Региональные депутаты поддержали законопроект о регулировании маркетплейсов
Члены комитета Ярославской областной Думы по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству высказались в поддержку законопроекта о регулировании маркетплейсов, внесенного в Государственную Думу депутатом Владимиром Гутенёвым и сенатором Андреем Кутеповым. По мнению региональных депутатов, законопроект получился «весьма своевременным, отражает стоящие сегодня перед пользователями маркетплейсов проблемы и намечает пути их решения».
«Законопроект, на мой взгляд, вышел качественным и проработанным. Действительно, в последние полгода количество жалоб на маркетплейсы выросло в разы. Коллеги из Госдумы правы, что ситуацию в таком виде оставлять нельзя: необходимо установить понятные условия сотрудничества между всеми участниками рынка электронной коммерции. Вместе с депутатами Ярославской областной Думы я намерен начать сбор мнений коллег из других регионов, чтобы направить их в федеральный парламент с просьбой о скорейшем рассмотрении инициативы», — заявил член комитета Ярославской областной Думы по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству Сергей Соколов.
С тем, что закон о регулировании деятельности маркетплейсов жизненно необходим, согласны и в Костромской областной Думе. «За последние пять лет товарооборот площадок вырос в пять раз, и доля маркетплейсов в общем объёме онлайн-торговли превысила 50%, то есть в этот бизнес вовлечены миллионы людей. Есть масса „узких мест“, связанных с сертификацией товаров, защитой прав потребителей, возвратом некачественной продукции. Так что закон о регулировании маркетплейсов более чем актуален», — говорит депутат Костромской областной Думы Елена Потешкина.
Депутаты региональных законодательных собраний внимательно следят за ситуацией с маркетплейсами, поскольку проблем, по их мнению, здесь накопилось множество. По мнению региональных депутатов, необходимость более жесткого государственного регулирования в данной сфере сегодня крайне актуальна, поскольку в рамках взаимоотношений между маркетплейсами, продавцами и покупателями сегодня существует целый ряд проблем. Важнейшая из них касается положения продавцов, зачастую лишенных возможностей защищать свои интересы в рамках контрактов с маркетплейсами и вынужденных обращаться в суд. В частности, давно вызывает споры система многочисленных штрафов, которые вынуждены платить предприниматели, работающие с маркетплейсами. Бизнесмены активно пытаются оспорить их в судах: только в прошлом году к одному из лидеров отрасли подали почти 2,5 тысячи исков на сумму 1,9 миллиарда рублей.
За последний год депутатами Государственной Думы уже был предпринят ряд попыток законодательного регулирования маркетплейсов. В частности, депутатами предлагалось запретить площадкам менять условия контрактов с продавцами чаще одного раза в год, формализовать в них систему штрафнвых санкций, ввести ответственность маркетплейсов за качество товаров. Цель предлагаемого регулирования — избежать серьезных конфликтов между агрегаторами и их партнерами-продавцами, а также исключить нарушение прав потребителей.
Сегодня на рассмотрении Государственной Думы находится несколько законопроектов, связанных с регулированием деятельности маркетплейсов. Это и поправки в федеральные законы «О торговле» и «О защите прав потребителей», и отраслевой документ, призванный снять наиболее острые противоречия между торговыми площадками, продавцами и покупателями. Депутаты региональных законодательных собраний намерены и далее внимательно следить за ситуацией.