От Москвы до Марса - 70 км
Людей давно волнует: есть ли жизнь на Марсе? Американские марсоходы нашли на Красной планете молекулы воды. Значит, там могла быть и белковая форма жизни. А вдруг есть и сейчас, но в непривычных для нас формах? "Эт точно, жизнь есть, но еле теплится", - усмехнулись на этот счет две бабушки в телогрейках, которых встретила в деревне Марс Рузского района спецкор "Недели" Наталия Лескова.
"У нас на ногах по шесть пальцев!"
Деревянные развалюшки выставили напоказ черные беззубые пасти окон и дверей. На каждой третьей щит "Продается". И недорого дом можно купить за 30 тысяч рублей, большой огород за 50. Заглядываю в один и долго зову хозяина. Откликается не сразу: "Глуховат стал, дочка. В сарае свой космолет чинил".
Это 84-летний дед Митя, Дмитрий Иванович Коптелов, так шутит. На самом деле в сарайчике пыхтит старый мотоцикл... Как-то на День космонавтики приехали журналисты, спрашивают, откуда такое причудливое у деревни название. "Так мы ж переселенцы с Марса! нашелся дед Митя. Слышали, там вся вода померзла? Вот мы и сюда, а в память о родной планете назвали свою деревеньку".
"Главное говорить серьезно, будто великую тайну открываю, откровенничает собеседник. Я одной юной журналистке глаза округлил, шепчу на ухо, у нас, мол, на ногах шесть пальцев и хвостики растут, только не говори никому! Она чуть в обморок не грохнулась. Пришлось разуться, чтобы успокоилась".
На самом деле дед Митя когда-то уходил отсюда на фронт. Вернулся не с шестью, а с двумя пальцами на руке и контузией. Дом вместе с братом построил своими руками, думал здесь и прожить весь век. Но теперь в деревне совсем невыносимо: ни тепла, ни света, ни газа, колонка у дома не работает, до ближайшей за водой три километра. "На Марсе-то легче, сила тяжести меньше земной", подмигивает дед Митя.
Жена умерла пять лет назад, трое детей разъехались кто куда. Здоровья не стало, фельдшерский пункт закрыли, в больницу в Рузе очередь на год вперед. Вот и надумал дом продать, перебраться к старшему сыну в Москву. Гладит обшарпанную стену и плачет.
...Откуда такое экзотическое название у небольшой деревни, стоящей на обочине главной дороги МоскваРуза, рассказал мне рузский краевед Николай Степанков. В начале 20-х годов прошлого века велись активные работы по строительству первых летательных аппаратов. Константин Циолковский создал чертежи ракет и заговорил о возможности скорой колонизации космоса. В небо взлетели дирижабли... Народ в подмосковной глубинке на партийные веяния отреагировал оперативно: в 1927 году комсомолка Токарева предложила назвать только что образованную коммуну Марсом. Все согласились а что, красная коммуна, "красная планета". Позже в деревне образовался колхоз имени Лазаря Кагановича. Потом его преобразовали в совхоз. Были здесь и школа, и детский сад, и дом культуры, и библиотека... Но вот все сразу кануло в Лету. Хотя сам Марс остался.
"Мы еще слетаем. Да, старуха?"
80-летний Нестор Федорович Погорелов когда-то в самом деле мечтал стать космонавтом. Но недобрал баллов в летное училище и пришел работать в совхоз. Думал год на комбайне, а потом обратно, в летчики-космонавты. Но пропахал на земле больше 30 лет. Медкомиссия в летном три раза заворачивала: то зрение недостаточно хорошее, то сердце стучит слишком быстро. "А на самом деле я всегда был здоров, как настоящий космонавт, переходит на шепот Нестор Федорович. Просто биография моя не понравилась. Дед был попом деревенским, большевики расстреляли. И врач мне на медосмотре: "Это у тебя что на груди? Крест? В Бога веруешь?" Вот и забраковали. Но ничего, еще, может, слетаем. Да, старуха?"
