Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Глава МЧС назвал работу по подготовке к паводку в Курганской области качественной
Мир
На Украине сообщили о взрывах в Херсоне и Сумской области
Происшествия
В Невском районе Санкт-Петербурга перевернулась бетономешалка
Мир
ЦАХАЛ сообщила о ликвидации командующего «береговым сектором» «Хезболлы»
Общество
Задержан подозреваемый в убийстве юмориста Геворкяна в Сочи
Общество
Суд оставил иск мужа блогера Лерчек без движения
Общество
Возбуждено дело по факту инцидента в фитнес-клубе Москвы, где едва не утонул ребенок
Общество
Уровень воды в реке Урал у Оренбурга опустился до 1128 см
Общество
Медик закрыл собой раненых солдат от удара дрона ВСУ и спас пятерых бойцов
Политика
В Госдуме оценили просьбу Шольца к Си Цзиньпину не помогать России
Армия
ВС РФ обеспечили безопасность ротации миссии МАГАТЭ на ЗАЭС
Общество
Пассажирка рассказала о «взрыве под ногами» перед экстренной посадкой в Пулково
Общество
Уровень воды в реке Тобол у Кургана достиг 774 см
Мир
Постпред РФ заявил о решении МАГАТЭ отозвать специалистов с иранских объектов
Авто
Exeed анонсировала гибридный кроссовер EX с запасом хода 1,3 тыс. км
Мир
Международный аэропорт Дубая отменил 45 рейсов из-за ливней

Орду не пустили на Русь

"Чингисхан" японского режиссера Синичиро Саваи показывают в считанных кинотеатрах. Ни модный ныне жанр исторического боевика, ни $30-миллионный бюджет, ни фигура главного героя не смогли обеспечить картине сколько-нибудь широкий прокат. А все потому, что 20 сентября на экраны выйдет "Монгол" Сергея Бодрова-старшего, снятый за 15 миллионов евро и тоже посвященный Чингисхану. Обозреватель "Известий" сравнила два блокбастера о легендарном завоевателе.
0
Сергей Бодров-старший тоже пошел "японским путем": на роль Чингисхана пригласил Таданобу Асано. Зато любимую жену сыграла журналистка из Монголии
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

"Чингисхан" японского режиссера Синичиро Саваи показывают в считанных кинотеатрах. Ни модный ныне жанр исторического боевика, ни $30-миллионный бюджет, ни фигура главного героя (русскому зрителю, безусловно, небезразличная) не смогли обеспечить картине сколько-нибудь широкий прокат. А все потому, что 20 сентября на экраны выйдет "Монгол" Сергея Бодрова-старшего, снятый за 15 миллионов евро и тоже посвященный Чингисхану. Обозреватель "Известий" Анна Федина сравнила два блокбастера о легендарном завоевателе.

Цель

Исторические блокбастеры — затея слишком дорогостоящая и трудоемкая, чтобы снимать их просто так, по прихоти продюсера или велению режиссерского сердца. В 1950-х годах ленты вроде "Бен Гура" или "Войны и мира" с Одри Хепберн были призваны оторвать зрителей от распространившихся по всей Америке телевизоров. На рубеже веков "пеплумы" снова вошли в моду, только теперь помимо экономической (зарабатывания денег) они все чаще несут политическую функцию. "Александра" Оливера Стоуна уличили в попытке оправдать американскую атаку на Ирак. А казахи во главе со своим президентом Нурсултаном Назарбаевым не скрывают, что с помощью "Кочевника" хотели заявить о себе на весь мир. Мол, нечестно получается: страна богатейшая, а западные невежды держат ее за тридесятое царство и даже позволяют себе непристойные шутки вроде "Бората". 

Собственно, цель японско-монгольского "Чингисхана" недалека от той, что преследовали казахи: напомнить Западу, что Ганнибалом, Александром Македонским и Наполеоном список великих полководцев мира не ограничивается. Сергею Бодрову-старшему, живущему то в Америке, то в Европе, муки национального самолюбия чужды. Геополитика для него куда актуальнее: "Монгол", который настойчиво призывает обратить внимание на набирающий силу Восток, — прекрасное тому подтверждение.  

