"У нас туристы долгое время были непритязательны"
известия: Видимая всем часть работы агентства - выдача, приостановка и отзыв лицензий. Позволяет ли лицензирование защитить граждан от недобросовестных турфирм?
Стржалковский: В том виде, в котором лицензирование существует сейчас, скорее нет, чем да. Ведь процедура получения лицензии пока достаточно простая. Лицензию может получить практически любой желающий. В настоящее время в правительстве рассматриваются наши предложения по внесению изменений в действующий закон "Об основах туристической деятельности" в части введения экономических гарантий для туроператоров. Под ними понимается или банковская гарантия, или страхование гражданской ответственности. Что это изменит? Ну, например, в случае невыполнения обязательств - если турист остался без обратного билета, был выселен из гостиницы и в случае других неприятностей, которые, увы, случаются, - он, турист, получит компенсацию по решению суда или даже в досудебном порядке. Ведь как часто происходит сейчас: даже если по решению суда пострадавший и выиграл компенсацию у туркомпании, она может спокойно не платить. На балансе числится только какой-нибудь стол или стул, все остальное имущество принадлежит частным лицам, а помещение арендуется - взять нечего. В случае введения экономических гарантий за компанию, если та откажется платить, ответят банк или страховая компания. И, с другой стороны, банк или страховщик не поручится за ненадежную компанию или назначит такую цену, что компания ее просто не потянет. Появляется еще один рыночный инструмент борьбы с недобросовестными компаниями. И чем скорее такие гарантии появятся, тем лучше для потребителей и для индустрии.
известия: Какие проблемы, по вашему мнению, необходимо решить в первую очередь? И что уже удалось сделать Ростуризму?
Стржалковский: Все проблемы в коротком интервью не перечислишь. Основными же являются неразвитость туристической инфраструктуры, нехватка гостиниц (в первую очередь туристского класса), недостаточно привлекательный визовый режим, недостаточная информированность о возможностях отдыха в России, рост цен на туристические услуги внутри страны. Основная проблема выездного туризма - это отсутствие финансовой ответственности туроператора за результаты своего труда. Для увеличения привлекательности вложения средств в инфраструктуру туризма подготовлены и, вероятно, будут приняты до конца этого года поправки в закон "Об особых экономических зонах" в части создания ОЭЗ туристско-рекреационного типа. Подготовлены проекты ряда ведомственных программ, предусматривающих развитие туристических центров России. Правительство утвердило подготовленную Ростуризмом систему классификации гостиниц и других средств размещения. Это было сделано для наведения порядка и прекращения использования так называемых "сертификационных схем", позволявших явно преувеличивать количество "звезд" на своем фасаде, что вводило туристов в заблуждение. Пожалуй, одна из главных наших задач - активизировать строительство гостиничных комплексов. В условиях рыночной экономики строить гостиницы - дело предпринимателей. Но прокладывать дороги, проводить линии электропередачи, обеспечивать газ и воду - это государственное дело. Прежде чем строить гостиницу, инвестор должен знать возможности возврата вложенного капитала. Принимая решение о строительстве, инвестор сначала выясняет у местных властей перспективы развития инфраструктуры. Чтобы сопоставить затраты с обеспеченностью современными удобствами.
известия: Некоторые представители турбизнеса заявляют, что агентству следовало бы больше им помогать.
Стржалковский: Каждый понимает помощь по-разному. Если отдельные компании считают, что Ростуризм должен защищать их от туристов, недовольных качеством предоставляемых услуг, или дотировать их деньгами, то это неправильно. Помощь должна заключаться в установлении правильных и понятных правил работы на рынке, создании условий, способствующих развитию туристской инфраструктуры. О мерах, предпринимаемых в этом направлении, я уже говорил. Но мы призываем и участников туррынка: сначала полностью использовать собственные возможности, а затем уж просить помощи у государства. Иногда у нас раздаются абсолютно безумные "крики" о помощи. Представьте, просят спасти их от разъяренных туристов. Начинаем разбираться. Оказывается, у компании нет денег, обратные билеты не оплачены или жилье оплачено только на половину срока.
Конечно, мы быстро реагируем и отдыхающих в беде не оставляем. Проводим плановые и неплановые проверки, по результатам которых отзываем лицензии, или приостанавливаем их действие. Но это не всегда помогает. Завтра те же люди регистрируют фирму под новым именем, получают лицензию и начинают работать как прежде.
известия: О внутреннем туризме. Часто приходится слышать от профессионалов, что "мы вынуждены извиняться за наш сервис".
Стржалковский: Конечно, наиболее успешно и активно у нас все-таки развивается организация турпоездок за рубеж. Бизнес же, связанный с внутренним туризмом или приемом иностранцев, развивается медленнее. Это связано с рядом причин, но в том числе и с особенностью функционирования ведомственных и профсоюзных гостиниц и других средств размещения. У нас туристы долгое время были непритязательны - не с чем было сравнивать. Это развратило профессионалов, как тогда говорили, курортного дела. Но тем не менее не замечать положительной динамики нельзя. Свидетельство тому - постоянный рост числа наших сограждан, отдыхающих в России (в первую очередь на юге). И по отзывам иностранных туристов, с которыми приходилось встречаться, у нас есть гостиницы, рестораны, которые дадут фору лучшим европейским. Уверенно могу сказать, что в Москве, Санкт-Петербурге, на юге России и в ряде городов "Золотого кольца" сервис развился очень быстро. Конечно, в некоторых регионах дела пока обстоят не так хорошо. Но при том уровне сервиса, который есть в том же Краснодарском крае, только один Геленджик в нынешнем году принял 1,5 млн отдыхающих - это почти столько же, сколько побывало россиян в Турции.