой сценарий начинается со сбора материала и выработки собственного отношения к нему. Дебютант проявил мудрую осмотрительность, сформулировав свою позицию так: "Несмотря на то что герой фильма - наркоман, а все действие разворачивается вокруг наркотической темы, в картине нет ни одной сцены употребления наркотиков. Тому две причины. Во-первых, я считаю, что подобные сцены - это клише, за счет которых авторы хотят привлечь внимание к фильму. Кроме того, эти клише идеализируют наркотики и могут сподвигнуть зрителей попробовать их". Остается лишь мечтать, чтобы и наши режиссеры сознавали подобную ответственность перед зрителями.

Это жесткое и одновременно пуританское кино могло бы прокатываться по всей России, а не только в нескольких московских кинотеатрах. На грузинских "Прогульщиков" стоило бы обратить внимание и руководителям Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. Почему бы им не договориться с компанией "Кино без границ", купившей фильм для проката в России, о специальных сеансах для проблемного контингента? И главный вопрос: если "потерянное поколение" к созидательной жизни уже не вернуть, как спасти идущих следом? Ведь персонажей, похожих на Чеку, хватает и у нас. 

КОММЕНТАРИЙ

Президент Союза грузин в России Михаил Хубутия: Мы соскучились друг по другу

Не сомневаюсь, что российский зритель встретит фильм "Прогульщики" тепло и радушно. За долгие годы так называемой новейшей истории взаимоотношений наших стран мы соскучились друг по другу. В первую очередь не достает того духовного единения, сотворчества, которое в минувшие годы так обогащало культуры обеих стран. Грузинские фильмы двадцать лет назад знали и любили все. Как бы мы сейчас не критиковали те далекие годы, но это была эпоха расцвета национального искусства. В кинотеатрах Москвы, прибалтийской Риги и соседнего Еревана можно было посмотреть фильмы Тенгиза Абуладзе, Отара Иоселиани, Резо Чхеидзе, Ланы Гогоберидзе.

Кстати, в те годы недели грузинского кино проходили по всему миру. Грузинское кино долгие годы было визитной карточкой страны. И это не случайно. Наши кинематографисты привносили на экран какой-то праздник, в то же время они запомнились зрителям ироничностью и метафоричностью.

А затем всем стало не до кино: режиссеры и актеры превратились в безработных, киноленты с неоконченными сюжетами пылились десятилетиями на полках. Поэтому выход в российский прокат фильма Когуашвили расцениваю как признак выздоровления грузинского кинематографа. Этому можно только радоваться. Я также надеюсь, что фильм станет первой ласточкой в оттепели грузино-российских культурных связей. Дело в том, что грузинское и российское кино, как, впрочем, и литературу, живопись, и все искусство нельзя отделить друг от друга. Возвести границы и таможни - это пожалуйста. А вот заставить грузинского зрителя забыть русских актеров или предать забвению Данелию или Абуладзе - никому не под силу.

Я уверен, что грузинскому зрителю, как бы ни старались грузинские СМИ это скрыть, российский кинематограф интересен сегодня не меньше, а гораздо больше, чем американский. А то, что спустя двадцать лет в российский кинопрокат выходит грузинский фильм, - закономерность, а не случайность. И конечно же фильмов грузинских режиссеров в России должно быть больше. Скажу по секрету, Союз грузин в России сейчас предпринимает огромные усилия, чтобы российский зритель снова мог регулярно смотреть киноновинки грузинских мастеров.

Это очень важно именно сейчас, потому что за двадцать лет выросло новое поколение россиян, которых необходимо знакомить с богатейшей национальной культурой Грузии. И фильмы эти будут очень разные. Но объединяет их одно: они проповедуют любовь, согревают душу, тренируют разум. Тогда все обиды забудутся и дай Бог появятся ученики Данелии и Абуладзе, картины которых - достояние не только России и Грузии, но и сокровищницы мирового кинематографа. 

Грузинское кино: прошлое и настоящее

Во времена СССР зритель знал кино в основном производства "Мосфильма", "Ленфильма" и Киностудии имени Горького. За многонациональность кинематографа большой страны отвечали прибалтийские актеры, олицетворявшие некую "заграничность", и, конечно, любимая многими студия "Грузия-фильм".

