Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Танк Leopard привезли на выставку трофейной техники в Москве
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрыве в Днепре
Происшествия
«Известия» показали кадры последствий обстрела ВСУ Донецка
Армия
Минобороны РФ сообщило об уничтожении трех украинских БПЛА над Брянской областью
Армия
Силы ПВО уничтожили еще два украинских дрона над Брянской областью
Мир
Песков назвал предрешенной участь Зеленского
Политика
Захарова указала на временный характер задержек на границах РФ
Наука и техника
В России создали первую в мире космическую станцию для наблюдения за Арктикой
Мир
В Армении два человека погибли и 20 пострадали при падении автобуса в овраг
Экономика
Безработица в РФ в марте обновила исторический минимум в 2,7%
Происшествия
Силы ПВО уничтожили украинский БПЛА над Брянской областью
Мир
В Норвегии туриста оштрафовали на $1,1 тыс. за беспокойство моржа
Авто
Автоэксперт назвал указывающие на поддельную автозапчасть признаки
Общество
В Москве суд арестовал продюсера агентства Reuters Габова
Экономика
Импортозамещенный SJ-100 прилетел в Жуковский для подготовки к испытаниям
Мир
В МИД Германии прокомментировали призыв Китая к расследованию теракта на СП
Общество
В Москве раскрыли совершенное 12 лет назад убийство

Сергей Иванов: "Не страшно, что лично я не знаю, как устроена гаубица"

28 марта 2006 года - знаковая дата в "биографии" Минобороны. Ровно 5 лет назад первый "гражданский" министр обороны Сергей Иванов возглавил военное ведомство. Сегодня Иванов - единственный из трех силовиков, назначенных в 2001 году президентом Владимиром Путиным и названных тогда "политическими министрами", кто остается в своем кресле. При этом глава Минобороны еще и прибавил в "весе", получив в конце прошлого года пост вице-премьера, отвечающего за реализацию и исполнение гособоронзаказа. - В том, что я "гражданский", есть и определенные преимущества. Во-первых, у меня нет сложившихся связей, которые бывают у любого военного. Скажем, для того чтобы в армии дойти до должности министра обороны, надо служить как минимум 40 лет в Вооруженных силах. За это время у тебя выстраивается цепочка отношений
0
28 марта 2006 года - знаковая дата в "биографии" Минобороны. Ровно 5 лет назад первый "гражданский" министр обороны Сергей Иванов возглавил военное ведомство (фото: AP)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

28 марта 2006 года - знаковая дата в "биографии" Минобороны. Ровно 5 лет назад первый "гражданский" министр обороны Сергей Иванов возглавил военное ведомство. Сегодня Иванов - единственный из трех силовиков, назначенных в 2001 году президентом Владимиром Путиным и названных тогда "политическими министрами", кто остается в своем кресле. При этом глава Минобороны еще и прибавил в "весе", получив в конце прошлого года пост вице-премьера, отвечающего за реализацию и исполнение гособоронзаказа. О том, как видит свои достижения на посту министра обороны, Сергей Иванов лично рассказал корреспонденту "Известий" Дмитрию Литовкину.

"Процесс вхождения в новую должность прошел для меня без особых потрясений"

известия: Сергей Борисович, каким аргументом руководствовался президент, когда предлагал вам должность главы военного ведомства? Какие задачи ставил? Были ли у вас опасения по поводу этого назначения?

Сергей Иванов: Страха не было. Были, конечно, внутренние опасения, но это была не неуверенность, когда тебя назначают в формально тебе незнакомую структуру. И вот почему. Во-первых, в Совбезе я много занимался Вооруженными силами, потому что было абсолютно понятно, что они нуждаются в модернизации. Я специально не употребляю слово "реформа". Потому что оно имеет несколько негативный оттенок для нормальных, простых людей, переживших 90-е годы, и упоминать это слово политически вредно. Я это прямым текстом говорю. Поэтому не реформа, а модернизация. Во-вторых, я все-таки генерал-полковник запаса, отслуживший 25 лет в военной организации государства, а специфика действия любой организации, будь то Минобороны, МВД или любая спецслужба, держится на единоначалии, приказах и жесткой иерархии подчиненности. Поэтому мне психологически не составляло особого труда войти в новую систему.

