Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Байден подтвердил свою приверженность безопасности Израиля в разговоре с Нетаньяху
Мир
В Тбилиси тысячи людей вышли на митинг против принятия закона об иноагентах
Мир
Глава минэнерго Турции заявил об избежании энергокризиса благодаря сделкам с РФ
Общество
Губернатор Калужской области опроверг информацию о взрывах на территории нефтебазы
Общество
Прокуратура Приморья инициировала передел земли в центре Владивостока
Общество
В Москве самокатчики получили 15 тыс. штрафов за месяц
Общество
Владелец клуба рассказал подробности задержания участников «Коррозии металла»
Общество
Вокалист «Коррозии металла» рассказал обстоятельства задержания участников группы
Мир
Сырский подтвердил отступление ВСУ из населенных пунктов у Авдеевки и Марьинки
Мир
Посол Армении в ЕС не увидел угроз для РФ в сближении Еревана и Брюсселя
Общество
Интересы дольщиков могут пострадать из-за действий прокуратуры во Владивостоке
Мир
Варшава указала на необходимость Киеву проявить инициативу по возврату призывников
Общество
В МЧС нашли протечки земляной насыпи в Абатском районе Тюменской области
Экономика
Правительство РФ отменило экспортные пошлины на уголь с 1 мая
Мир
Жители города Южное на Украине выступили против смены его названия
Армия
Песков заверил в победе России в спецоперации на Украине
Политика
Матвиенко указала на открытый и независимый курс внешней политики РФ

Возобновили стройку

Издательство "Агей Томеш" выпустило альбом по материалам легендарного советского журнала "СССР на стройке" - образца пропагандистского искусства и дизайнерской мысли 30-х годов. Это почти репринт. Почти потому, что уменьшен формат по сравнению с оригинальным, почти газетным А3 и воспроизведены не все страницы, что было бы и невозможно, ведь за время существования "СССР на стройке" вышло 156 номеров. В альбоме три вступительные статьи
0
Возобновили стройку
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Издательство "Агей Томеш" выпустило альбом по материалам легендарного советского журнала "СССР на стройке" - образца пропагандистского искусства и дизайнерской мысли 30-х годов.<?xml:namespace prefix = o />

Это почти репринт. Почти потому, что уменьшен формат по сравнению с оригинальным, почти газетным А3 и воспроизведены не все страницы, что было бы и невозможно, ведь за время существования "СССР на стройке" вышло 156 номеров.

В альбоме три вступительные статьи - философа и культуролога Бориса Гройса "Массовая культура утопии", Александра Лаврентьева "Фотография в журнале "СССР на стройке" и Эрики Вольф "СССР на стройке": журнал и его читатель". Самое примечательное, что новозеландка Эрика Вольф - единственная в мире исследовательница журнала!

Все остальное - журнальные страницы: фотографии, фотомонтажи, рисунки, схемы на тему новой жизни страны, индустриализации, коллективизации, труда, спорта, счастья... Конечно, "СССР на стройке" задумывался как пропагандистское издание. Но сегодня журнал воспринимается просто как великолепный художественный объект и как уникальное пособие по истории.

Сфабриковано авангардистами

Техника фотомонтажа

Амбициозные задачи "СССР на стройке" как главного пропагандистского издания в стране требовали и очень качественного исполнения: в журнале работали выдающие художники и фотографы того времени. Журнал оформляли Лисицкий, Родченко, Варвара Степанова, а снимки делали Борис Игнатович, Георгий Петрусов, Аркадий Шайхет, Евгений Халдей, Марк Марков-Гринберг. В самом начале издания к сотрудничеству были приглашены и иностранцы, в том числе американец Джон Хартфилд - один из изобретателей техники фотомонтажа.

Монтаж - великолепный способ фальсификации и ретуширования действительности. С помощью клея и ножниц можно преобразовать любой вид, превратив реальность в утопию. Кроме того, в дизайне журнала использована авангардная стилистика, разработанная в 10-е и 20-е годы Малевичем, Татлиным и самим Лисицким.

