Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Вучич призвал прислушаться к мирным инициативам Китая
Мир
Израиль дал ХАМАС неделю на решение по прекращению огня
Общество
Синоптик предупредил москвичей о холодах на 9 мая
Мир
В Днепропетровской области повреждены объекты критической инфраструктуры
Мир
Белый дом за полгода почти 150 раз исправлял оговорки Байдена
Общество
На Урал обрушились сильнейшие снегопады
Мир
В Германии нашли могилу одного из командиров Иностранного легиона ВСУ
Мир
Посол Казахстана в РФ назвал чушью утверждения о русофобии в стране
Мир
Захарова назвала дезинформацией обвинения НАТО в гибридных атаках
Армия
Шойгу вручил медали «Золотая Звезда» отличившимся участникам СВО
Мир
Посольство РФ в Иране опровергло освобождение экипажа судна Aries
Происшествия
Двухлетний ребенок выпал из окна четвертого этажа в Якутске
Общество
Куклачев заверил поклонников в скором возвращении на сцену
Происшествия
Минобороны сообщило об уничтожении четырех ракет ATACMS над Крымом
Мир
Жители подконтрольного ВСУ Запорожья обвинили военкомат в похищении людей
Мир
Президент Гвинеи-Бисау примет участие в параде Победы 9 мая в Москве
Спорт
Саша Илич стал новым главным тренером ФК «Пари НН»

Народный артист СССР Вячеслав Гордеев: "Григорович меня хотел выгнать, и с Васильевым я не мог сработаться"

Выдающемуся танцовщику и хореографу Вячеславу Гордееву исполнилось 60 лет. Юбилейную дату народный артист СССР встретил в новом статусе. Весной прошлого года он оставил художественное руководство театром "Русский балет" ради законотворческой деятельности в Московской областной думе. С депутатом Гордеевым встретилась обозреватель "Известий"
0
Надежда Павлова и Вячеслав Гордеев. Декабрь 1975 года (фото: РИА НОВОСТИ)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Выдающемуся танцовщику и хореографу Вячеславу Гордееву исполнилось 60 лет. Юбилейную дату народный артист СССР встретил в новом статусе. Весной прошлого года он оставил художественное руководство театром "Русский балет" ради законотворческой деятельности в Московской областной думе. С депутатом Гордеевым встретилась обозреватель "Известий".

вопрос: Балетные люди редко ходят во власть, а тем более предпочитают депутатство балету. Как вы решились на такой шаг?

ответ: Губернатор Московской области Борис Громов, готовясь к очередным выборам, искал себе доверенное лицо. В это время мы с ним встретились, и он сказал, что нашел честного и порядочного человека. Я спросил, кто это, и он ответил: "Вы". Отказываться было неудобно. Вот так все началось.

в: Вы всегда стремились к высшей планке: если театр - то Большой, если должность - то премьер, а если депутатство - то, вероятно, в Госдуме России. Московская областная дума, где вы сейчас работаете, - учреждение куда менее известное...

о: Я тоже раньше по своей неосведомленности так думал. Но когда начал этим заниматься, понял, что история делается в Московской области. Судьба имеет свои повороты, и мой поворот случился в хорошую сторону. Когда сейчас я помогаю людям, занимаюсь созданием и продвижением законов, то чувствую, что делаю полезное дело. От этого мне становится теплее.

в: Балет уже не греет?

о: Не могу так сказать, потому что с ним связана моя жизнь. Но, знаете, все на свете себя изживает. В прошлом году я смотрел в Большом театре премьеру "Корсара". Мне было приятно, что БТ взялся за произведение такого уровня, и в то же время я поймал себя на мысли, что все это - балет, театр - какая-то суета, и людей, которые этим занимаются, я в чем-то перерос. Не хочу сказать, что я умнее. Просто когда-то мне было интересно с ними общаться, а сейчас нет такой необходимости. В теперешней моей жизни есть множество действительно приятных моментов, в прошлой был избыток негатива.

в: Вы имеете в виду негатив в театре?

