Личность Петра и мифология, окружавшая его самого и его эпоху, оказались сильнее смен политического строя, войн, сильнее самого времени. Потому и интерес к этой величественной фигуре не ослабевает до сих пор. Потому и город, "замысленный назло, несущий высший смысл", так будоражит воображение, так парадоксально вписывается в российскую реальность. Город вырос уже после смерти Петра Великого и все же наполнен его духом. Огромная коллекция мемориальных вещей, хранящаяся в Эрмитаже, рассказывает и об этом непознаваемом, но явственно ощущаемом петровском духе.
Император задумывал Петербург как город европейский, он строил его по образу и подобию красивейших столиц мира, стремясь при этом, чтобы новая столица империи имела собственное лицо, не становилась лишь чьей-то копией. В связи с этим особенно интересны первые планы застройки города, рисунки-чертежи самого Петра, который лично утверждал проекты и сам занимался их разработкой. Петр стал первым в России коллекционером: авторы эрмитажной выставки самой ее концепцией подчеркивают - образ царя-плотника неразрывно связан с образом царя-собирателя. Благодаря императору в нашей стране произошла "эстетическая революция" - из Рима Петр привез Венеру Таврическую, приложив для этого немалые дипломатические усилия. Она и сегодня остается одним из главных сокровищ Эрмитажа. "Художественное приобретение стало одним из ярчайших символов европеизирующей революции, которую произвел Петр. У нас появилась трехмерная скульптура, к тому же еще и обнаженная, и откровенно чувственная. Это был культурный шок. Срезание бород - ничто по сравнению с внедрением античного искусства в сферу обыденного", - говорит Михаил Пиотровский. На выставке экспонируется и первый русский Рембрандт: привезенное Петром "Прощание Давида и Ионафана". Появление этой картины также революционно - рембрандтовская трактовка ветхозаветной легенды резко отличалась от мироощущения создателей московских икон, она делала древнюю историю актуальной для размышлений. А рядом в экспозиции - разгул веселья голландских простолюдинов на полотнах Яна Стена. Предметы декоративно-прикладного искусства - от скифских украшений до китайских божков - все это сегодня хранится и почитается в России благодаря Петру.
Токарные станки, собрание которых можно увидеть в экспозиции, - отдельная страница российской истории. Своими работами из дерева , кости и металла Петр одаривал приближенных. Сегодня коллекция петровских приборов и инструментов является одной из лучших в мире: по ней шаг за шагом можно проследить внедрение "новых технологий" в российский быт. Медицинские инструменты и даже плоды труда Петра на поприще врачевания - вырванные зубы - также колоритная характеристика личности самодержца. Гардероб императора - рассказ о Петре повседневном. И сама эта повседневность выглядит символичной. Кафтаны и рубахи, туфли и чулки не менее ярко, чем воспоминания современников, расскажут о человеке, который "Россию поднял на дыбы".
На выставке представлены практически все прижизненные изображения Петра. Разумеется, присутствуют хрестоматийные "Восковая персона" и бронзовый бюст работы Растрелли. Из Англии, с разрешения королевы, в Эрмитаж приехал портрет императора кисти Неллера. (В эрмитажной выставке принимают также участие музеи Московского Кремля, Кунсткамера, Петергоф, Летний дворец Петра I, Российская национальная библиотека и Центральный военно-морской музей.)
Еще при жизни Петра начала формироваться коллекция "меморий". Она и легла в основу выставки, впервые в полном объеме знакомящей с эрмитажной петровской коллекцией. Уже первый день работы экспозиции показал: о ней будут много и ожесточенно спорить. И это право - право на свободную дискуссию - тоже привил России авторитарный самодержец.