Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Режиссер Питер Гринуэй: "О чем еще можно снимать кино, если не о сексе и смерти"

0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Культовый кинорежиссер <A style="COLOR: blue" href="http://iz.ru/culture/article2023942&quot; target="_blank">Питер Гринуэй </A>&nbsp;приехал в Ригу, чтобы прочесть две лекции с вызывающими названиями "Кино умерло" и "Да здравствует кино!", во время которых показывал фрагменты из "Чемоданов Тульса Люпера" и отпускал реплики вроде: "Если кто-то после моего фильма почувствовал себя гомосексуалистом, я счастлив, что помог ему перестать мучиться в поисках сексуальной ориентации, хотя вовсе не собирался увеличивать ряды поборников однополой любви". С Питером Гринуэем пообщался корреспондент "Известий" <B>Матвей Глебов</B>.<BR><BR><B>Питер Гринуэй: </B>Кино, к которому мы привыкли в XX веке, под конец ушедшего столетия благополучно скончалось. Могу даже назвать точную дату смерти - 31 сентября 1983 года, когда изобрели пульт дистанционного управления, лишивший возможности навязывать зрителю волю авторов фильма. Мы находимся сейчас в постдиетальной компьютерной эпохе, требующей иных выразительных средств, чем прежде. Уверен, настоящего кино вы не видели - только снятое по книжкам или чьим-то текстам. Я, например, вряд ли даже раза три в год смотрю кино, слишком уж скучное это занятие. Разве что когда мне нужно подобрать актера для новой картины, понять, смогу ли работать с ним. Как сейчас, когда готовлюсь снимать «Ночной дозор» к четырехсотлетию Рембрандта.<BR><BR><B>известия: </B>Вы, наверное, слышали про одноименный российский блокбастер?<BR><BR><B>Гринуэй: </B>Ну и какое отношение имеет он к великому полотну великого голландца? Его считают третьим в мире величайшим живописным произведением после "Моны Лизы" и Сикстинской капеллы. Мы собираемся устроить грандиозный проект, к юбилею будет не только фильм, но еще и опера, и выставка. Я хочу доказать, что Рембрандт был и предшественником кино. Музей оказал нам огромную честь, предоставив "Ночной дозор" на ночь для съемки. Надо внимательно смотреть на эту картину, и увидишь, как она вполне кинематографически меняется, словно Рембрандт был не только художником, но и гениальным оператором. Вообще странно, что предшественник кинематографа жил и творил четыре века назад. Моя бабушка говорила о Рембрандте так, словно тот был ее соседом.<BR><BR><B>известия:</B> Героя сыграет Рассел Кроу?<BR><BR><B>Гринуэй:</B> Я такого не говорил, потому что связан контрактом держать до поры в секрете имена исполнителей главных ролей, это пресса пронюхала и разболтала. Но уж про трех актрис, которым предстоит стать его женами, можете даже не допытываться. Меня очень интересует личная жизнь Рембрандта, где оставили заметный след все три жены. С первой был брак по расчету, со второй - взаимная страсть, третья женитьба обернулась нежной и драматичной привязанностью пожилого мужчины к юной барышне. Определенно могу лишь сказать, что начнем съемки 20 февраля в Ванкувере. Название этого канадского города звучит очень по-голландски, я думаю, Рембрандт будет чувствовать там себя как дома. Заодно уж скажу, что съемочной площадкой может стать и рижская Национальная опера.<BR><BR><B>известия:</B> Говорят, сразу после "Ночного дозора" Гринуэй приступит к русскому проекту?