известия: Не знаю, как вам, но когда я впервые увидел вас во время посещения одной из воинских частей, то у меня сложилось впечатление, что военные откровенно "ездят" по ушам...

Иванов: Да. Вначале, вероятно, оно так и было. Однако скажу больше: в том, что я "гражданский", есть и определенные преимущества. Во-первых, у меня нет сложившихся связей, которые бывают у любого военного. Скажем, для того чтобы в армии дойти до должности министра обороны, надо служить как минимум 40 лет в Вооруженных силах. За это время у тебя выстраивается цепочка отношений. Если ты из ВДВ, то ты по-особому относишься к бывшим сослуживцам по ВДВ. Если ты из РВСН, то - по РВСН. А у меня в этом смысле - и все это признают - нет и не может быть любимчиков ни в каком из видов или родов Вооруженных сил. Я ко всем отношусь объективно. У меня, что называется, не "замылен" глаз. Я считаю, в этом большой плюс. Минус же был не столько для меня, сколько для военных. В этом я согласен. Сначала они просто не могли смотреть на министра обороны как на гражданского человека. Этот этап, правда, недолго продолжался, где-то год-полтора. Во-вторых, если мы цивилизованное, демократическое государство, то нахождение во главе Минобороны гражданского лица - это нормально. Если хотите, мы уже преодолели определенный психологический барьер и даже забыли, что он вообще когда-то был.

Так как в целом я был в курсе того, что происходило как в здании на Арбатской площади, так и непосредственно в войсках, процесс вхождения в новую должность прошел для меня без особых потрясений и каких-либо крупных проблем.

"Государство выделяет на оборону именно столько, сколько оно может себе позволить"

известия: Ваше назначение на пост министра обороны в 2001 году для многих экспертов означало начало радикального решения проблемы  армейской реформы. Как человек "со стороны", вы не были связаны с  армейской структурой. Однако рывка реформы не произошло. Сейчас либералы часто ставят вам в вину, что реформа армии не идет быстро и наглядно. Говорят, что при таком Стабилизационном фонде можно было бы реформировать армию масштабнее и решительнее. Например, полностью укомплектовать Вооруженные силы контрактниками, перевооружить части на современные образцы вооружения и военной техники, повысить денежное довольствие офицерского состава. В конце концов, дать всем нуждающимся военнослужащим квартиры. Почему этого не происходит?

Иванов: Я вообще не сторонник каких-либо радикальных действий или суеты. На мой взгляд, перед тем как сделать даже шаг, нужно предварительно выбрать нужное направление и посмотреть, куда можно поставить ногу, чтобы при этом не упасть и не потерять способность двигаться. Именно поэтому в вопросах военного строительства я выступаю за постепенное и планомерное движение к намеченной цели, по возможности избегая резких выпадов и колебания из стороны в сторону.

Вместе с тем я конечно же понимаю, что в любом деле всем - и тем, кто вовлечен в него, и тем, кто наблюдает со стороны, хочется как можно скорее увидеть наглядные результаты. Однако различие между этими двумя категориями людей заключается в том, что первые делают все возможное для воплощения задуманного в жизнь, а вторые могут только давать советы и не несут при этом никакой ответственности. При этом некоторые наиболее "продвинутые" советчики вообще, кроме демагогии, ничем больше заниматься и не умеют. Я вспоминаю, как при обсуждении ФЦП (Федеральной целевой программы. - "Известия") по переходу к комплектованию отдельных воинских частей контрактниками лидеры правых призывали ограничиться выплатой им 100-200 долларов и "больше ничего делать не надо". Вообще проблемы так называемых правых заключаются в том, что реальной жизни военной организации государства они не знают и знать не хотят.

