Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Одессе отказались переименовывать улицы Жуковского и Бунина
Здоровье
Педиатр указала на опасность авиаперелетов для малышей
Мир
Американский постпред при ООН не упомянула США в контексте бомбардировок Нагасаки
Армия
МО рассказало о спасшем более 10 сослуживцев старшем прапорщике Збаразском
Мир
Пентагон сообщил о выделении Украине пакета военной помощи на $1 млрд
Армия
Шойгу отстранил Иванова от должности замминистра обороны
Мир
В Белом доме заявили о продолжении поставок Киеву тактических ракет ATACMS
Спорт
«Металлург» в третий раз стал обладателем Кубка Гагарина
Общество
Родители избитых детей в детсаду будут добиваться увольнения воспитателя
Мир
Небензя назвал целью резолюции США по ядерному оружию в космосе очернение РФ
Мир
Украинцы призывного возраста не смогут получить паспорта за границей
Культура
Утерянную незаконченную работу Климта продали на аукционе в Вене за €30 млн
Мир
Эрдоган заявил об отсутствии активных торговых отношений Турции с Израилем
Общество
СМИ сообщили о задержании бывшего первого зампреда правительства Подмосковья
Мир
В Белом доме заявили об отсутствии цели запретить TikTok в США
Армия
Депутаты внесли законопроект о досрочной демобилизации многодетных отцов

Художники зажигают

В ночь перед выборами на высоком берегу реки Угры в Калужской области целый час более тысячи человек стояли с открытыми от изумления ртами и, не отрываясь, смотрели на гигантского огнедышащего двуглавого орла. Языки пламени вырывались у десятиметровой чугунной птицы из крыльев, клювов, из корон на голове, ее чугунное туловище раскалилось докрасна.
0
"Жар-птица" - так назывался гвоздь фестиваля "АрхСтояние" (фото: Сергей Каптилкин)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В ночь перед выборами на высоком берегу реки Угры в Калужской области целый час более тысячи человек стояли с открытыми от изумления ртами и, не отрываясь, смотрели на гигантского огнедышащего двуглавого орла. Языки пламени вырывались у десятиметровой чугунной птицы из крыльев, клювов, из корон на голове, ее чугунное туловище раскалилось докрасна. Со стороны все это было больше всего похоже на ритуал поклонения какому-то неведомому патриотическому культу. На самом деле это "зажигали" актуальные художники. "Жар-птица" - так назывался гвоздь фестиваля "АрхСтояние", который прошел в минувший уик-энд в лэндарт-парке "Никола-Ленивец" под Калугой.

17 лет назад в вымершей калужской деревне Никола-Ленивец поселился художник Николай Полисский, некогда причастный к движению митьков. К нему присоединились знакомые коллеги по цеху. Через несколько лет им надоело просто марать холсты, они стали реализовывать арт-проекты прямо на местности. Жители соседней деревни Звизжи сначала смотрели на них как на идиотов, а потом - сами втянулись в процесс создания современного актуального искусства.

- Началось все со снеговиков, - вспоминает Николай Полисский, известный в этих местах как "дядя Коля". - Зимой 2000 года я решил создать на берегу Угры арт-объект: сотни снеговиков спускаются по крутому склону к реке. Но одному слепить их в таком количестве мне было не под силу: пришлось привлекать местное население. Этот проект произвел фурор на фестивале "АртМосква" в том же году. Деревенские ребята тогда поверили, что я нисколько не шутил, когда звал их в соавторы. Теперь их имена звучат на крупнейших российских и зарубежных арт-фестивалях.

На постоянной основе у Полисского работают 15 местных художников (дядя Коля настоял, чтобы я написал это слово без кавычек), а накануне крупных событий мобилизуются до 80 жителей села Звизжи. Идут они охотно, потому что работа хорошо оплачивается, а другой работы у звизжан нет и не предвидится.

