На входе служитель продает свечи (ценники написаны по-русски – «цена 2.500 риалов» - где-то треть доллара), на внутренней стене выбиты буквы: храм построен в 1945 году щедротами таких-то (перечислены фамилии). Прихожан около двух десятков - в основном пожилые женщины и старики (хотя есть и дети, и молодые девушки), все общаются шепотом на правильном, старого образца русском языке. Многие из них еще детьми были вывезены из охваченной гражданской войной России в эмиграцию родителями: старенький дядя Гриша – из Петербурга, а бабушка Ксения - из Ташкента. Очень хотят домой, перед смертью взглянуть на родные места, но денег на поездку, естественно, нет. Странно, но мало кто из стариков говорит на персидском: «У нас дома всегда по-русски общались», - пожимает плечами дядя Гриша, - «так, чуть-чуть объясниться смогу, но языка не понимаю». Отстояв службу, отец Александр предложил всем
пройти в чайный салон – «угостится, чем Бог послал». Сев напротив хозяина, я включил диктофон. Во время разговора священник посматривал на телевизор в углу, огорчаясь неудачной игре сборной России с бельгийцами (транслировали чемпионат мира) – «Эх, проигрывают наши, эх, что ж такое-то, забыл о них помолиться я», не забывая улыбаться и жать руки гостям.
- Отец Александр, тяжело ли работать в радикальной мусульманской стране, где существуют очень строгие религиозные законы?
- Я всегда хожу по улице в рясе с крестом, но ни разу не видел ни одного
косого взгляда: простой народ с большим уважением относится к священникам. Я даже по Москве в облачении священнослужителя не могу пройти спокойно, обязательно бомж какой-нибудь прицепится - «Поп, давай деньги». Вообще для меня Иран был открытием - я поразился тому глубокому влиянию, которое Россия имела на Иран на протяжении прошлых веков. Первый православный священник, иеромонах Никифор прибыл сюда еще в 1597 году в составе третьего русского посольства. Возглавляли посланников князь Тюфякин и дьяк Емельянов - оба они по пути умерли, и священнику пришлось стать во главе посольства. Когда он приехал, шах Аббас великий пригласил его во дворец, хотя священник упирался
и говорил, что «не для посольского делу прибыл, а для душ христианских» - но его силой доставили. Шах первым делом посадил иеромонаха «выше всех послов чужеземных» и до глубокой ночи поил вином.
- Кстати, с вином здесь нет проблем? Ведь для причастия нужно «кровь
Христова» необходима, а по местным законам ее потреблять нельзя.
- Христианам в Иране имеют право изготовлять вино для своих нужд, а вот
продавать ЕГО нельзя. Поэтому мы сами церковное вино делаем, специально
виноград покупаем.
- Ваша церковь расположена в опасном месте - через дорогу находится
американское посольство. А какие события тут происходили в 1979 году, вы и сами знаете...
- Меня в то время тут не было, но прихожанки мне рассказывали. Когда
революционная молодежь штурмовала здание американского посольства, отдельные ее представители сиганули через забор в церковный двор. К ним в белых халатах вышли две русские женщины - госпожа Фролова и госпожа Ковалева, и сказали: «Что же вы делаете? Ведь в вашем Священном Писании НЕ сказано, что нельзя заходить в огороженное помещение». Молодежь стушевалась и говорит – а вот откройте нам церковь, мы хотим поглядеть. Женщины ответили: приходите в воскресенье и смотрите на здоровье. Молодые люди замялись: «Хорошо, отворите нам дверь, мы хотим выйти». «Каким путем зашли, таким и выходите». И вот перед двумя пожилыми русскими женщинами революционная молодежь извинилась и
перепрыгнула через забор обратно. Больше никаких инцидентов никогда не было.
- Даже потом, когда отношения Ирана с руководством Советского Союза были, мягко говоря, не слишком хорошими?
- Нет. Более того - мусульманское духовенство церкви всегда помогало. Мы же содержим богадельню для стариков русских, а после революции было тяжело с продуктами. И в самый сложный момент вдруг посланец аятоллы талегани привозит еду и деньги. По-моему, имидж о нетерпимости Ирана к другим религиям создан искусственно: именно мусульмане очень много на богадельню жертвуют. Сами приходят и спрашивают - что вам нужно? Кто картошки привезет, кто лука. Я вам скажу одну вещь. Возьмем Турцию - вроде бы светское государство, но мы не можем там открыть наш приход и послать священника в Стамбул, где живет много русских - турки против. Тянут, разные бюрократические поводы придумывают. Иранцы же, напротив, моему приезду страшно обрадовались: посол в Москве сразу сказал - да хоть завтра езжай, мы тебе тут же визу в паспорт поставим. Так что вот вам, пожалуйста, два примера - светское государство Турция, куда мы не можем отправить своего священника, и фундаментальный Иран, где нас встречают с распростертыми объятиями.
- А как вы относитесь к тому, что в Иране действуют законы шариата,
разрешающие публичные казни, отрубание рук за воровство?
- Ну, я такого не слышал, чтобы руки отрубали. Казнь помню лишь одну года
четыре назад: - одного маньяка повесили, который женщин насиловал и убивал. Я не могу сказать, что с этим несогласен. Вы мне скажете - а где же
христианское прощение? Это верно, оно должно быть в наших душах, но нельзя ему позволить превратиться во всепрощение. Лично я тоже за смертную казнь - то, что сейчас творится у нас в стране, иначе как беспределом не назовешь. Раньше преступники боялись высшей меры, говорили - «на мокрое дело не пойду». Теперь ничего не боятся: за убийство 10 лет дают - ну, куда это годится? Должно быть справедливое наказание, но при этом надо дать возможность человеку перед смертью покаяться, поговорить со священником и очистить свою душу.
