Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Politico узнала о грядущих новых обысках в минобороны Украины
Мир
СМИ предупредили о кризисе финансирования Киева из-за позиции Бельгии по активам
Общество
Ученый Рева сравнил магнитные бури с магнитами на холодильнике
Экономика
Экономист оценил риски и выгоды увеличения золотых запасов России
Мир
ЕК перечислила Киеву около €6 млрд за счет дохода от активов России
Мир
Песков ответил на критику Украины в адрес российских переговорщиков
Мир
СМИ заявили о негативных последствиях для США в случае агрессии против Венесуэлы
Мир
В ЕК заявили об исчерпании средств на поддержку Киева от замороженных активов РФ
Общество
В Москве поймали 11 человек за нелегальный сбыт сильнодействующих веществ
Авто
Автоэксперт рассказал о механике автопроверки наличия полиса ОСАГО для водителей
Экономика
Путин указал на важность расширения географии торгово-экономического сотрудничества
Мир
Зеленский заявил о зависимости выживания Украины от финансирования ЕС
Общество
Синоптик рассказал о выпадении снега на большей части территории России
Наука и техника
В ИКИ РАН сообщили об ослаблении самой сильной геомагнитной бури года
Политика
Шойгу передал султану Омана личное послание от Путина
Новости компаний
На Domclick Digital Forum соберутся лидеры рынка недвижимости

Черный, белый, цветной

Мода на колоризацию черно-белой советской киноклассики разделила кинолюбителей на два лагеря. Одним цвет нравится, другие допускают лишь реставрацию старого кино. В России со старыми отечественными фильмами более двадцати лет работает кинокомпания "Крупный план". Обозреватель "Известий" Вита Рамм побеседовала с ее генеральным директором Виктором Рабинковым и главным редактором Александром Айзенбергом
540
Встреча Золушки и Феи. Из полустертого кадра колористы сделали красочную феерию
Выделить главное
Вкл
Выкл

Мода на колоризацию черно-белой советской киноклассики разделила кинолюбителей на два лагеря. Одним цвет нравится, другие допускают лишь реставрацию старого кино. В России со старыми отечественными фильмами более двадцати лет работает кинокомпания "Крупный план". Обозреватель "Известий" побеседовала с ее генеральным директором Виктором Рабинковым и главным редактором Александром Айзенбергом.

известия: Существует мнение, что если бы не колоризация, фильмы, которые хранятся в Госфильмофонде, погибли бы. Например, так считает Игорь Лопатенок, режиссер колоризации "Волги-Волги".

Виктор Рабинков: Это неверная информация. Мы колоризировали только одну "Золушку", зато выпускали в оригинальном, в том числе и в черно-белом, варианте сотни советских картин. Наши специалисты работают с сотрудниками киноархива в Белых Столбах, и могу сказать, что госфильмофондовцы - настоящие подвижники. Они создали все условия для хранения негативов и исходных материалов.

Александр Айзенберг: Сейчас мы выпускаем фильмы на DVD в двух версиях - в оригинальной (если было моно, то сохраняем моно) и для современного оборудования в стандарте 5:1. И особо хочу подчеркнуть, что по договору с Госфильмофондом мы отдаем им материалы, которые отреставрировали. А все эти голоса, на мой взгляд, от желания потешить свои амбиции и выступить спасителями.

И: Из многочисленных опытов колоризации советской киноклассики ваша "Золушка", на мой взгляд, оказалась самым удачным. Вы применяли особые технологии?

Айзенберг: Мы создали специальную творческую группу. Художник по костюмам Наталья Монева ("Любовь и голуби", "Формула любви". - "Известия") работала в архивах студии "Ленфильм", делала акварельные эскизы, подбирала образцы тканей. Сотрудники Госфильмофонда помещали негатив в специальные растворы, восстанавливая эластичность пленки. Затем производили ультразвуковую очистку от пыли и царапин, глянцевали и так далее. Естественно, мы раскрашивали не оригинал негатива "Золушки", а его оцифрованную копию. Реставрацией звуковых пленок занималась группа в научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ). Затем все наши заготовки были отправлены в США, где и проводился непосредственный процесс колоризации.