о: Да, и в частности в том же Большом. Недавно я повстречался с Владимиром Васильевым, и мы друг с другом поздоровались - впервые за долгие годы. Дело, которое нас развело, может, выеденного яйца не стоило, но на тот момент оно было главным.

в: И громким, если речь идет о конфликте художественного директора БТ Васильева и худрука балета Гордеева. Насколько я помню, столкнулись ваши балетмейстерские амбиции.

о: Да какие там амбиции... Васильев - гениальный танцовщик, я его уважал, когда он был директором, и считаю, что для БТ его пребывание на этом посту было полезно. Ему нашептали, что я хочу на его место, хотя мне было достаточно моего. Да, я нелицеприятно высказался о поставленном им спектакле, но это нормальный творческий разговор. Я никогда ни перед кем не заискивал, и, наверное, мне это вредило. Григорович меня в первый год хотел выгнать, так как я говорил то, что считал нужным. Я и с Васильевым не мог сработаться, поскольку не выношу, когда надо мной стоит начальник, который в каких-то вопросах понимает меньше меня.

в: Сейчас вы далеки от театральных страстей, но человек, взращенный вами в театре "Русский балет", скоро столкнется с ними лицом к лицу. Я говорю о Юрии Бурлаке, с 1 января заступающем на должность худрука балета БТ. Вы считаете, она ему по плечу?

о: Бурлаке, конечно, придется нелегко. Труппа Большого - разношерстный коллектив. Не все хотят работать на театр. Надо иногда заставить, проявить силу, принять волевое решение. Но ему будет легче это делать - после того как я ушел в депутаты, он год проработал худруком "Русского балета". Ощутил, так сказать, вкус руководящей позиции. Он знает свое дело и как творческий человек может многое дать Большому театру. Захотят ли этим воспользоваться - другой вопрос. Из Большого еще никто не уходил с победой. Даже Григорович, который продержался там больше тридцати лет.

в: Похоже, скоро случится прецедент - нынешний худрук Алексей Ратманский, чей срок истекает в декабре, возможно, уйдет из БТ победителем.

о: Смотря что называть победой - количество постановок или их качество. Ратманский, безусловно, человек талантливый. Мало кто может делать комедийные спектакли, а он привнес на сцену БТ юмор. Но порой то, что он делал, не имело отношения к традициям Большого. Этот великий театр - носитель серьезных классических основ, которые по плечу только ему, и ими надо уметь пользоваться. Когда выходит сорок человек кордебалета, и все они ровные, красивые, у всех стопы и школа - это дорогого стоит. Другое дело, когда на сцене сумбур, когда зрелище более соответствует какому-нибудь Дворцу культуры, где на ступеньках сидит молодежь с пивом. Всему свое место. Нам ни за кем не надо гнаться, у нас своя история, которая уже прославила и русский балет, и страну.

в: Подозреваю, что "сумбур" относится к "Пламени Парижа" - последнему спектаклю Ратманского. В бытность свою худруком БТ вы тоже хотели его поставить?

о: Хотел, уже смотрел декорации. Но давайте без комментариев. Скажут: Ратманский поставил, а у Гордеева не получилось, вот он и критикует.

в: У вас репутация человека работоспособного, более того, мазохиста в работе. Говорят, вы отрабатывали прыжки на бетонном полу, что для танцовщика - самоубийство. Зачем вам это понадобилось?

о: Хотелось ставить рекорды. Бетонный пол был во Дворце съездов. В "Бахчисарайском фонтане" я выходил сначала в первом действии, потом в третьем, а полтора часа между ними скакал. Я в молодости много чего не понимал и ставил задачи, для организма невыполнимые. В результате разорвал ахилл. До меня с этой травмой никто на сцену не возвращался, а я вернулся и сразу станцевал васильевский "Икар" - в общем, удивил народ. И звание после этого получил, и еще полжизни работал. Чего-то я, конечно, добился. Во всяком случае, мои именитые коллеги в чем-то мне уступали, и сами это признавали. Приятно было, но много здоровья стоило, и сейчас я особенно это чувствую. Нуреев, когда его упрекали, что он стал плохо танцевать, говорил: "Вы найдите человека, который в 54 года танцует "Сильфиду". Имелось в виду, что важен сам факт, а не качество. А я и в 55 лет пытался танцевать качественно. Надо было мне тогда делать большой творческий вечер, чтобы бедро надломить? Но сделал, так как хотел еще раз выйти на сцену. И сейчас хочу. Но уже не могу.