Теперь о том, что касается дополнительного финансирования Вооруженных сил. Естественно, я обеими руками "за". Однако в нынешних экономических реалиях государство выделяет на оборону именно столько, сколько оно может себе позволить. Относительно же Стабилизационного фонда: его главное предназначение - не допустить в нашей стране ситуации, при которой значительный приток нефтедолларов привел бы к неконтролируемой инфляции, что крайне негативно скажется на национальной экономике. Без планомерного развития экономики не может быть и поступательного роста военного бюджета. В то же время без мощной, современной армии Россия не сможет сохранить свой суверенитет, противостоять попыткам давления. Соответственно без боеспособных Вооруженных сил не будет нормально развиваться и экономика. Вот такая взаимосвязь.

известия: У вас в общем-то незавидная для политика миссия. Реформирование военной организации государства - процесс не только сложный, но и противоречивый. Некоторые политики видят в вас преемника Путина, но то, что сегодня вам приходится заниматься весьма непопулярным в обществе делом - пересматривать количество отсрочек от службы в армии, сокращать военные кафедры, - можно назвать "политическим самоубийством"...

Иванов: Сразу скажу, что моя деятельность на посту министра обороны направлена на укрепление обороноспособности нашего государства, а не имеет своей целью саморекламу или, как сейчас модно говорить, раскрутку в преддверии предстоящих в 2008 году президентских выборов. Именно поэтому я всегда думаю только о пользе порученного мне дела, а не стремлюсь кому-то угодить или кому-то понравиться.

Что же касается непопулярности некоторых инициатив военного ведомства - в частности, пересмотра количества отсрочек от призыва на военную службу и оснований для освобождения от нее, а также сокращения военных кафедр, - то здесь нужно понимать, что на это мы идем абсолютно осознанно. В последнее время в силу ряда объективных и субъективных причин руководство Минобороны сталкивается с серьезными трудностями при призыве граждан на военную службу. Из общего числа граждан призывного возраста, состоящих на воинском учете, в 2005 году в армейский строй было поставлено лишь 9,1% (для сравнения: в 1994 году таких было 27%).

Остальные потенциальные призывники на законных основаниях были освобождены от военной службы или имели право на отсрочки от призыва. В этой связи вспоминаются слова Шарикова из "Собачьего сердца": "На учет возьмусь, а служить не пойду". Мало что изменилось с тех пор. Мы обещали обществу к 1 января 2008 года сократить срок службы по призыву вдвое, до 12 месяцев, и не посылать призывников в "горячие точки" (для этого у нас есть части постоянной готовности, укомплектованные контрактниками). Сказав "А", мы должны говорить и "Б" - то есть при переходе на годичный срок службы нам понадобится примерно вдвое больше призывников.

Мы выступаем за сокращение количества оснований для освобождения от военной службы и отсрочек от призыва. В настоящее время их насчитывается 25, и их условно можно разделить на 4 основные группы. Это отсрочки по учебе, социальные, профессиональные и медицинские. Социальные отсрочки частично останутся. Отсрочки по здоровью на 100 процентов будут сохранены. Скажу больше: я сторонник дальнейшего ужесточения требований к состоянию здоровья призывников. Что касается профессиональных отсрочек, то, на мой взгляд, их практически не должно быть и первые шаги по их отмене уже делаются.

Вместе с тем считаю необходимым отметить, что любые действия по совершенствованию системы призыва в ряды Вооруженных сил будут продуманными и взвешенными. Никакой огульной отмены оснований для освобождения от военной службы, а также отсрочек от призыва на нее не будет. Напомню, что всего планируется отменить или видоизменить 9 оснований и отсрочек из 25.

"Внимание общества приковано к тому, что скрыто за заборами военных городков и стенами казарм"

известия: В сознании общества происходит странная метаморфоза. Сначала армию обвиняли в неумении "воевать", в отсутствии  современных  вооружений и военной техники. Это считалось главным признаком отсутствия реформы. Сегодня все это более-менее есть, зато появились проблемы правопорядка. И опять заговорили, что все усилия прошлых лет тщетны, если в казарме процветает дедовщина, а командирам выгодно ее покрывать. В сознании обывателя в армии все осталось по-прежнему - реформы нет...