и: Вы контролировали работу американских коллег?

Рабинков: И в Москве, и в американской студии стояли большие мониторы с абсолютно идентичными техническими параметрами. Каждые три дня мы в электронном виде получали кадры и оперативно корректировали все нюансы. Наталья Монева особенно следила, чтобы современные технологии не нарушали фактуру тканей. Поэтому бархат на экране выглядит бархатом, а шелк - шелком. Окончательная цветокоррекция уже раскрашенного фильма проводилась уже в студиях "Крупного плана" под руководством оператора-колориста Алексея Лебешева. Весь процесс мы оплачивали сами, брали кредиты. Главной целью было максимальное качество. В таком несуетном графике мы проработали полтора года.

и: Если у вас с Госфильмофондом реставрационные работы хорошо отлажены, почему же "Золушка" раскрашивалась в США?

Рабинков: Придется рассказать предысторию. О "Золушке" мы стали думать еще в 1997 году, за год до дефолта. На наши планы многие реагировали не скрывая удивления, настолько это тогда было диковинно. Мы знали, что в США телемагнат Тед Тернер уже занимался раскраской старых фильмов. И с помощью наших партнеров списались с офисом Тернера и даже хотели приобрести у него софт, чтобы обустроить дизайн-студию в Москве. Нам американцы ответили, что программа задействована в стратегических делах НАСА, связана с картографией, поэтому продать ее не могут. И назвали совершенно фантастическую сумму, за которую они взялись бы за "Золушку". Тут случился дефолт, и мы идею отложили до лучших времен.

Айзенберг: К счастью, для "Золушки" дефолт оказался положительной паузой. За последующие десять лет в мире кино произошел гигантский технологический прорыв, что отразилось впоследствии на качестве цветной версии фильма. Мы поняли, что сможем добиться совсем другого уровня, нежели когда-то получилось у Тернера с фильмами "Мальтийский сокол" и "Касабланка". А то, что мы правильно выбрали фильм для первого опыта, подтвердили наши находки в Российском государственном архиве литературы и искусства. Вот протокол заседания худсовета "Ленфильма" от 29 мая 1945 года. Еще месяца не прошло, как кончилась Великая Отечественная, а режиссеры Михаил Шапиро и Надежда Кошеверова уже планируют снимать сказку. Цветной пленки на "Ленфильме" сразу после войны не было. Не помогло и ходатайство Герасимова, Бабочкина, Пырьева, которые восторженно принимали фильм уже на этапе замысла. Во время окончательной сдачи фильма 24 апреля 1947 года хвалили режиссеров, сожалели о том, что фильм не цветной. Лишь министр Большаков высказал ряд идеологических замечаний: "Сказка должна быть национальной, здесь она космополитическая... а носителем добра и правды являются король и принц". Но это не помешало нам в работе над колоризацией (смеются).

и: После такого успешного опыта нет соблазна продолжить?

Рабинков: В данный момент мы работаем над одним фильмом, но по контракту с "Первым каналом" не можем разгласить название раньше времени. Могу сказать одно - к колоризации надо подходить штучно. Мы для себя решили, что ни за какие деньги не согласимся раскрашивать, например, "Летят журавли", "Балладу о солдате", "Иваново детство" - фильмы, снятые в черно-белой графике.

Айзенберг: Что касается музыкальных фильмов Григория Александрова, на мой взгляд, колоризация возможна. Правда, качество той же "Волги-Волги", на мой взгляд, получилось лубочным. Но ведь у зрителя есть возможность выбрать на DVD вариант с оригинальной пленкой. Хорошо, когда создатели фильма принимают участие в эксперименте. Например, Марлен Хуциев лично следит за процессом раскраски "Весны на Заречной улице", где он был вторым режиссером.

и: Как долго вы работаете над воссозданием фильма?

Айзенберг: От первого дня подготовки к выпуску и до печати тиража обычно проходит три-четыре месяца, иногда пять. То есть фактически столько же времени, сколько уходит на съемки новой картины.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности