Оставляя за национальными комитетами абсолютную свободу выбора, "Оскар" тем не менее строго следит за соблюдением главного правила: в своей стране фильм-претендент должен выйти в прокат до 31 октября. "Дом дураков" внезапно вышел в "Авроре" и по своим паспортным данным совершенно сравнялся с "Кукушкой", идущей с 12 сентября. Именно фильму Александра Рогожкина прочили (или скорее даже желали) победы многие из тех, кто следил за развитием скандала. Формально шансы "Кукушки" и "Дома дураков" были практически равными - оба фильма куплены крупными американскими прокатчиками (Sony и Paramount соответственно), способными поддерживать свои картины в предоскаровской борьбе.
Проблема выбора отечественного кандидата на "Оскара" никогда не стала бы скандалом, если бы не воспринималась в России как еще один, пусть робкий, шанс самоутвердиться в глазах мирового сообщества - раз с футболом не получается, так может хоть с кино? Практической пользы от победы на "Оскаре" с годами все меньше, один чистый престиж. В прошлом году академики прокатили французский хит "Амели", который тем не менее собрал и в Америке, и в Европе (и даже в России) более чем приличную для авторского кино сумму.
Однако подоплека скандала к попыткам национального самоутверждения относится лишь по касательной - эта история стала очередным этапом в деле демонизации нынешнего председателя Союза кинематографистов, которого уже и к ночи помянуть боязно.
С этого года оскаровский комитет входит в структуру национальной академии кинематографических искусств и наук, пока что ничем, кроме помпезной презентации и скандала с "Золотым орлом", себя не проявившей. После трагикомических номинаций на "Орла" от Михалкова и составленного с его подачи нового оскаровского комитета ждали совсем уж людоедских решений.
По самой пугающей версии Михалков нарочно задвинул "Кукушку" (обиженную и жюри руководимого им Московского кинофестиваля) и стал проталкивать "Дом дураков", который американским киноакедемикам скорее всего понравится меньше. Смысл подобных действий: сделать приятное брату Андрею и в то же время остаться последним на данный момент российским лауреатом "Оскара". После оглашения решения комитета версия эта уже не кажется слишком большим преувеличением.
Однако ставки сделаны, перемотать пленку назад не получится. Остается только рассуждать о том, есть ли у "Дома дураков" реальные шансы попасть в номинацию или даже получить премию. Главный козырь фильма - особая интерпретация чеченской темы. Сам Кончаловский не без гордости говорил в интервью "Известиям", что русский зритель будет скорее всего возмущен тем, что он показывает чеченцев с симпатией. Европейская публика в Венеции гуманизму Кончаловского едва ли не аплодировала. Вопрос в том, есть ли американским академикам дело до Чечни и обратят ли они внимание на фильм, не добавляющий ничего нового к теме безумия.
Все у вас, Никита Сергеевич, получится.
Прямая речь
Даниил ДОНДУРЕЙ, главный редактор журнала "Искусство кино":
- В этом году много шума из-за выдвижения российского фильма на "Оскар". Дело в том, что появилась Российская академия кинематографических наук и искусств, которая пытается забрать себе целый ряд важных функций. Право выдвинуть лучший национальный фильм на премию "Оскар" - это тоже статусная вещь с гигантским пиар-ресурсом, который очень дешево достается. Это ведь не обучение молодых кинематографистов, не анализ политики, не выработка законодательства, не выстраивание отношений с Ассоциацией продюсеров. Зато это то, что так любят СМИ, - много шума из ничего. Никто же не берется анализировать такую важнейшую для российского кинематографа проблему, как работа комиссии, осуществляющей государственную поддержку кино, которая распределяет 30-50 миллионов долларов. Это долго, сложно, опасно... А вот страсти вокруг "Оскара" - это легко и выигрышно. Профессионалы понимали, что серьезные шансы получить приз есть у фильма Александра Рогожкина "Кукушка". Купившая его дистрибьюторская компания "Сони классик" умеет продвигать фильмы. Каждый третий купленный ею иностранный фильм получает "Оскара" и каждый второй номинируется на него. Но "Дом дураков" тоже выходит в США. Американцы убеждены, что значимый фильм - это только тот фильм, который показывается в США.
Карен ШАХНАЗАРОВ, генеральный директор "Мосфильма", член оскаровского комитета:
- Выбор был практически единогласным. Лично я голосовал за "Звезду", я этого не скрываю. Но я продюсер этого фильма, и было бы глупо не поддержать того режиссера, с которым я работал. В так называемом "мягком" голосовании "Звезда" набрала 8 очков и заняла второе место. Ну а потом уже победил "Дом дураков". И я признаю - и я говорил об этом на обсуждении, - что с точки зрения фестивального успеха этот фильм - самое большое достижение российской картины. Так что это очевидное решение. И я с ним согласен. Эта картина может представлять Россию на "Оскаре".
А что вы думаете об этом?