По Центральному телевидению часто показывали смешные короткометражки ("Кувшин" Ираклия Квирикадзе, цикл мини-новелл о веселых приключениях трех дорожных мастеров по сценариям Реваза Габриадзе, "Зонтик", "Свадьба" и "Музыканты" Михаила Кобахидзе). В кинотеатрах просвещенная публика старалась не пропустить премьеры Эльдара и Георгия Шенгелая, Александра Рехвиашвили и Тенгиза Абуладзе, Ланы Гогоберидзе и Отара Иоселиани. А 9 мая обязательным к телепросмотру был фильм Резо Чхеидзе "Отец солдата", вызывающий неизменные слезы.

На "Грузия-фильм" было снято около 1200 фильмов в различных жанрах. Около сотни картин удостоились фестивальных призов. В советские годы студией руководил мудрейший Резо Чхеидзе. "Я был директором-эгоистом, - рассказывал недавно Чхеидзе нашей газете. - Я был убежден: чем больше хороших фильмов, тем лучше для меня как директора. И сегодня с радостью вспоминаю победы своих друзей". На церемонии закрытия 31-го ММКФ в 2009 году зал стоя приветствовал батоно Резо, ставшего лауреатом приза "За вклад в мировой кинематограф". А он потом говорил, что в торжественную минуту вспоминал своих друзей и коллег - Михаила Калатозова, Сулико Жгенти, Серго Закариадзе. В том же году зрители ММКФ смогли вновь вспомнить популярное грузинское кино. Ретроспектива из 14 картин называлась "От "Клятвы" до "Покаяния".

В начале 90-х съемки на студии "Грузия-фильм" прекратились. Безвременно ушли из жизни Тенгиз Абуладзе и Годердзи Чохели. К счастью, наш "Госфильмофонд" сохранил архивные материалы студии и сейчас переводит фильмы с пленки на цифру. В данный момент ОАО "Грузия-фильм" продолжает существовать и физически, и юридически, предоставляя техническую базу для съемок.

Во времена распада связей и единой системы проката появление на наших экранах нового грузинского кино стало возможно только благодаря конкурсным программам ММКФ. Так, например, в основном конкурсе 31-го ММКФ Грузию представлял остросюжетный фильм Дито Цинцадзе "Посредник", в конкурсе дебютов "Перспективы" запомнился фильм Вано Бурдули о национальных войнах 1990-х годов "Зона конфликта", а во внеконкурсной программе "Московская эйфория" показали "Другой берег" Георги Овашвили. "Тбилиси-Тбилиси" Левана Закарейшвили объездил мир, завоевав множество призов, в том числе стал обладателем "Ники". Так что говорить о том, что в Грузии нет кино - несправедливо. Кинематографисты не только выживают, но и снимают хорошие фильмы, скромные по финансам, но никак не по талантам. Правда, у зрителей давно уже нет прежнего ощущения грузинского кино как многоголосного и духоподъемного хора. Нынешние режиссеры живут в реальном мире и бродят в поисках не счастья, а мира и покоя.

Отсутствие стабильного финансирования на родине стимулировало переезд талантливых грузинских режиссеров и актеров за границу. С российскими кинокомпаниями сотрудничают кинооператоры Ломер Ахвледиани и его сын Арчил. Немецкие продюсеры финансируют съемки Наны Джорджадзе. Обосновались в Париже и продолжили кинокарьеру Отар Иоселиани и Теймураз Баблуани с сыновьями. Например, Гела Баблуани в 2005 году покорил Европу своим дебютом "Тринадцать", фильмом, который на "Горбушке" продавцы советуют гурманам жанра нуар. Голливудские селекционеры не пропустили явление нового таланта, и Гела Баблуани в этом году завершил работу над американским вариантом своей оригинальной истории.

В начале 2000-х ситуация в грузинском кино стала меняться. В государственном бюджете появилась статья на развитие национального кинематографа. Был организован Киноцентр, который на условиях открытого конкурса частично финансирует производство фильмов. Вчерашним студентам и начинающим режиссерам теперь есть куда обратиться за помощью. В Канне, в так называемой "деревне кинорынка", обустраивается национальный павильон.

И потому Леван Когуашвили, писавший в Нью-Йорке сценарий совсем на другую тему, рискнул вернуться на родину, чтобы снять остросоциальный дебют "Прогульщики".

Комментарии
Прямой эфир