Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Путин заверил в возвращении мира в Донбасс
Армия
В Минобороны сообщили о подготовке морпехов к форсированию Днепра
Происшествия
Пять сел в Белгородской области остались без света после обстрела ВСУ
Общество
Жители Петербурга продолжают нести цветы на место падения автобуса в реку
Армия
Расчеты гаубиц «Мста-Б» уничтожили опорные пункты и живую силу ВСУ
Мир
В МИД РФ заявили о защите проживающих в Прибалтике соотечественников
Общество
Вильфанд спрогнозировал сохранение низких температур в Москве в ближайшие дни
Мир
Эмир Кувейта распустил парламент и приостановил ряд положений конституции
Политика
Путин утвердил структуру нового правительства России
Общество
Очевидец падения автобуса в реку в Петербурге рассказал о спасении людей
Происшествия
В Курской области средствами РЭБ перехвачены два украинских беспилотника
Мир
В Израиле сообщили об эвакуации 300 тыс. палестинцев из Рафаха
Общество
Бастрыкин поручил комплексно изучить причины инцидента с автобусом в Петербурге
Армия
Расчеты гаубиц «Мста-СМ2» уничтожили бронетехнику и живую силу ВСУ
Происшествия
Источник сообщил об обрушении части жилого дома в Коми
Культура
EBU подтвердил отстранение участника из Нидерландов от финала «Евровидения»
Происшествия
ВСУ обстреляли Ленинский район Донецка

За 10 лет квартплата москвичей выросла в 10 раз

28 апреля 1997 года, президент Борис Ельцин подписал Указ N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации". По официальным данным тогда, в 1997 году, граждане оплачивали только 35% жилищно-коммунальных затрат. За остальное платило государство. За две "пятилетки" цены на коммунальные услуги выросли на порядок, но порядка в самом жилищном хозяйстве навести по большому счету так и не удалось. Так что же, реформа провалилась?
0
Как довести реформу ЖКХ до ума, чтобы не вылететь в трубу? (фото: Виктор Хабаров)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

28 апреля 1997 года, президент Борис Ельцин подписал Указ N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации". По официальным данным тогда, в 1997 году, граждане оплачивали только 35% жилищно-коммунальных затрат. За остальное платило государство. За две "пятилетки" цены на коммунальные услуги выросли на порядок, но порядка в самом жилищном хозяйстве навести по большому счету так и не удалось. Так что же, реформа провалилась?

Ельцинским Указом предполагалось к 2003-му отказаться от всех госдотаций и перейти к 100-процентной оплате ЖКХ. В регионах, где бюджет победнее, а власть понаглее, так и сделали: жилконторы и коммунальщики стали рассылать населению платежки с циклопическими, по контрасту с прежними, числами. Народ повалил на улицы - город Воронеж, например, бурлил два года. В Питере чуть опять не взяли Смольный - властям пришлось срочно сдать назад, введя городские субсидии на оплату "коммуналки". В Москве, где денег в казне всегда было больше, пообещали народу не вводить 100% до 2008 года и стали повышать квартплату плавно, но регулярно.

Сегодня обычный обделенный льготами москвич уже давно платит 100% за телефон, электричество и горячую воду. И не хочет больше выслушивать непрекращающиеся жалобы эксплуатационных контор на отсутствие денег, необходимых на ремонт подъездов, замену лифтов, заделку трещин и межпанельных швов.

Формально те же ДЕЗы (дирекции единого заказчика) правы: по экспертным оценкам, им достается не больше половины от сумм, собираемых городом от платежепослушных граждан. Но система государственного посредничества между жителями и эксплуатационщиками - махровый пережиток эпохи социализма - мила сердцу чиновничества, изо всех сил цепляющегося за право отнимать и распределять. Самим ДЕЗам такое положение дел тоже на руку: работать на одних (население), а отчитываться перед другими (городские власти) очень удобно. И выгодно, неспроста подавляющее большинство "топ-менеджмента" районных управ - бывшие руководители местных ДЕЗов. Отсюда упорное нежелание ДЕЗов акционироваться и допускать на свою делянку конкурентов - частные компании по эксплуатации жилфонда.

Впрочем, находчивые повелители сантехников и электриков и здесь нашли выход: так, одна из первых столичных частных компаний в ЖКХ - "Фрегат" - была создана бывшим начальником ДЕЗа "Выхино-Жулебино", а потом депутатом Мосгордумы Геннадием Лобоком. По его стопам отправились многие, и сегодня почти все частные фирмы, занимающиеся комплексным обслуживанием старого жилфонда, в той или иной степени произрастают из ДЕЗов. На этом свою роль в жилищно-коммунальной реформе государство сочло в целом исполненной.

Но народ, как партнер государства в этом менуэте, остается недовольным, бросая в адрес своего визави обвинения в профанации реформы. Мол, акционированные ДЕЗы и новые частные компании ничем не отличаются от прежних, произошло лишь перераспределение денежных потоков от одного близнеца к другому.

Постепенно войдя во вкус реформы, москвичи начали осознавать, что раз уж закон декларирует их право на домовое самоуправление, этим стоит воспользоваться и самим выбирать компанию, которая будет обслуживать их дом. Дело управы - помочь организовать собрание. Но у чиновников всегда имеется своя кандидатура, которая нечасто совпадает с предпочтениями жителей. Поэтому до общих собраний с кворумом дело доходит нечасто, хотя на бумаге все в ажуре.