Иванов: Вы правильно подметили, что сначала критерием оценки реформы армии было то, что находится наверху. То есть состояние боевой подготовки, уровень оснащенности войск вооружением и военной техникой. Все видели: учения не проводятся, корабли в море не выходят, самолеты из-за отсутствия керосина не летают, а вся новая техника идет на экспорт. В последнее время ситуация в корне изменилась, и теперь уже внимание общества приковано к тому, что скрыто за заборами военных городков и стенами казарм. Это, скажем так, следующий этап.

Хочу отметить: несмотря на имеющие место отдельные случаи нарушения уставного порядка и воинской дисциплины, Вооруженные силы по-прежнему являются наиболее законопослушным институтом нашего общества. Так, если в среднем по стране на каждые 10 тысяч человек количество преступлений на сегодняшний день составляет 246, то в армии и на флоте этот показатель - 167. При этом процент латентности в армии на порядок ниже, чем на гражданке. Понятно, что это все равно недопустимо много, и мы делаем все от нас зависящее, чтобы свести к минимуму армейскую преступность.

Теперь о дедовщине. Она есть, как и в любой другой армии. С ней боремся и будем бороться. Волшебной палочки тут нет - нужен комплекс мер. В ближайшее время, обобщив все предложения, в том числе и гражданского общества, мы о них объявим. Но и в будущем положение дел в Вооруженных силах будет оцениваться наличием каких-либо других проблем. И чем, извините, менее значимыми они будут, тем сильнее станет наша армия. Например, в Соединенных Штатах на уровень боеспособности личного состава значительное влияние оказывает наличие на передовых позициях холодного апельсинового сока и биотуалетов. Надеюсь, что когда-нибудь и наши критики начнут говорить нечто подобное, и это будет звучать из их уст как наивысшая оценка результатов реформирования военной организации России.

известия: Во время недавнего выступления в Госдуме по вопросу правопорядка в армии вы отметили, что создание института военной полиции не станет "панацеей"...

Иванов: В настоящее время вопрос о военной полиции находится в стадии проработки. Идет тщательный просчет всех организационных и финансовых аспектов. Я глубоко убежден, что спешки здесь быть не должно. Говоря же о том, что институт военной полиции не станет "панацеей", я имел в виду, что для искоренения преступности в армейской среде только создания этой структуры будет явно недостаточно. Контрольных органов в принципе хватает - это и военная прокуратура, и военная контрразведка (независимые от Минобороны), и Главная военная инспекция, и военная комендатура, и т.п. Очевидно, нужно принимать целый комплекс разноплановых мер, причем как на государственном уровне, так и в рамках Минобороны. Как я уже говорил, в соответствии с поручением президента нами завершается подготовка предложений по этому вопросу. Причем они не только направлены на укрепление воинской дисциплины и правопорядка в войсках, но и имеют своей целью устранение разрыва между системой воспитания военнослужащих и военно-патриотической работой с населением, а также возвращение военной службе ее былого престижа.

известия: В прошлом году на одно из совещаний в Минобороны вы пригласили представителей общественных организаций, некоторые из них весьма негативно оценивают вашу деятельность. Тогда вы объясняли этот ход необходимостью диалога со всеми слоями российского общества. В последнее время эта практика прекратилась...

Иванов: Почему прекратилась? Минобороны стремится проводить политику максимальной открытости с тем, чтобы наши действия были понятны гражданам. Формируя свои отношения с российским обществом и его институтами, мы руководствуемся принципами объективности, конструктивного диалога и взаимной ответственности. При этом мы активно взаимодействуем с Общественной палатой, Советом при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, другими организациями и движениями, которым не чужды проблемы Вооруженных сил и обороны государства в целом.