- Из надписи на входе, сделанной дореволюционным шрифтом, я понял, что этотхрам раньше принадлежал Русской зарубежной православной церкви.
- Да, так было до 1995-го года. Лет двадцать подряд сюда зарубежная церковь не присылала священников, и прихожане написали прошение на имя Патриарха Московского и Всея Руси с просьбой принять храм под свою юрисдикцию. И первым священником, которого сюда послали, как раз и был ваш покорный слуга. Даже язык местный немножко выучил.
- Из местного-то населения прихожане есть?
- По законодательству этой страны переход в другую религию запрещен, поэтому чисто иранцев православных у нас в церкви нет.
- Вот об этом я хотел спросить: наверное, задача каждого прихода -
привлекать новых прихожан, проповедуя православие, а тут это не получается.
- Сейчас такая задача не ставится - мы не имеем право нарушать законы страны пребывания. С 1898 года по 1918 год в Персии действовала Русская Духовная Миссия в Урмии (это на северо-западе) среди ассирийцев-несториан. И действовала очень успешно: БОЛЕЕ 20 000 человек было переведено в православие. Ассирийская церковь Востока уже готова была готова вся воссоединиться с русской церковью - но Первая мировая война, а потом уже революция в России свела на нет все усилия Миссии, к сожалению. Сейчас среди прихожан - и те же ассирийцы, и армяне, и грузины. Смешанные семьи бывают тоже - иногда приходят иранцы, говорят: вот, у нас бабушка была русская, похороните ее по православному обряду, она так завещала. Хороним - а вокруг гроба только мусульмане. Но ничего, стоят спокойно, тоже молятся. Местное русское кладбище основано в 1894 году: оно не такие большое, но сотни три могил есть. Что интересно, в храм приходят и мусульмане - они тоже почитают Иисуса, который упоминается в Коране, как пророк Иса, и Божью Матерь - Хазратэ Мариам. Некоторые иранцы заходят и спрашивают - где Иисус? Мы говорим - вот здесь икона, они отвечают - мы помолимся ему. А где Мариам? Вот тут. Ну, мы ей тоже помолимся. Даже свечки ставят.
- Большая ли паства у вас в Тегеране?
- Нет, около пятидесяти семей - это те, которые имеют постоянную живую связь с церковью, платят приходской налог. Среди них есть и потомки белой гвардии. Мне сегодня во время богослужения помогали двое ребят - Петя и Юра – это местные русские уже в четвертом поколении. Их прадедушка, капитан артиллерии Пиленко, бежал сюда из Туркестана в двадцатых годах. Говорят они по-русски прекрасно, как вы видите, хотя в России не были ни разу. Еще в Тегеране есть вторая церковь- Свято-Троицкая, 1908 года постройки, маленькая совсем – как раз на русском кладбище. Были храмы и при русском посольстве, но их советские дипломаты разрушили. Кроме того, на берегу Каспийского моря, в городе Энзели у нас имеется молитвенный дом: когда-то это был русский порт, где на рыбных промыслах братьев Лианозовых добывали черную икру , осетров и прекрасно солили селедку. Второй молитвенный дом, временная часовня находится в Бушире, где полторы тысячи наших специалистов работают, строят атомную станцию. Точно такие же временные часовни функционировали на
стройках в Исфахане и в Ахвазе, в жилпоселках строителей, пока строительство не закончилось.
- Так вы и в Бушир летаете, батюшка?
- А как же, я же тут один. Вечернюю службу вчера отслужил в Бушире, на
утреннюю, как видите, в Тегеран прилетел. Еще под моим окормлением и
Арабские Эмираты, там большая община русскоязычная - всего 5 000 человек с резидентскими визами. но нет пока русского Храма. Там мы молимся либо в армянском храме в Шардже, либо в греческой церкви в Абу-Даби.
- Простите за материальный вопрос, но как обстоит дело с финансированием прихода? Ведь прихожан мало и на их средства храмы содержать невозможно.
- Конечно, нам идут какие-то средства из Москвы: в принципе, каждый приход должен быть на хозрасчете, но в здешних условиях это сложно осуществить. Обычно храм открывается за границей, если прихожане (их может быть хоть пять человек) в состоянии содержать священника. Тут сделали исключение из правил, потому что в Персии-Иране Русская Церковь находиться с давних времен: до 1917 года было полсотни православных храмов: при Урмийской духовной миссии, при российском посольстве И консульствах, при военных отрядах и русских учреждениях.
- Господи... куда ж они все подевались?
- Их снесли. После революции, когда кавказский фронт разложился под влиянием большевистской агитации, турки начали наступление, при котором были разрушены все храмы русской духовной миссии в Урмии. А дедушка Ленин по договору от 1921-го года ВСЕ имущество, включая и Храмы, которым владело царское правительство здесь, безвозмездно отдал иранцам - также, как и внешний долг, и все русские концессии.
- В Иране государственная власть полностью находится в руках духовенства и закреплена Конституцией. Как бы вы отнеслись к тому, чтобы в России у руля власти тоже встали бы представители церковной иерархии?
- Как священник я не был бы против, если бы весь народ чтил православие, все бы ходили в церковь, а дети учились в церковных школах. Но в настоящее время российское общество к этому еще не готово. А вводить это искусственным путем означало бы внести напряжение в стране, а церковь призвана не вводить напряжение, а смиренно служить стране и ее народу. также не следует ставить церковь во главе светской власти т.к. обязательно появятся оппозиция, а церковь не может быть в оппозиции к кому-либо, она для всех - и для правых и для левых.
А что вы думаете об этом?