- Но дело даже не в этом, - говорит местный художник Алексей Гусев. - Можно найти работу в Калуге или Москве. Но я уже не вижу в этом смысла. У дяди Коли работается в охотку: тут ни минуты не бывает скучно: то мы строим "полумост", то дом из шишек, то башню ТЭЦ из лозы, то гигантский муравейник. Проблема на работе одна - иногда животы сильно болят от хохота.

Приступы здорового смеха на "АрхСтоянии-2008" были слышны повсюду. Склон Угры, по которому когда-то шагали снеговики, теперь оккупировали полторы сотни деревянных черных грачей с очень смешными физиономиями. Это типа "Грачи прилетели". Неподалеку из земли выросло огромное ухо, в которое мог войти любой желающий и прислушаться к огромному пространству, открывающемуся с высокого склона Угры. Чуть дальше народ помирал со смеху, глядя на конкурс арт-туалетов. Более тысячи посетителей, приехавших из Москвы и Калуги, разогревались самогоном и деревенскими закусками, торговлю которыми развернули предприимчивые звизжане. Но все с нетерпением ждали наступления темноты.

- Идея "Жар-птицы" пришла мне в голову еще лет 7 назад, - рассказывает дядя Коля. - Но без Володи Стребаня она бы так и осталась невоплощенной. Инженерное исполнение этого проекта - полностью его заслуга.

Володя Стребань живет в Звизжах лет 5, а родился и вырос он в Узбекистане. Профессионально занимался мотоспортом, поэтому при помощи сварочного аппарата умеет творить чудеса. "Жар-птица", которую родил Стребань, выглядит величественно и в то же время пугающе: массивное туловище, напоминающее яйцо Фаберже, мощные клювы, на груди печная дверца, а снизу турбоподдув.

- С инженерной точки зрения, это усовершенствованная печка-буржуйка, - объясняет Володя. - Сегодня утром мы уже закинули орлу в брюхо грузовик дров. Осталось только запалить, дать им как следует разгореться, включить турбоподдув и тогда люди увидят красоту неописуемую.

В 18:30 над полем зазвучала музыка Стравинского. Народ побросал недопитый самогон и бросился глядеть на постепенно оживающий символ империи. Птица затрещала, загудела, и из нее поползло облако черного дыма. Через несколько минут дым побелел, а еще спустя минут десять заработал турбоподдув и птица преобразилась. Она зажила, задышала и даже, кажется, пыталась взлететь. Из отверстий в крыльях, клювах и на коронах на птичьих головах вырвались потоки искр. Толпа людей отшатнулась и замерла. Следующий час прошел как одно мгновение. Орудуя всего двумя кнопками, Стребань творил невозможное. Не было ни одной минуты, когда "Жар-птица" не меняла бы свой облик. То она извергала белый дым, то тучи искр, то языки пламени, то начинала дрожать мелкой дрожью. Стравинского сменил Чайковский. Чайковского - Вагнер. Музыкальное сопровождение, которое подготовил профессор Московской консерватории Сергей Загний, превращало просто красивое зрелище в феерическое. Когда птица погасла, народ еще минут десять стоял пораженный и не мог тронуться с места.

- Я бы это дело в массовое производство запустил, - поделился творческими планами Стребань.

- Зачем?

- Вот есть же у нас куча патриотических праздников. День России, например, или народного единства. Да те же выборы. А как их отмечать, никто не знает. На Новый год можно елку поставить, на Пасху яйцами обменяться, а в День России скучать приходится. Ну выпьют люди, ну гимн споют, ну салютом попыхают - разве этого достаточно? Так вот вам, пожалуйста, огнедышащий орел! Чем не ритуал? Пусть люди зажигают этих птичек и радуются. У себя на дачах. Да хоть и на Красной площади.

На следующий день в Никола-Ленивце было принято решение: принимая во внимание невероятный успех премьеры, запалить "Жар-птицу" еще раз. Через неделю. На Масленицу. Вместо соломенной бабы.

Комментарии
Прямой эфир