Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Вильфанд сообщил об осадках в Москве и области в ближайшие дни
Общество
Суд в Дагестане арестовал еще пять энергетиков по делу о хищении 2,8 млрд рублей
Мир
Хуситы сообщили об атаке на сухогруз MSC Darwin в Аденском заливе
Происшествия
Два человека погибли в результате обстрела Донецка со стороны ВСУ
Общество
Пушилин освободил от должности замруководителя администрации главы ДНР
Экономика
ЦБ сообщил об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Мир
Лукашенко освободил Косинца от должности помощника президента
Происшествия
Корреспондент «Известий» показал последствия обстрела Донецка ВСУ
Общество
Власти Тюменской области предупредили о вторичном подъеме уровня воды у Ишима
Общество
Застрявшему в Москве круизному лайнеру «Сергей Дягилев» разрешили отплыть
Спорт
ЦСКА и «Спартак» сыграли безголевую ничью в перенесенном туре РПЛ
Мир
В МАГАТЭ заявили о сохранении непредсказуемой ситуации на ЗАЭС
Мир
Пожар вспыхнул на 107-метровом судне в Дарданеллах
Наука и техника
В России разрабатывают многоразовые ступени ракет-носителей
Экономика
«Газпром» сообщил о поставках на российский рынок рекордного объема газа
Мир
В Кремле допустили расширение буферной зоны для безопасности России

Депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов: "Пока памятники делят, они погибают"

Столичные власти пытаются волевым усилием завершить один из самых безнадежных бюрократических процессов в истории постперестроечной Москвы - раздел исторической недвижимости между столицей и Российской Федерацией. Чтобы сдвинуть с мертвой точки буксующую в течение уже 10 лет процедуру, глава Москомнаследия Валерий Шевчук предложил, а Мосгордума одобрила законодательную инициативу - внесение изменения в федеральный закон о культурном наследии, предусматривающий последний и окончательный срок согласования документов. Подробнее о своеобразном "законе о дедлайне" депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов, который будет представлять инициативу в Госдуме, рассказал в интервью
0
Депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Столичные власти пытаются волевым усилием завершить один из самых безнадежных бюрократических процессов в истории постперестроечной Москвы - раздел исторической недвижимости между столицей и Российской Федерацией. Чтобы сдвинуть с мертвой точки буксующую в течение уже 10 лет процедуру, глава Москомнаследия Валерий Шевчук предложил, а Мосгордума одобрила законодательную инициативу - внесение изменения в федеральный закон о культурном наследии, предусматривающий последний и окончательный срок согласования документов. Подробнее о своеобразном "законе о дедлайне" депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов, который будет представлять инициативу в Госдуме, рассказал в интервью корреспонденту "Москвы" Ирине Фроловой.

вопрос: С чем связана ваша законодательная инициатива? Почему она появилась именно сейчас? Процедура разграничения права собственности на здания-памятники между федерацией и субъектами длится более 10 лет...

ответ: Действительно, история раздела исторической недвижимости в Москве - это летопись тяжких, многолетних безрезультатных переговоров между двумя уровнями власти. Первые попытки внести какую-то ясность в эту сферу относятся к 1998-1999 годам - когда у федеральной власти дошли, наконец, руки до культурного наследия. До этого она совершенно не занималась зданиями-памятниками - в отличие от московских властей, которые их активно реставрировали и восстанавливали (о качестве реставрации идут дискуссии - но это совсем другой вопрос, относящийся к сфере архитектуры и искусствоведения). К концу 1990-х недвижимость в Москве подорожала, и мэрии было сказано от лица прокуратуры (за которой стояло тогдашнее Министерство культуры и Министерство имущества): "Отдайте памятники федерации - вы используете их и управляете ими незаконно". Основание - постановление Президиума Верховного совета № 3020 от 27 декабря 1991 года. Этакий окаменевший "трилобит" - после него уже и конституцию новую приняли, и федеративный договор подписали... То есть пытались у нас памятники просто забрать. Мы пошли в Конституционный суд, судились. Все это время правительство Москвы убеждало федеральные органы, что надо по-человечески провести разграничение. Была создана комиссия, в которую вошли представители мэрии Москвы, Минкультуры и Минимущества России.

в: Насколько я помню, комиссия не раз и не два торжественно объявляла о достижении компромисса и завершении работы над списками разграниченных памятников: "Осталось поставить последнюю подпись..."

о: Воз и ныне там. Комиссия встречалась, давала поручения, ее члены спорили об отдельных объектах... Приходили к совместному решению, составляли списки, отправляли в федеральное министерство... Там они растворялись во мгле. Понять их дальнейшую судьбу и отношение к ним было невозможно. Тогда снова собирали комиссию и начинали процесс. Последний раз списки были представлены Москвой в Росимущество до 1 декабря 2007 года - в установленный законом срок. И - тишина. В правительство они до сих пор не поступили. Такой вялотекущий процесс вроде итальянской забастовки.

в: Что именно вы предлагаете изменить в законе о культурном наследии?

о: Мы предлагаем в статье 63 этого закона предусмотреть срок передачи подготовленных регионами списков разграниченных памятников на рассмотрение правительству России до 1 октября 2009 года, а также предельные сроки их утверждения - 60 дней. Ну сколько уже может длиться эта тягомотина?..

в: Чем, на ваш взгляд, опасна ситуация, когда права на историческую недвижимость не разграничены?

о: Правовая неопределенность - постоянный источник споров, лазейка для недобросовестных пользователей. Представьте себе: арендатор исторического здания все развалил, разрушил. К нему приходят надзорные органы и говорят: "Почему в таком безобразном состоянии содержишь памятник?" "У меня, - говорит, - денег нет". "Тогда, - отвечают, - мы расторгнем контракт и выгоним тебя отсюда". "А кто вы такие? Город Москва? А может, этот памятник федеральный?" Начинается суд, куда приходит представитель Росохранкультуры и заявляет: "Мы считаем, что памятник, скорее всего, федеральный - Москва неправомочно заключила контракт". Представитель мэрии парирует: "А мы считаем, что постановление Верховного совета № 3020 утратило силу и т.д." Суд раскрывает рот и понимает: борются два уровня государственной власти. А арендатор ухмыляется и понимает: он может спокойно не реставрировать, не ремонтировать и даже не платить аренду - ведь такие силы сражаются... Как говорят китайцы, пока медведь и тигр дерутся, заяц может лежать на пригорке и жевать травку.

в: Ваша инициатива распространяется не только на Москву и Санкт-Петербург. Если она встретит одобрение депутатов, какие последствия это будет иметь для других регионов России?

о: На самом деле памятниками занимаются почти исключительно в Москве и Санкт-Петербурге - в остальных регионах творится кромешный ужас. Каждый год в России погибает 300-400 памятников. То есть в день рушится по зданию! Но проблемы раздела памятников в большинстве регионов не существует - местным властям готовы отдать все и сразу. Но те отпихиваются: "Нет денег на реставрацию". И только там, где памятник представляет собой немалую ценность и стоит на дорогущей земле центральной части Москвы или Санкт-Петербурга, раздел права собственности представляет собой проблему. Может быть, наша инициатива хотя бы привлечет внимание к проблеме охраны памятников и уменьшит возмутительный перекос в общественном мнении. Ведь бесконечно муссируется вопрос: правильно ли отреставрирован дворец в "Царицыне". Наши потомки решат. Возможно, что-то в нем изменят - но он, по крайней мере, до них доживет... Мы очень надеемся, что наша инициатива найдет понимание в Госдуме и правительстве.

Комментарии
Прямой эфир