Недавно заместитель мэра Москвы, курирующий реформу, Петр Аксенов объявил о том, что 95% многоквартирных домов в Москве провели собрания и выбрали управляющую компанию. При этом социологи "Левада-Центра", опросив в марте 1,5 тысячи респондентов, выяснили, что каждый четвертый житель Москвы и Санкт-Петербурга вообще ничего не слышал о смене системы управления жилыми домами. И только 7% москвичей приняли участие в голосовании.

Как большинство этих собраний выглядело на самом деле, можно поинтересоваться в недавно созданном общественном движении "Жилищная солидарность". Оно аккумулирует информацию обо всех инцидентах, собирает и готовится выложить в интернете "Черную книгу о саботаже реформы ЖКХ в Москве". Основные сюжеты "саботажа" таковы: управы, чтобы обеспечить победу в псевдоконкурсах своим кандидатам - управляющим компаниям, блокируют жителям возможность создать ТСЖ; информация о собраниях появляется задним числом; протоколы берутся из головы...

Для тех, кому эту чиновную блокаду прорвать не удалось, единственным ощутимым результатом реформы ЖКХ стал сантехник, который заметно меньше пьет в рабочее время, и аварийный диспетчер, называющий свою фамилию звонящему гражданину, у которого в десятый раз в одном и том же месте прорвало трубу.

Динамика роста пенсий, зарплат и квартплаты в Москве (руб.)

В качестве исходных данных использованы:

- реальные расходы на квартплату приватизированной типовой двухкомнатной квартиры, которые несет семья, состоящая из обычной пенсионерки и работающей дочери (исключая оплату электричества, телефонной связи и налога и включая "пенсионные" льготы);

- реальную пенсию совладелицы данной квартиры, включая "лужковскую надбавку";

— официальные данные Росстата о средней зарплате в Москве, которые в нашем случае близки к реальной зарплате работающей совладелицы данной квартиры - руководителя среднего звена в бюджетной организации.

Если на рубеже 1997-1998 годов на квартплату старики расходовали 26% пенсии, то в 2007-м - почти 30%. Тогда как работающий москвич в 1997 году тратил на это 8% зарплаты, а в 2007-м - всего 4,5%.



Глава Жилищного союза Константин Крохин:

"В домах ТСЖ люди платят меньше, чем по городским нормативам"

Анна Гараненко


Недавно несколько успешных товариществ собственников жилья (ТСЖ) объединились в Жилищный союз. О том, можно ли иметь качественное коммунальное обслуживание при минимальных затратах, глава новой организации Константин Крохин рассказал в интервью корреспонденту "Известий" Анне Гараненко.

вопрос: За 10 лет у людей сложилось убеждение, что ТСЖ - это сплошные переплаты и бесконечные проблемы. Это так?

ответ: ТСЖ - самый эффективный способ управления домом. Когда создается товарищество, масса жильцов превращается в настоящих собственников - у них появляется орган управления. Он может от их имени заключить договоры и контролировать их выполнение. Что касается переплат, то это миф. Мы провели анализ деятельности ТСЖ, входящих в наш союз. Оказалось, в некоторых домах люди платят даже меньше, чем установлено городскими нормативами техобслуживания, а качество услуг выше.

в: За счет чего?

о: Сравните: управляющая компания (ДЕЗ или частная фирма), управляя домом, платит НДС 18%, кроме того, у нее есть норма рентабельности в 10-15% и налог на прибыль - 24%. То есть из каждых 100 рублей, которые жители платят за эксплуатацию дома, собственно на эти цели идет лишь 55 рублей. В ТСЖ 98-99 рублей ухо-дят на коммунальные и эксплуатацион-ные услуги.

в: Сколько квартир в новостройке должно быть оформлено в собственность, чтобы начинать работу по организации ТСЖ?

о: За создание товарищества должны проголосовать 50% плюс одна.

в: Каковы первые действия, которые нужно предпринять?

о: Первое - ответить себе на вопрос: готовы ли вы потратить полгода-год своей жизни на общественное дело? Второе - собрать вокруг себя единомышленников, человек 5-10, способных помочь. Третье - необходимо прочитать Жилищный кодекс (чтобы знать, что такое общее имущество, как им распоряжаться и другие свои права). Затем предстоит работа с юристами, чтобы правильно составить документы для голосования на собрании. На этой стадии надо выяснить список собственников: его можно получить с помощью Департамента жилищной политики или направив запрос в федеральную регистрационную службу. Потом - письменное уведомление о проведении заочного собрания, месяц на голосование, подведение итогов, составление протокола, регистрация ТСЖ... Есть множество организаций, готовых в этом помочь. В частности, наш союз ведет инициативные группы с момента создания до налаживания эксплуатации дома. Можно просто обратиться в управу.

в: Есть общее убеждение, что ТСЖ без принадлежащих ему нежилых помещений, которые можно сдать в аренду, существовать не может. В новостройках первые этажи распродаются еще на этапе строительства - получается, будущих жителей заведомо лишают источника дохода?

о: Да, чаще всего так и бывает. Но то, что без нежилых помещений товарищество не выживет, - неправда. Способов извлечения доходов немало. При количестве квартир свыше 200 ТСЖ может жить только за счет квартплаты - это доказано. У дома есть возможность зарабатывать на общем имуществе: наружную рекламу офисов и выносные блоки кондиционеров вешают на стену, а она является общим имуществом дома. Владельцы этих помещений должны заплатить ТСЖ. Если хозяева офисов хотят, чтобы их клиенты заезжали на стоянку во двор, надо решить вопрос с ТСЖ об общих расходах на содержание придомовой территории. Это лишь самые простые способы, лежащие на поверхности, есть еще антенны для сотовой связи, реклама в подъезде, аппараты для приема платежей...

Было бы сильное товарищество и порядочное правление.

Комментарии
Прямой эфир