"Ой, не бреши, космонавт нашелся! смеется 78-летняя Ольга Ивановна. Сердце-то у него в самом деле больное. Три инфаркта! Дрова колет, воду таскает, все делает сам. Я ругаюсь, а он: ничего, мол, это я в космос готовлюсь!"
А сосед деда Мити Иван Лаптев показывает мне свою гордость яблоневый сад. "Видала на Марсе яблони цветут!" Выносит мне большой пакет антоновки: в этом году урожай был на славу... За чаем с яблоками Иван Петрович вспоминает, как в 14 лет, в 1946-м, начал работать в совхозе трактористом. Освоил комбайн и стал бригадиром. Дипломы и награды в светлой гостиной как картины в музее. Здесь же иконы и портрет Юрия Гагарина. "Наш земляк!" с гордостью говорит Иван Петрович. "Как же земляк? Гагарин в Гжатске родился, под Смоленском..." Морщится: "Да знаю, знаю... Ну и что? Земляк значит, тоже с Земли, из России, наш, русский парень".
Надежда на "космоград" и на 200 телят
"Было время, когда все у нас запили по-черному, вспоминает баба Саня Митрохина. И женщины, и мужчины, и даже дети. От безделья, от безработицы, от безнадежья. Но сейчас всё уже выпили: и водку, и слезы. Ни денег, ни здоровья, ни детей не осталось. Последний младенец родился лет пять назад, да и то случайно: к соседке невестка беременная заехала. Через три дня уехала уже с ребеночком".
Работы здесь давно нет. Ближайшая пансионат в Рузе. Там же магазины и казино. Но автобус туда ходит с перебоями, на маршрутке разоришься. Пенсии у всех не более трех тысяч рублей. Летом бабульки стоят вдоль шоссе с яблоками. А зимой мертвый сезон.
Года три назад, правда, родилась спасительная идея: построить свой "космоград" с ракетами и аттракционами для детей, гостиницей и рестораном с едой из "космических" тюбиков. А что места здесь красивые: Рузская Швейцария. Отлетавшие свой срок ракеты ржавеют на свалках истории. Почему бы не подбросить одну-другую в деревню Марс? С этой идеей местные активисты ездили в райцентр, ходили на прием к депутатам, писали письма. Те обещали поддержать. Но... на то они и депутаты, чтоб обещать. Так все и заглохло.
В космос уже слетал первый турист, по планете Марс разгуливают американские роботы-исследователи, но подмосковного Марса не коснулись даже самые маломальские блага цивилизации. Ни представителя власти какого-нибудь захудалого, ни милиционера, ни даже телефона. Правда, живущие в городах внуки и дети накупили старикам-"марсианам" мобильников. Так что бабушкой, достающей из кармана сотовый, уже никого на Марсе не удивишь.
Из полусотни домов обитаемы только 15. Остальные стали дачами, куда на веснулето приезжают москвичи. "Марсиане" от вопроса о перспективах деревеньки отмахиваются, но втайне все же надеются: "Слышали, разоренный коровник восстановят, обсуждают между собой. Скоро двести телят завезут". Вот возродится ферма будет где работать, и тогда возродится, мол, жизнь на Марсе...
Где еще найти последних "марсиан"
1. Село Марс в Нижегородской области.
Последняя жительница села, 48-летняя Юлия Карецкая, собирается покинуть родные пенаты: здесь нет ни воды, ни газа, ни электричества.
2. Поселок Марс в Калужской области
Поселок назвали Марсом к 70-летию великого земляка Циолковского. Константина Эдуардовича звали в гости, но не дождались. Ученый уже не выезжал никуда из Калуги по причине нездоровья... Сегодня от процветавшего колхоза остались покосившиеся избы, огороды и старики, живущие за счет своего натурального хозяйства. У кого осталась корова или свинья те богачи.
3. Поселок Марс в Гомельской области Белоруссии
В поселке Марс Лоевского района, в 70 километрах от Гомеля, сегодня 18 жилых домов. Половина жильцов на зиму съезжает к детям в город.
Деревушку в середине XIX века основал помещик, страстно увлеченный астрономией. В нескольких километрах от Марса была деревня Венера. Были еще свои маленькие Юпитер и Меркурий. Но там люди давно не живут.