Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Вашингтоне при стрельбе у школы пулей зацепило ученицу
Здоровье
В Роспотребнадзоре рассказали о защите от клещей
Мир
Посольство РФ потребовало от МИД Финляндии дать сведения о задержанных россиянах
Мир
Кандидат в президенты Литвы назвал Крым российским
Мир
Эксперты МАГАТЭ сообщили о многочисленных выстрелах возле ЗАЭС
Мир
На Украине банкам и ломбардам запретили брать в залог дроны
Здоровье
Эксперт дал советы по выбору куличей и яиц к Пасхе
Мир
Кэмерон заявил о праве Киева определять способы применения британского оружия
Общество
В Петербурге умер 29-летний актер Данила Гребнев
Мир
Глава МИД Аргентины назвала всех китайцев одинаковыми
Мир
Университет Саны предложил исключенным студентам из США учиться в Йемене
Мир
В Белом доме объяснили слова Байдена о ксенофобии в Японии
Мир
В Европарламенте назвали опасное последствие вступления Украины в ЕС
Мир
Турция выразила намерение искоренять истоки движения иракских курдов
Мир
Захарова заявила о невмешательстве РФ в дела других стран
Мир
Эрдоган сообщил о прекращении торгового оборота Турции с Израилем на $9,5 млрд
Мир
В Конго 10 человек погибли из-за взрыва бомбы в лагере для перемещенных лиц
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

По результатам I квартала самыми популярными автомобилями в России стали кроссоверы сегмента C, подсчитали аналитики аналитического агентства «Автостат». Кроме того, увеличилась доля кроссоверов более крупных классов — D и E. Можно ли говорить о восстановлении авторынка, выясняли «Известия».

Популярнее «Лады»

За первые три месяца в России было продано 75 080 новых кроссоверов С-сегмента. В сравнении с тем же периодом прошлого года доля таких моделей в общем объеме продаж выросла с 20 до 23%. Лидирует здесь Haval Jolion. Вырос спрос и на более крупные кроссоверы сегментов D и E — они разошлись тиражом 67 921 и 25 458 машин соответственно. Доля класса SUV D выросла до 21% (+4%), доля SUV Е — до 8% (+2%).

Популярность машин класса B, где представлены в основном недорогие и отечественные модели (Lada Granta и Lada Niva), наоборот, снижается. Если в I квартале прошлого года доля субкомпактных легковых моделей составляла 29%, то за три месяца этого года — уже 21%. Кроссоверы B-класса также просели с 20 до 16%.

Lada Granta
Фото: ТАСС/Павел Ворожцов

Аналитики «Автостата» отмечают, что компактные кроссоверы выбились в лидеры благодаря китайским маркам, которые в большинстве своем представлены именно в этом сегменте. Это наблюдение справедливо и для других классов. Так, в сегменте D лидирует Geely Monjaro, в сегменте E — Changan UNI-K. Все перечисленные сегменты могут похвастать разнообразием моделей кроссоверов — более сотни в каждом. При этом легковых моделей сегмента B аналитики насчитали лишь 46, а кроссоверов — 51. Всего на рынке в начале года было представлено 832 модели.

Директор агентства «Автостат» Сергей Целиков отметил, что российский рынок — единственный в мире, где превалирует сегмент SUV. При этом доля кроссоверов и внедорожников растет и в других странах, добавил он в ходе ежегодного форума FinAuto-2024.

Вопрос цены

Доля китайских автомобилей в массовом сегменте достигает 56%. В топ-3 иностранных брендов Haval, Geely и Chery растет популярность марок Changan, Omoda и Jetour.

Рост интереса к среднеразмерным кроссоверам связан с общей трансформацией спроса в нашей стране, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

Changan на выставке
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

— Во-первых, значительно уменьшился выбор седанов и хетчбэков после ухода из России ряда иностранных автопроизводителей. Кроме того, седаны и универсалы, представленные на рынке сейчас, уже очень близки по цене к кроссоверам. Если рассматривать покупку в кредит, то разница в ежемесячных платежах между этими моделями будет минимальна. Поэтому покупатели всё чаще и обращают внимание на кроссоверы, — отметил Бургазлиев.

Партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто отметил, что цены на кроссоверы С-класса лишь незначительно отличаются от кроссоверов B-класса. Поэтому покупатели предпочитают взять автомобиль побольше.

девушка в машине
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Ранее глава АвтоВАЗа Максим Соколов пожаловался, что китайские марки предлагают скидки до 900 тыс. рублей, заходя в сегмент «Весты» (1,5–2 млн рублей). Между тем, по данным «Авито Авто», средневзвешенная цена на новый китайский автомобиль в России в I квартале 2024 года выросла на 9,3% и достигла 3,06 млн рублей.

Премиум из Киргизии

Китайские автопроизводители берут не только доступной ценой. Они активно проникают и в премиум-сегмент. Здесь самыми продаваемыми по результатам трех месяцев стали автомобили Exeed, Lixiang и Tank, марка Voyah на четвертом месте. В топ-5 премиума из традиционных для этого сегмента марок вошла только немецкая BMW. Европейский и японский премиум также демонстрируют рост благодаря параллельному импорту, но его доля невелика.

Exeed
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Сейчас на долю «китайцев» приходится 78% премиум-класса, причем заметную роль здесь играют машины, поставляемые неофициально, — уже упомянутый Lixiang, продажи которого выросли за три месяца почти в 200 раз, а также Zeekr, который показал рост в 40,6 раза.

Увеличение числа регистраций этих машин объясним — с 1 апреля в отношении автомобилей, ввозимых в том числе из стран — участниц ЕАЭС, начали действовать новые правила таможенного оформления. Прежде всего это новая формула расчета утилизационного сбора, из-за чего машины, ввезенные по серым схемам, значительно подорожают. Поэтому Киргизия в январе–марте стала второй после Китая страной, откуда в Россию поступали новые автомобили, на ее долю пришлось 24,6% импорта.

автосалон
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

— Что касается роста числа машин, ввезенных из Киргизии, то это, очевидно, связано с изменением таможенных правил с 1 апреля и желанием импортеров ввезти максимум машин до этой даты. Полагаю, что данные I квартала — это максимум. В дальнейшем доля машин, ввезенных из Киргизии и других стран ЕАЭС, будет снижаться, — считает Сергей Бургазлиев.

— Можно ожидать, что сократится количество ввозимых через Киргизию автомобилей. Однако это не приведет к сужению ассортимента на рынке, — считает заместитель генерального директора АГ «Авилон» по продажам новых автомобилей Алексей Стариков.

Тратят миллиарды

Россияне стали больше тратить на автомобили. Согласно данным «Автостата», в I квартале финансовая емкость российского авторынка составила 1,1 трлн рублей. По результатам марта был зафиксирован исторический рекорд расходов на покупку автомобилей — 496,2 млрд рублей. Прежний рекордный показатель был зафиксирован в декабре 2023 года (384,7 млрд рублей).

Автомобилей из КНР в марте было реализовано на сумму 308,5 млрд рублей. Для сравнения, на приобретение отечественных машин россияне потратили только 57,5 млрд рублей.

девушка фотографирует машину
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Изменилась ситуация с автокредитами, отмечают в «Автостате». В марте доля купленных в кредит новых автомобилей вышла уже на показатель в 63,3%. По итогам I квартала она чуть меньше — 62,7%. В количественном отношении выдача кредитов по отношению к I кварталу 2023 года выросла на 92%.

— Казалось бы, автомобили не должны продаваться в кредит при таких заградительных ставках, но люди предпочитают совершать «эмоционально опережающие» покупки сейчас. И в помощь им идут дистрибьюторские скидки, субсидированные кредиты, — отметил исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов.

Аналитики уже улучшили прогноз по продажам новых автомобилей в этом году. По базовому сценарию он может достигнуть не 1,25 млн, как считалось ранее, а 1,5 млн штук.

Прямой эфир