Возобновили стройку
Это почти репринт. Почти потому, что уменьшен формат по сравнению с оригинальным, почти газетным А3 и воспроизведены не все страницы, что было бы и невозможно, ведь за время существования "СССР на стройке" вышло 156 номеров.
В альбоме три вступительные статьи - философа и культуролога Бориса Гройса "Массовая культура утопии", Александра Лаврентьева "Фотография в журнале "СССР на стройке" и Эрики Вольф "СССР на стройке": журнал и его читатель". Самое примечательное, что новозеландка Эрика Вольф - единственная в мире исследовательница журнала!
Все остальное - журнальные страницы: фотографии, фотомонтажи, рисунки, схемы на тему новой жизни страны, индустриализации, коллективизации, труда, спорта, счастья... Конечно, "СССР на стройке" задумывался как пропагандистское издание. Но сегодня журнал воспринимается просто как великолепный художественный объект и как уникальное пособие по истории.
Сфабриковано авангардистами
Техника фотомонтажа
Амбициозные задачи "СССР на стройке" как главного пропагандистского издания в стране требовали и очень качественного исполнения: в журнале работали выдающие художники и фотографы того времени. Журнал оформляли Лисицкий, Родченко, Варвара Степанова, а снимки делали Борис Игнатович, Георгий Петрусов, Аркадий Шайхет, Евгений Халдей, Марк Марков-Гринберг. В самом начале издания к сотрудничеству были приглашены и иностранцы, в том числе американец Джон Хартфилд - один из изобретателей техники фотомонтажа.
Монтаж - великолепный способ фальсификации и ретуширования действительности. С помощью клея и ножниц можно преобразовать любой вид, превратив реальность в утопию. Кроме того, в дизайне журнала использована авангардная стилистика, разработанная в 10-е и 20-е годы Малевичем, Татлиным и самим Лисицким.
Спрашивается, как могло случиться, что авангардисты стали работать в таком квазитоталитарном издании, как "СССР на стройке"? Ответ на этот вопрос дает Борис Гройс: авангард, который изначально стремился к созданию нового человечества, в какой-то момент стал сотрудничать с властью в надежде "объединить эстетическую диктатуру с диктатурой политической, способной преобразовать реальность".
Речь по существу шла о фабрикации действительности - цель как коммунистических идеологов, так и авангардистов, работавших в технике монтажа.
От Герберта Уэллса к Иосифу Сталину
История журнала "СССР на стройке"
В июне 1929 года в "Известиях" была опубликована статья Максима Горького, в то время руководившего журналом "Наши достижения". В статье были такие слова: "...решено к каждой книжке журнала прилагать иллюстрированный журнал "На стройке".
С этого начинается история журнала, первый номер которого вышел в декабре 1929 года (номер 1 за 1930 год). Журнал издавался ежемесячно вплоть до 1941 года, а также в 1949 году. "СССР на стройке", хотя вроде выполнял те же идеологические задачи, что и другие журналы того времени, не имел конкурентов. Если "Наши достижения" был текстовым журналом, то "СССР на стройке" - исключительно визуальным: текстовая часть в нем сводилась к редакционным вступлениям и подписям под фотографиями.
"Огонек", тираж которого к тому времени составлял полмиллиона экземпляров и который также был иллюстрированным (огоньковский лозунг тех лет - "ни одного материала без фотографии или рисунка"), был популярным журналом, рассчитанным на массового советского читателя. "СССР на стройке" - дорогое, элитарное издание гигантского размера (примерно формата А3), отпечатанное на великолепной бумаге с использованием новейших технологий тех лет.
Выходили и совершенно эксклюзивные выпуски. Например, один из номеров, посвященный XVII съезду партии, был завернут в ткань от оболочки стратостата "СССР", совершившего рекордный подъем, а к журналу прилагалась пластинка с рассказами об эксперименте. Номер 1935 года, посвященный самолету "Максим Горький", вышел в алюминиевой обложке! А в одном из номеров 1936 года, посвященном Грузии, рисунки печатались с использованием сусального золота!
На кого был рассчитан такой журнал? Исследовательница Эрика Вольф справедливо заметила, что "СССР на стройке" не доходил до тех рабочих и колхозников, которым был посвящен: для них был "Огонек". Первоначально целевая аудитория "СССР на стройке" - западные бизнесмены и левая интеллигенция: журнал выходил на четырех языках, заграничная подписка стоила пять долларов (около 10 рублей по тому курсу), и в 1930 году было оформлено три с половиной тысячи зарубежных подписок. Кроме того, были бесплатные подписки, о которых просил лично Горький, - среди читателей журнала были Бернард Шоу, Герберт Уэллс, Джон Голсуорси, Ромен Роллан.
Однако к середине 30-х годов приоритеты сместились. Чем больше закрывался "железный занавес", тем меньше внимания уделялось иностранным читателям. Зато появился новый читатель - советская партийная элита. "СССР на стройке" постепенно превращался в то, что сегодня называется годовым отчетом компании о проделанной работе. Советские руководители испытывали чувство неописуемой гордости, разглядывая в журнале фото своих же собственных достижений. К концу 30-х годов определился и идеальный читатель - сами знаете кто: на портрете работы Исаака Бродского (1937) на рабочем столе Сталина лежит кипа журналов "СССР на стройке".
Сейчас "СССР на стройке" стал раритетным антикварным предметом - как и большинство изданий тех лет, журналов сохранилось очень немного. Еще пять лет назад на букинистических аукционах отдельные номера можно было купить за 5-10 долларов. Сегодня - за несколько сотен. Если найдете.