Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Назад в будущее

Сегодняшний транспортный коллапс, наплыв мигрантов и хаотичная застройка исторического центра Москвы были предсказаны еще в начале прошлого века. В 1914 году товарищество "Эйнем" (нынешняя фабрика "Красный Октябрь") выпустило серию открыток "Москва в будущем", ставшую сегодня раритетом. Как писали авторы в предисловии к серии, "каждому, кто знает и любит Москву, не безынтересно будет мысленно взглянуть на то, что будет с Москвой и ее обитателями приблизительно через 200-300 лет"... "Известия" первыми публикуют все эти восемь "предсказаний", оформленных неизвестным художником. О том, какие из них сбылись, а какие нет и почему, филокартист и архитектор Арсен Мелитонян рассказал в интервью корреспонденту "Известий".
0
В 1914 году москвичи предсказали развитие столицы на 200 лет вперед
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сегодняшний транспортный коллапс, наплыв мигрантов и хаотичная застройка исторического центра Москвы были предсказаны еще в начале прошлого века. В 1914 году товарищество "Эйнем" (нынешняя фабрика "Красный Октябрь") выпустило серию открыток "Москва в будущем", ставшую сегодня раритетом. Как писали авторы в предисловии к серии, "каждому, кто знает и любит Москву, не безынтересно будет мысленно взглянуть на то, что будет с Москвой и ее обитателями приблизительно через 200-300 лет"... "Известия" первыми публикуют все эти восемь "предсказаний", оформленных неизвестным художником. О том, какие из них сбылись, а какие нет и почему, филокартист и архитектор Арсен Мелитонян рассказал в интервью корреспонденту "Известий" Николаю Морозову.

вопрос: Эта серия открыток была издана в начале XX века, когда в столице не было ни перегруженных дорог, ни миграционной проблемы. Откуда такой пессимизм у авторов?

ответ: Это вам из сегодняшнего дня кажется, что авторы были пессимистами. Хотя, на мой взгляд, на этих открытках в наивно-игровой форме отражено ожидание технического прорыва, транспортного бума.

Не стоит забывать, что в 1913-1914 годах, когда эти открытки готовились к выпуску, Россия находилась на пике экономического и технологического развития. Отсюда такое большое внимание транспорту: машинам, поездам, троллейбусам, автобусам, наивным аэросаням и футуристическому переплетению монорельсовых дорог. Есть здесь и метрополитен, которого тогда еще не было, но мечты, о котором уже занимали умы горожан.

в: В то время, кажется, широко обсуждался проект ветки метро, проходящей прямо по Красной площади?

о: Да, такая задумка была. И, судя по всему, художник прекрасно о ней знал и ее поддерживал. Посмотрите на открытку. Там, где спустя некоторое время появился Мавзолей, стоит многоэтажное здание вокзала. На брусчатке, которая сейчас бережно охраняется от вандалов, пыль, суматоха, десятки бьющихся машин и троллейбусов, безумная толпа и одинокий полицейский с саблей, каким-то образом пытающийся регулировать движение.

в: Эти открытки можно считать тогдашней критикой власти, сатирой?

о: Это не критика власти, а наивное и милое предсказание будущего. Отрицание прошлого - ключевая черта любого технологического всплеска. Герои этих карточек не обращают никакого внимания на культурное наследие. Хаос мысли здесь присутствует во всем - в архитектуре, в технике. И невольно напрашивается аналогия с нынешней ситуацией, когда у нас на глазах исчезают многие исторические здания.

Город с открыток - это почти современная Москва с ее архитектурной эклектикой. При этом автор предвосхитил многие вещи, такие, как монорельс, троллейбус или трамвай. Но он не только нарисовал, но и раскритиковал их. Троллейбусы и трамваи мешают движению, создавая заторы. Посмотрите за окно - разве сейчас не так?

Несмотря на всю поверхностность прогноза, автор угадал, что единственное спасение от транспортного кризиса - воздушные транспортные системы вроде монорельса. Но, конечно, более полезного, чем тот, что соорудили наши современники у ВДНХ.

в: Но ведь это прогнозы на XXII-XXIII века, а у нас на дворе XXI...

о: Это верно. Ожидалось, что нынешняя сумятица придет позднее. Но в этом-то и заключается недостаток всех прогнозов и предсказаний. Они создавались с точки зрения жителя царской России. Тогда жизнь текла медленней. Потом в силу различных событий темпы ускорились.

в: И получилось очень по-хоже...

о: Да, но что самое интересное, есть совпадения абсолютные. Например, открытка с видом на Лубянскую площадь один в один попала в то, как преобразилась площадь к нашему времени. Там изображено метро "Лубянка", на дальнем плане два здания. Одно из них в точности повторяет очертания "Детского мира", построенного уже в советские годы. Но есть и наивные вещи, вроде аэросаней, которые мчатся по ледяному Петербургскому шоссе мимо ресторана "Яръ". Хотя гололед и у нас случается, и аэросани, наверное, тоже бы пригодились...

Комментарии
Прямой эфир