Мосты, ведущие в Кремль
Первые каменные мосты возникли в Москве со строительством нынешних кремлевских стен, на рубеже XV - XVI веков. Кремль в те годы равнялся Москве, был собственно городом, а мосты соотносились с городскими воротами. Трое ворот смотрели на Красную площадь, двое - на сторону Неглинной и одни - на сторону Москвы-реки. Мосты на Красной площади были перекинуты через ров, соединявший Москву-реку и Неглинную и превращавший Кремль в остров.
От тех времен сохранился лишь Троицкий мост через Неглинную, притом что сама Неглинная спрятана под землю. Тринадцатипролетный Троицкий мост — ныне главный пешеходный путь в Кремль и из Кремля — датируется 1516 годом. Конечно, он неоднократно перестраивался, особенно радикально в 1901 году. Изначально мост состоял из одних наружных стен, на которые без поддержки сводов был положен настил. Своды появились только в XVIII веке. Ныне пролеты моста, кроме одного, заложены, что обедняет его облик. На арбатской, занеглинской стороне моста сохранилась знаменитая Кутафья башня — предмостное укрепление, отводная стрельница, которая должна считаться частью моста.
Такие же предмостные башни существовали у Константино-Еленинских ворот на Васильевском спуске (ныне полузасыпаны) и у Тайницких на стороне Москвы-реки. В последнем случае мост перешагивал не через реку (на это не решились даже итальянские инженеры Ивана III и Василия III), а через вторую, несохранившуюся линию стен.
С расширением города, то есть со строительством в 1530-е годы Китайгородской стены, число московских мостов удвоилось: Китай-город также был окопан рвом. Наиболее известен Воскресенский мост через Неглинную, подводивший к одноименным воротам, на Красную площадь со стороны Тверской улицы. Его остатки — опорные части, раскопанные в 1990-е годы, стали главным экспонатом подземного Археологического музея. Мост, конечно, не первый на этом месте, датируется 1601—03 годами, временем Бориса Годунова. Если верить летописи, парапеты моста завершались зубцами, как у соседнего Троицкого, если же верить первым рисованным планам Москвы, исполненным в те же годы, — то арочными стенками без крыши.
Каменный мост через Москву-реку стал заботой первых Романовых. Для этого в 1643 году правительство царя Михаила Федоровича пригласило из Страсбурга "палатных мастеров" Кристлеров, дядю и племянника. Успели сделать модель и смету, но вскоре царь и один из мастеров умерли. Проект возобновился только в 1682 году по инициативе князя Василия Голицына, возглавлявшего правительство царевны Софьи. Строительство заняло пять лет. Предполагают, что работами руководил некий старец монах Филарет. Выбор места — не в связи с Красной площадью, а в связи с Боровицкой — словно возвращал этой последней значение центральной (именно отсюда началась Москва), а также подчеркивал роль Киева и киевской дороги (Якиманки) в политической истории тех лет. Восьмипролетный Большой Каменный (Всехсвятский) мост, памятный по множеству изображений, просуществовал до 1855 года, а его преемник — до 1930-х годов. На левом, кремлевском берегу мост подходил к улице Ленивке. Нынешний мост сместился ниже по реке, выйдя прямо на Боровицкую площадь (интересно заметить, что Дом на набережной был выстроен еще по старой красной линии). Ленивка проходила во Всехсвятские ворота Белого города, исчезнувшие в XVIII столетии: к ним-то и подводил старый мост. Тогда же исчезла предмостная башня на замоскворецкой стороне моста, знаменитая Шестивратная. Кроме шести воротных проемов, она имела несколько пирамидальных ярусов, соотнесенных с ярусами Боровицкой башни Кремля, и два венчающих шатра.