в: Ваш дуэт с чудо-девочкой Надеждой Павловой был событием 1970-1980-х годов. Когда вы стали семьей, пошли слухи, что поженили вас "сверху". Действительно ли было такое распоряжение?

о: Это наговор. Людям надо было о чем-то судачить, вот они и говорили. Никто на нас не давил, и поначалу кроме танцев у нас с Павловой ничего не было. Выступали в правительственных концертах, выезжали на гастроли... Работала она тогда в Пермском балете, хотя ее уже приглашали в Большой театр. Но она отказалась, потому что ее педагога Сахарову в Большой не брали. Потом мы приехали в Сочи, и как-то само собой все завязалось. Вернулись в Москву, ей негде было жить, и она жила у меня. А тут звонок из администрации БТ: "Ну что, - говорят, - идет она в Большой?" Если бы она второй раз ответила "нет", то окончательно лишилась бы этого театра. Вот здесь я уже взял на себя ответственность, сказав: "Павлова будет танцевать в Большом". Ей было 19 лет, я решил: надо жениться. Хотя в принципе был против женитьбы - у неженатого человека больше возможностей, в том числе творческих. Я танцевал со всеми балеринами, а потом стал выступать только с Павловой. Был период, когда мы танцевали и все новогодние "Щелкунчики", и все главные спектакли. Представляете, какой негатив шел со всех сторон? Целая кампания была нас развести, ну и развели. Кроме того, определенную роль в этом разводе сыграло деликатное обстоятельство: я всегда хотел детей, а Павлова была против. Но сейчас я счастлив - вторая жена родила мне девочку и мальчика.

в: Дети унаследовали ваше упорство и целеустремленность?

о: Нет, к сожалению. Нормальные подростки: школа, компьютер, интернет. Я-то пробивался, можно сказать, снизу. А у них все есть и ничего, в общем, не надо. Это плохо.

в: Но это их жизнь. А в вашей были вещи, которые вы хотели бы изменить, прожить как-то иначе?

о: Я очень спокойно и светло подошел к своим 60 годам. Не могу сказать, что я счастлив этой датой, все-таки возраст. Но прожить эти годы по-другому я бы не хотел. Однажды мы с ребятами бежали - не помню куда - довольно долго, потом остановились передохнуть. Когда решили бежать дальше, я сказал: "Давайте прибавим темп - нужно догнать упущенное время". Я считаю, в балете мне догонять нечего: все состоялось. А вот депутатство - новая фаза моего развития, и здесь нужно прибавить темп. Это поможет мне продлиться. Самое страшное - доживать. В это состояние я бы никогда не хотел впасть.

Справка "Известий"

Вячеслав Михайлович Гордеев родился 3 августа 1948 года в Москве. В 1968 году окончил Московское хореографическое училище и был принят в труппу Большого театра. В 1973-м удостоен первой премии и золотой медали II Московского международного конкурса артистов балета. В 1983-м окончил факультет журналистики МГУ. В 1987-м - балетмейстерский факультет ГИТИСа (ныне РАТИ). В 1984 году Гордееву присвоено звание "Народный артист СССР". Тогда же, будучи премьером Большого театра, он возглавил ансамбль "Классический балет", создав на его основе Московский государственный театр "Русский балет", которым руководил до весны 2007 года. С 1995 по 1997 год - художественный руководитель балета Большого театра. С марта 2007 года - депутат Московской областной думы от партии "Единая Россия", куратор Сергиево-Посадского района, заместитель председателя комитета по вопросам образования, культуры, спорта, делам молодежи и туризма. Награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом "За заслуги перед Отечеством", знаком отличия "За заслуги перед Московской областью".

Комментарии
Прямой эфир