Спрашивается, как могло случиться, что авангардисты стали работать в таком квазитоталитарном издании, как "СССР на стройке"? Ответ на этот вопрос дает Борис Гройс: авангард, который изначально стремился к созданию нового человечества, в какой-то момент стал сотрудничать с властью в надежде "объединить эстетическую диктатуру с диктатурой политической, способной преобразовать реальность".

Речь по существу шла о фабрикации действительности - цель как коммунистических идеологов, так и авангардистов, работавших в технике монтажа.

От Герберта Уэллса к Иосифу Сталину

История журнала "СССР на стройке"

В июне 1929 года в "Известиях" была опубликована статья Максима Горького, в то время руководившего журналом "Наши достижения". В статье были такие слова: "...решено к каждой книжке журнала прилагать иллюстрированный журнал "На стройке".

С этого начинается история журнала, первый номер которого вышел в декабре 1929 года (номер 1 за 1930 год). Журнал издавался ежемесячно вплоть до 1941 года, а также в 1949 году. "СССР на стройке", хотя вроде выполнял те же идеологические задачи, что и другие журналы того времени, не имел конкурентов. Если "Наши достижения" был текстовым журналом, то "СССР на стройке" - исключительно визуальным: текстовая часть в нем сводилась к редакционным вступлениям и подписям под фотографиями.

"Огонек", тираж которого к тому времени составлял полмиллиона экземпляров и который также был иллюстрированным (огоньковский лозунг тех лет - "ни одного материала без фотографии или рисунка"), был популярным журналом, рассчитанным на массового советского читателя. "СССР на стройке" - дорогое, элитарное издание гигантского размера (примерно формата А3), отпечатанное на великолепной бумаге с использованием новейших технологий тех лет.

Выходили и совершенно эксклюзивные выпуски. Например, один из номеров, посвященный XVII съезду партии, был завернут в ткань от оболочки стратостата "СССР", совершившего рекордный подъем, а к журналу прилагалась пластинка с рассказами об эксперименте. Номер 1935 года, посвященный самолету "Максим Горький", вышел в алюминиевой обложке! А в одном из номеров 1936 года, посвященном Грузии, рисунки печатались с использованием сусального золота!

На кого был рассчитан такой журнал? Исследовательница Эрика Вольф справедливо заметила, что "СССР на стройке" не доходил до тех рабочих и колхозников, которым был посвящен: для них был "Огонек". Первоначально целевая аудитория "СССР на стройке" - западные бизнесмены и левая интеллигенция: журнал выходил на четырех языках, заграничная подписка стоила пять долларов (около 10 рублей по тому курсу), и в 1930 году было оформлено три с половиной тысячи зарубежных подписок. Кроме того, были бесплатные подписки, о которых просил лично Горький, - среди читателей журнала были Бернард Шоу, Герберт Уэллс, Джон Голсуорси, Ромен Роллан.

Однако к середине 30-х годов приоритеты сместились. Чем больше закрывался "железный занавес", тем меньше внимания уделялось иностранным читателям. Зато появился новый читатель - советская партийная элита. "СССР на стройке" постепенно превращался в то, что сегодня называется годовым отчетом компании о проделанной работе. Советские руководители испытывали чувство неописуемой гордости, разглядывая в журнале фото своих же собственных достижений. К концу 30-х годов определился и идеальный читатель - сами знаете кто: на портрете работы Исаака Бродского (1937) на рабочем столе Сталина лежит кипа журналов "СССР на стройке".

Сейчас "СССР на стройке" стал раритетным антикварным предметом - как и большинство изданий тех лет, журналов сохранилось очень немного. Еще пять лет назад на букинистических аукционах отдельные номера можно было купить за 5-10 долларов. Сегодня - за несколько сотен. Если найдете.
Комментарии
Прямой эфир