В прошлом году был подписан Меморандум о взаимодействии Министерства обороны с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Заинтересованные лица, я думаю, могли заметить изменения, произошедшие и в стиле работы военного ведомства в сфере общественных связей. Теперь информацию по наиболее волнующим вопросам россияне могут получать из первых рук, а не пользоваться порой сознательно искаженными сведениями из ангажированных источников. Регулярными стали пресс-конференции и брифинги с участием руководства Минобороны и представителей высшего командного состава Вооруженных сил. Полноценно функционирует наш сайт в глобальной информационной сети интернет. Мы даже пошли на то, чтобы ежемесячно размещать на нем горькую статистику о наших погибших.

До конца 2006 года будет завершена работа по обеспечению интернет-связью всех учебных центров Минобороны. Все чаще приглашаются в воинские части и на военные объекты и представители средств массовой информации. Для сравнения: если такую возможность в 2004 году имели около 11 тысяч представителей различных СМИ, то в прошлом году - уже около 15 тысяч.

"Моя задача - определение стратегии развития и модернизации Вооруженных сил"

известия: Пять лет вы стоите у руля военного ведомства страны. Что вы считаете главным результатом своей деятельности?

Иванов: Если коротко, то могу сказать, что сейчас армия и флот не только в состоянии эффективно выполнять задачи по своему предназначению, но и, что не менее важно, живут нормальной жизнью военного организма. За пять лет была оптимизирована их структура и штатная численность.

Новые образцы вооружения и военной техники, которые призваны стать основой системы вооружения нашей армии на период до 2020 года, в целом не только разработаны, но и большей частью уже приняты на вооружение. Сейчас мы уже проводим их серийные закупки и поставляем в войска сразу целые комплекты ВВТ, перевооружая ими сразу целые подразделения. И все это в том числе благодаря тому, что из года в год растут объемы ассигнований, выделяемых по статье "Национальная оборона" и направляемых именно на развитие Вооруженных сил. И если в 2001 году до 70% военного бюджета уходило на содержание армии и флота и только около 30% - на их развитие, то в 2005 году это соотношение составило уже 60 к 40%. К 2011 году планируем выйти на показатель 50 на 50.

Кроме того, существенно возросла интенсивность боевой и оперативной подготовки войск и сил. Например, только в прошлом году в Сухопутных войсках проведено 31 полковое тактическое учение, из них 12 - с боевой стрельбой, а российские корабли совершили 28 дальних походов. Был проведен ряд международных учений в ВС Китая, Индии и Узбекистана.

Успешно реализуется и программа перехода к комплектованию некоторых частей и соединений военнослужащими, проходящими службу на контрактной основе. В ее рамках 42 соединения и воинские части общей численностью 60 623 должности солдат и сержантов уже укомплектованы по новому принципу.

К важнейшим итогам можно отнести и серию мероприятий по совершенствованию системы военного образования. Лучшим доказательством их эффективности является то, что ситуация с курсантами военных вузов и молодыми лейтенантами у нас 12 постепенно стабилизируется. Благодаря проводимой работе количество отчислений из вузов неуклонно сокращается. Если в 1998 году каждый третий курсант по различным причинам прекращал обучение, то в 2005 году - только 1 из 6. Все меньшее число лейтенантов пишет рапорт о расторжении контракта сразу же по прибытии к месту службы. Для сравнения: если в 2003 году таких было 102 человека, в 2004 году - 89, то в 2005 году - 74 человка.

Растет и денежное довольствие офицеров (без учета инфляции): командир взвода, лейтенант с выслугой 5 лет сейчас получает в 3,69 раза больше, чем 5 лет назад; командир роты, капитан с выслугой 8 лет - в 3,56 раза; командир батальона, подполковник с выслугой 15 лет - в 3,45 раза; командир полка, полковник с выслугой 22 года - в 3,08 раза больше.

За этот же период Минобороны за счет строительства и приобретения получено 60,5 тыс. квартир для обеспечения ими военнослужащих. Служебный жилищный фонд увеличен на 121,6 тыс. квартир. Очередь бесквартирных офицеров, имеющих право на получение жилья в собственность, сократилась за 5 лет более чем на 15 тыс. человек. К концу этого года она должна уменьшиться еще почти на 10 тыс. очередников, и в ней останется 71 тыс. военных. В целях ускорения решения жилищной проблемы военнослужащих и придания этой работе принципиально нового качества началась реализация ипотечно-накопительной системы.

