Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Минобороны РФ сообщило об уничтожении МиГ-29 в ходе удара по украинскому аэродрому
Общество
Активисты партии «Новые люди» провели всероссийский зоосубботник
Экономика
Экономист спрогнозировал курс доллара в течение следующих трех лет
Происшествия
На Урале мужчина попытался спрятаться от сотрудников ФСИН в собачьей будке
Спорт
Фигурист Плющенко сообщил о перенесенной операции на позвоночнике
Мир
В Польше подняли вопрос о цене участия в проекте ЕС «Небесный щит»
Авто
Jaecoo представила гибридные кроссоверы с большим запасом хода
Происшествия
При обстреле ВСУ Куйбышевского района Донецка пострадали два человека
Мир
Захарова заявила о попытках НАТО учениями втянуть Россию в гонку вооружений
Мир
Турецкий сейсмолог спрогнозировал землетрясение в Стамбуле магнитудой до 7,6
Мир
Премьер Британии пообещал оказывать Украине поддержку до конца десятилетия
Армия
Военный эксперт рассказал, сколько «самолет Судного дня» может находиться в воздухе
Общество
Ветеринар предупредила об опасности шашлыков для домашних животных
Мир
На Украине признали сложности в проведении дальнейшей мобилизации
Пресс-релизы
В МИД РФ состоялась презентация ПМЭФ-2024 для послов иностранных государств
Мир
Финского депутата задержали за стрельбу из пистолета в центре Хельсинки

Зерно проблемы

Политолог Анастасия Погорельская — о том, почему возможное введение пошлины на российскую сельхозпродукцию имеет чисто символическое значение
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На повестке Европейского совета 21–22 марта оказалась не только помощь Украине, но и общая сельскохозяйственная политика. Последняя привлекла повышенное внимание в связи с анонсированным Financial Times введением пошлин на российское и белорусское зерно.

Впрочем, на саммите ЕС не приняли решений о введении тарифов на аграрную продукцию России и Белоруссии. Однако эту тему будут изучать министры сельского хозяйства, сообщили СМИ.

Председатель Европейского совета Шарль Мишель в обращении к участникам заседания указал на необходимость предпринять «решительные действия» в отношении вызовов, с которыми сталкиваются европейские фермеры, «обеспечив честную конкуренцию на внутреннем и глобальном рынках».

На деле же защита европейских сельхозпроизводителей от конкуренции остается одним из старейших направлений политики европейского объединения, на что щедро тратится общий бюджет. Несмотря на небольшую долю отрасли в обеспечении занятости населения и ВВП, такая поддержка обусловлена значительной ролью сельскохозяйственной продукции во внутрирегиональной торговле и экспорте Евросоюза в целом.

Под предлогом того, что российская внешняя политика «интенсифицировала глобальный продовольственный кризис», Евросоюз обещал наладить с июня 2022 года вывоз украинской сельскохозяйственной продукции через соседние государства — Польшу, Венгрию, Словакию, Болгарию и Румынию. Однако их инфраструктура не справилась с объемом перевозок, в результате чего осевшее в них украинское продовольствие ударило по ценам и доходам местных фермеров. В ответ на протесты последних руководство четырех из пяти стран (кроме Румынии) ввело в апреле 2023 года временный запрет на импорт отдельных категорий зерновых с Украины, разрешив только их транзит. В результате Киеву удалось почти полностью компенсировать сворачивание экспорта по Черному морю. К февралю 2024 года Евросоюз помог Украине экспортировать порядка 68 млн т сельскохозяйственной продукции.

В результате по итогам 2023 года в Евросоюзе цены на зерно упали на 26%, чему способствовал и беспошлинный импорт украинского зерна, хотя представители Еврокомиссии отрицают его «общий негативный эффект на рынок ЕС». Тем не менее с декабря возобновились протесты европейских фермеров, недовольных снижением своих доходов.

После пиковых значений мировых цен на зерно в марте–июне 2022 года они стабильно снижаются, чему способствовала довольно быстрая адаптация глобальных и региональных маршрутов поставок зерновых к новой ситуации. В феврале 2024-го цена за тонну пшеницы на мировом рынке составила уже $219 против $360,2 в 2022-м.

Россия остается мировым лидером по экспорту зерна, занимая около 20% мирового рынка, Украина — порядка 10%. Ключевыми импортерами российского зерна в 2021–2022 годах были Турция, Иран и Египет, а государства – члены ЕС не входили даже в десятку. Российская доля в поставках зерновых в ЕС тогда составила порядка 2,2%, доля Белоруссии — менее 0,1%. Гораздо больше зерновых Евросоюзу в последние годы продавали Украина, Канада, Бразилия и другие страны, нарастившие свой экспорт в ЕС на фоне СВО.

Сам Евросоюз поставляет на мировой рынок порядка 18% зерновых. Основными покупателями его продукции остаются страны Африки и Ближнего Востока. Ключевыми экспортерами зерновых из числа государств ЕС стали Франция, Германия, Румыния, Польша, Болгария. Для них защита своих фермеров, которые вдобавок активно выступают против масштабного ввоза украинского зерна, важна как для обеспечения социальной стабильности, так и для сохранения экспортного дохода.

До начала СВО и очередной волны санкций порядка 52% российского экспорта зерна уходило в Азию, еще 40% — в Африку. Доля Евросоюза не критична: в 2020 году она составляла порядка 2,8%, в 2021 году достигла 6,3%, поэтому сворачивание экспорта в ЕС не сможет нанести серьезного урона российским сельхозпроизводителям. Перенаправить зерно на другие рынки вряд ли станет большой проблемой, хотя вопросы логистики и хранения могут создать временные затруднения.

Учитывая небольшую долю, которую поставки из России занимают в импорте зерновых в ЕС, роста цен, заметного простому потребителю, такая мера не вызовет. Скорее она призвана стать бальзамом на душу европейских фермеров, хотя будут и пострадавшие. Среди них ключевые импортеры российских зерновых в ЕС — Италия, Латвия, Греция и Испания.

Идею запрета на ввоз российского зерна продвигают страны Восточной Европы и Балтии. Для них эти ограничения оказались возможностью лишний раз напомнить о существовании санкций. Последние, правда, уже не определяют состояния российской экономики, но разрывают оставшиеся связи с ЕС, лишая его последних рычагов влияния на нашу политику.

Таким образом, возможное введение пошлины на российское и белорусское зерно призвано успокоить европейских граждан. В отношении России санкции приобрели обыденный характер, и потому этот шаг будет иметь чисто символическое значение.

Автор — эксперт Клуба «Валдай», доцент кафедры мировой политики Национального исследовательского Томского государственного университета

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир