Не вырубишь топором
Весенний фестиваль с нежным именем и крепким финансовым тылом поначалу придерживался рамок хорошей музыки. Затем добавились выставки, кинопоказы, премьеры спектаклей, и сегодня "Черешневый лес" - блистательная альтернатива типичному "фестивалю по-русски", новый взгляд на то, как следует преподносить искусство современной продвинутой публике.
Никаких тебе тоскливейших экспертных советов, ханжеских жюри, мероприятий для галочки и громоздкого официоза. И наоборот никаких заезжих маргиналов для трех с половиной зрителей. "Черешневый лес" это вкус, престиж, безусловные имена (даже, если фестивальная продукция, ими произведенная, отнюдь не безусловна), милые традиции вроде высадки вишневого сада и угощения гостей черешней, а также четкий инфоповод. Например, в 2003 году отмечали 300-летие Санкт-Петербурга, в 2004-м столетие со дня первой постановки "Вишневого сада", год назад юбилей Победы, а на сей раз 50-летие театра "Современник". Масштаб события сомнений не вызывает, да и давняя дружба Галины Волчек с Михаилом Куснировичем, вернее, с семьей Куснировичей, ни для кого не секрет.
Основные тусовки "Черешневого леса"-2006 будут проходить на Чистых прудах, где ежедневно (до 23.00) обещаны "танцы, лодки, мороженое". По вечерам, как и на прошлом фестивале, Валерий Сюткин будет исполнять ностальгический репертуар вечные песни о главном. 30-метровая сцена расположится прямо на воде, а вдоль 145-метровой "набережной" как раз и зашумит новенький вишневый садик. "ЧЛ" можно упрекнуть в некоторой путанице понятий: границы между вишней и черешней здесь стерты окончательно. Мичурин, который упал с клубники и сломал два ребра, мог бы позавидовать агросмелости господина Куснировича...
В целом однако символика понятна: эпоха Лопахиных, сады вырубавших, миновала. Наступает (по слухам) эпоха возрождения просвещенного меценатства. Давай Бог. Фестиваль в этом году, кстати, носит подзаголовок "Современник возрождения".
В современники различных эпох возрождения, помимо славного театра, записаны: Леонардо да Винчи (выставка "Механизмы. Машины. Эскизы" в ГУМе); итальянские неореалисты (на закрытие ретроспективы, которая пройдет в кинотеатре "Художественный", прибудет Тонино Гуэрра); итальянский же дизайнер Роберто Капуччи (ГМИИ им. Пушкина); Юрий Башмет и Игорь Бутман, которые сопрягут альт с саксофоном (23 мая, БЗК); Владимир Спиваков с оркестром и солистами (25 мая, опять БЗК), а также Кирилл Серебренников, чей спектакль "Антоний и Клеопатра. Версия" с Чулпан Хаматовой и Сергеем Шакуровым должен стать кульминацией фестиваля. Поистине искусство, подкрепленное капиталом, всесильно...
Посмотреть кино 19501960 годов кстати, не только итальянское, но и отечественное, а также привести в движение экспонаты, созданные по рисункам Леонардо, можно абсолютно бесплатно.