известия: Вы считаете, вам удалось вывести Вооруженные силы на качественно иной по отношению к Советской Армии уровень? Что надо сделать, чтобы можно было сказать: время вашего руководства действительно стало эпохой в жизни армии и флота?

Иванов: Я бы не стал сравнивать нынешние Вооруженные силы с Советской Армией. Здесь слишком много отличий. Это и численность личного состава, и изменившиеся со временем задачи и планы боевого применения войск и сил, другая организационно-штатная структура и так далее. Однако одно могу сказать с полной уверенностью: сегодня так же, как и в советские времена, военная организация государства способна гарантированно обеспечивать суверенитет и территориальную целостность нашей страны, эффективно отстаивать ее национальные интересы.

Хочу особо подчеркнуть: реалии нашего времени таковы, что угроза развязывания крупномасштабной, в том числе ядерной, войны сведена к минимуму. Однако, несмотря на то, что современные доктринальные установки и стратегические концепции большинства государств мира рассматривают войну как национальное бедствие и угрозу существования человеческой цивилизации, военная сила, хотим мы этого или нет, по-прежнему остается традиционным средством достижения политических целей. В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к расширению диапазона ее применения, в том числе и в качестве одного из эффективных средств противодействия угрозам международной безопасности.

Что же касается вопросов военного планирования, то здесь мы руководствуемся геополитическими потребностями и принципом оборонной достаточности. Исходя из этого, приоритетными задачами, стоящими перед Вооруженными силами на современном этапе военного строительства, являются: поддержание ядерных сил на уровне, обеспечивающем гарантированное сдерживание от развязывания агрессии против России и ее союзников, а также повышение боевого потенциала сил общего назначения, в первую очередь соединений и воинских частей постоянной готовности.

Поэтому, неизменно придерживаясь позиции безусловного выполнения всех ранее подписанных и ратифицированных международных соглашений, мы сбалансированно развиваем все составляющие Стратегических ядерных сил сдерживания и поддерживаем на требуемом уровне их боевой состав.

Решая же вторую задачу, мы стремимся прийти к такому результату, который позволял бы оперативно создавать на любом угрожаемом стратегическом направлении мобильные и самодостаточные группировки войск, способные эффективно обеспечивать военную безопасность государства. То есть это можно сравнить с детской игрой, когда из кубиков выкладывается нужная фигура. Так и мы стремимся к тому, чтобы, имея необходимое количество сил и средств, всегда быть в готовности сложить из них военную  группировку для решения конкретной задачи.

известия: Извините, конечно, но если говорить о вашем приемнике, будет ли он тоже гражданским?

Иванов: Не знаю. Всех министров обороны назначает Верховный главнокомандующий. Но я не исключаю, что и следующий глава военного ведомства - я же не вечен, не Кащей Бессмертный - тоже будет гражданским. Я этого не утверждаю, но и не исключаю. При этом нет ничего страшного в том, что лично я, например, ничего не знаю про устройство какой-нибудь гаубицы. Мне это просто не надо. Для этого есть генералы, полковники. Те, кто непосредственно это должен знать, и они, поверьте мне, это знают. А моя задача - определение стратегии развития и модернизации Вооруженных сил, бюджет, социальное обеспечение военнослужащих. Именно это моя работа, мой хлеб. И здесь я, конечно, всегда бьюсь до конца, чтобы армия обеспечивалась всем необходимым. Это моя задача. А разбираться в том, как там летает самолет или ездит танк... Нигде в мире этого нет. И в этом плане мы тоже ничем от цивилизованного мира не отличаемся.

известия: То есть министр обороны у нас все-таки политик, а не военачальник…

Иванов: Конечно. Не военачальник, не полководец. Стратег.

Комментарии
Прямой эфир