<BR><BR><B>Гринуэй: </B>Знаете, никак не ожидал, что окажусь таким популярным в России. Ладно, когда кинобосс Швыдкой написал киноведческую диссертацию по "Повару, вору, его жене и ее любовнику", это еще полбеды, но когда московский таксист выдает цитаты из моего фильма, это уже нечто... Действие этой будущей работы должно происходить в темноте, все актеры - старше 60 лет, если угодно, ведущая тема - некрофилия, и в Европе было очень сложно отыскать финансирование для такого проекта. А в России нашли 13 миллионов долларов, чему я, конечно, очень рад.<BR><BR><B>известия: </B>Какое впечатление осталось у вас от работы с российскими актерами в "Чемоданах"?<BR><BR><B>Гринуэй: </B>Замечательное. С ними гораздо легче работать, чем с голливудскими звездами. В тех больше вкладываешь, а результат выходит непропорционально малым сравнительно с режиссерскими затратами. Вообще я заметил, что актеры после съемок у Гринуэя лучше играют и у других режиссеров, взять хоть того же Ральфа Файнза. Говоря же всерьез, уверен: у актерского кино нет будущего. Ну не для того же создано кино, чтобы в нем играла Шарон Стоун!<BR><BR><B>известия: </B>Вы как-то обрушились на Тарковского...<BR><BR><B>Гринуэй: </B>Вовсе я не обрушился на него, сказал только и сейчас готов подтвердить, что терпеть не могу его фильмы. Не думаю, что и в России он всеобщая икона. Но, чтобы меня лучше поняли, признаюсь: фактически все современные фильмы считаю скучными. И свои собственные тоже - никогда не стану больше снимать такие картины.<BR><BR><B>известия: </B>Даже если предложат неслыханный бюджет под "Повара-2"?<BR><BR><B>Гринуэй: </B>Во-первых, уже не раз предлагали. А во-вторых и в-главных: режиссер не должен заниматься тем, что ему неинтересно.<I> <BR><BR></I><B>известия: </B>Однако, по-вашему, и при новых технологиях главными останутся секс и смерть?<BR><BR><B>Гринуэй: </B>А по-вашему - нет? О чем еще можно говорить и снимать кино, если не об этих непреходящих ценностях, сексе и смерти, когда человек не властен над собой... Не претендую на оригинальность, но и впрямь стоит присмотреться повнимательнее: европейская культура на стыке XX и XXI веков - постоянная пляска эроса и танатоса. Что ж удивляться, что кино пребывает в постоянном поиске свежих ощущений, связанных с сексом и смертью. Помню, одна американская дама после просмотра "Повара..." сетовала: хотела бы, дескать, я услышать, что скажет мама этого Гринуэя о том, чем он занимается.<BR><BR><B>известия: </B>Действительно, что говорила мама?<BR><BR><B>Гринуэй: </B>Не думаю, что она, учительница больных детей, видела хоть один мой фильм, а если б видела, вряд ли поняла бы. Она гордилась, что сын стал известным человеком, и во всем поддерживала меня. В отличие от отца, орнитолога, неоконченный диалог с которым продолжен в кино. Фраза из "Повара" про то, что "если эта книга не несет прибыль, какой в ней прок?" - это его слова.<BR><BR><B>известия: </B>Вы говорите, что чувствуете себя одновременно британцем и гражданином мира. Но известно ведь старинное происхождение вашего валлийского рода. Интересно, когда Англия играет с Уэльсом в футбол или в регби, за кого вы болеете?<BR><BR><B>Гринуэй: </B>Я выбрал оптимальный вариант, вообще не интересуюсь футболом. Даже в Амстердаме, который без ума от своего "Аякса", остаюсь равнодушным. Последним моим сильным пристрастием в этом смысле была игра Джорджа Беста. Как гениально он начинал - и как печально все это недавно закончилось.<BR><BR><B>известия: </B>Почему вы не носите часы и кольца?<BR><BR><B>Гринуэй: </B>Зачем часы, если есть мобильный телефон, показывающий время? Рекламировать ювелирные украшения тоже нет необходимости. Если вы об обручальном кольце, у меня вполне счастливый брак, и четверо детей наверняка это подтвердят.

Комментарии
Прямой эфир