Средства

Сергею Бодрову повезло: Иван Пассер, которого пригласили снимать "Кочевника", на полдороге выбросил белый флаг, и завершать картину пришлось русскому режиссеру. Работа над "Монголом" ненадолго приостановилась, зато позже благодарные казахи вложились в его бюджет.

Снимать в Монголии Бодрову, правда, не разрешили: по сценарию Темуджин сидит в китайской тюрьме. Зато помощники режиссера сумели набрать там непрофессиональных актеров (с театральными училищами в Монголии, видимо, беда). Так, любимую женщину Чингисхана Борте сыграла юная журналистка Хулан Чулуун, которую ассистент Бодрова заметила в очереди в китайское посольство. Впрочем, монголов среди главных героев меньшинство. Джамуху — названого брата Темуджина, впоследствии ставшего его врагом, — сыграл китаец Сун Хон Лей. А в самого хана перевоплотился знаменитый японец Таданобу Асано. Не заметить разномастности героев невозможно, зато для большего аутентизма фильм снят по-монгольски.

Съемочную группу Синичиро Саваи в Монголию пустили, но на главные роли все равно пришлось звать японцев. Такаси Соримачи стал Чингисханом, Юсуке Хираяма — Джамухой, а Рей Кикукава — Борте. Любовницу хана по имени Кулан сыграла некая Ара из Южной Кореи.

Сюжет

В "Чингисхане" и "Монголе" сюжеты практически идентичны, поскольку оба фильма рассказывают о молодых годах Темуджина и основываются главным образом на монгольских легендах. Отца будущего правителя объединенной Монголии отравили. Мальчик должен был погибнуть от голода или руки врага (до Чингисхана монголы бесконечно воевали между собой), но подружился с Джамухой и вырос в его племени.

Возмужав, он собрал собственный отряд, женился на красавице Борте и собрался зажить припеваючи, но старые враги украли у него жену. Обычная история для Монголии XII века: убивать женщин там было не принято, но и защищать их никто не собирался. Никто, кроме Темуджина. Молодой человек развязал войну, выиграл, отбил Борте, потом враги напали снова, он проиграл, потом опять выиграл. И так побеждал до тех пор, пока в Монголии не осталось всего два правителя: он и Джамуха. Последнего пришлось убить. В ближайших планах хана значился поход на Китай.

Главная тема 

Несмотря на похожие сюжеты, "Чингисхан" и "Монгол" смотрят на своего героя разными глазами. Сергей Бодров очень по-европейски ценит привязанность Темуджина к не единственной, но горячо любимой жене Борте. Для Синичиро Саваи куда более важными кажутся проблемы рода и крови. Отвоевав жену, Чингисхан обнаружил, что она беременна. От него или нет, неизвестно. От сыноубийства героя отговорила мать: она тоже бывала в плену, а потому и в Темуджине вполне может течь вражеская кровь: "Принадлежность к роду доказывается делами".

Впрочем, все это нюансы. Для обоих режиссеров Чингисхан — прежде всего selfmademan: сирота, беглец, раб, сумевший не только выжить, но набрать силу, одолеть массу врагов, стать основателем огромной империи и при этом не растерять чувство собственного достоинства. Чингисхан умен и благороден, верит в силу клятвы и не готов предавать друзей даже ради великой цели. Средневековая кровожадность? Это не про него. Да, он идет войной на Китай, но исключительно ради того, чтобы впоследствии между двумя странами могли развиваться торговый и культурный обмены.

Ни Саваи, ни Бодров о дальнейших поступках своего героя не упоминают. Похода на Запад и битвы при реке Калке, которая, как любят рассказывать учителя истории, закончилась пиршеством монголов на трупах славян, зрители не увидят. Пока что. Но на подходе еще два фильма о Темуджине: русско-монгольский "По велению Чингисхана" и приуроченный к 800-летию основания Монголии "Чингисхан" Лагваа Эрденебулгана. Восточный завоеватель нынче явно в фаворе.

Комментарии
Прямой эфир