Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Глава Минцифры заявил о росте числа квалифицированных кадров в IT
Общество
Нейропсихолог рассказала о важности интереса к работе
Армия
Силы ПВО сбили еще один дрон в небе над Белгородской областью
Мир
Байден подписал указания по условиям применения США ядерного оружия
Мир
Захарова призвала Армению выдать РФ список якобы погибших в Буче украинцев
Экономика
В Минэкономразвития рассказали о комплексной системе поддержки инвесторов в РФ
Общество
Разбор завалов на месте удара ВСУ по Луганску продолжится ночью
Мир
Постпредство РФ при ООН указало на террористический характер атак ВСУ на Луганск
Мир
В ООН заявили о необходимости возобновления диалога между ядерными державами
Общество
Гендиректор News Media спрогнозировал медиарынок будущего
Пресс-релизы
Индустриальное кино и поиск нового взгляда на промышленность обсудили участники ПМЭФ
Общество
Индексация пенсий в РФ затронет 7,8 млн работающих пенсионеров
Экономика
ЦБ ожидает снижение перегрева экономики во II квартале
Экономика
Эксперт оценил последствия для РФ приостановки импорта Турцией пшеницы
Экономика
Путин заявил, что ВВП стран БРИКС превышает показатель «большой семерки»
Общество
Путин предложил расширить семейную ипотеку по ставке 6% на жилье в малых городах
Авто
ГИБДД объявила рейды по проверке водителей в регионах

Страсти по зерну

Политолог Кирилл Аверьянов — о том, как протесты фермеров осложняют отношения Варшавы и Киева
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Новости с границ Польши в последнее время всё чаще напоминают боевые сводки. Одна из последних — 1 марта польские фермеры приступили к блокаде границы с Литвой. Цель всё та же — срыв трафика украинского зерна в Европу. «Настроения такие, чтобы блокировать весь трафик. Мы ничего не пропустим», — заявил координатор протеста, фермер Кароль Печиньский.

Он же представил схему, по которой украинское зерно попадает в Польшу через Литву: «Украинское зерно въезжает в Люблинское или Подкарпатское воеводство в режиме транзита через нашу страну. Это разрешено, несмотря на эмбарго. Затем автомобиль направляется в Литву. Польские службы перестают отслеживать этот транспорт после пересечения границы с Литвой. Затем машина с зерном возвращается на границу и меняет документы. Груз становится товаром Европейского союза, который свободно въезжает в страну».

Заместитель министра сельского хозяйства и развития села Польши Михал Колодзейчак с такой информацией не согласен и считает, что украинское зерно из Литвы в Польшу или вообще не идет, или идет в небольших объемах. «Я три недели назад разговаривал с руководителем дорожной инспекции. Было проверено движение грузовиков. Из более чем 1,5 тыс. грузовиков, которые въехали из Литвы, был выявлен один случай, который говорит о том, что украинские товары могли ввозить из Литвы», — сказал Колодзейчак в эфире радиостанции RMF FM. Тем не менее фермеры уже начали блокаду самого крупного пропускного пункта на литовско-польской границе Будзиско. Таким образом, протест из-за экспансии украинского зерна плавно перетек в рамки ЕС. ведь Литва и Польша входят в Евросоюз.

10 февраля начался общепольский протест фермеров. Они действуют по всей стране, перекрывая дороги и подъезды к пунктам пропуска на границе с Украиной. На пограничных переходах уже несколько раз неизвестные высыпали зерно из украинских грузовиков и железнодорожных вагонов. В минувший вторник в польской столице прошел организованный профсоюзами работников сельского хозяйства «Марш на Варшаву». Основные требования протестующих — прекращение ввоза в Польшу сельскохозяйственной продукции с Украины и отказ от экологических планов Евросоюза (так называемый зеленый курс), которые предполагают достижение нулевых выбросов в атмосферу к 2050 году.

Особенно серьезная ситуация на границе сложилась 27 февраля, когда на шести контрольно-пропускных пунктах скопилось более 2 тыс. машин. «Польские фермеры продолжают блокировать движение грузовиков на шести пунктах пропуска. Всего в очередях стоят около 2,1 тыс. машин. Критически низкие показатели фиксируем на двух направлениях — «Шегини», тут за сутки в обоих направлениях проехали 50 грузовиков, и «Ягодин» — в сторону Украины проехали почти 100 при пропускной возможности 1,2–1,4 тыс. авто в сутки в обоих направлениях, а на выезд с Украины вообще нулевые показатели», — комментировал представитель погранслужбы Украины Андрей Демченко. Украинские перевозчики проводят ответные акции протеста со своей стороны границы. Они блокируют пункты пропуска на четырех направлениях — «Ягодин», «Шегини», «Краковец» и «Равва-Русская».

Интересно, что во время протестов польские фермеры использовали не только антиукраинскую, но и пророссийскую риторику. Широкую известность получили сделанные 20 февраля фотографии трактора с флагом СССР и плакатом «Путин, наведи порядок на Украине, в Брюсселе и с нашими властями».

29 февраля ситуацию официально прокомментировал премьер-министр Польши Дональд Туск. Он заявил, что его страна будет вынуждена закрыть границу с Украиной, если требования Варшавы не услышат в Брюсселе и Киеве. «Мы говорили об этом с премьером [Украины Денисом] Шмыгалем, премьер Шмыгаль предполагал, что до момента решения на европейском уровне и во время двусторонних переговоров с Украиной она готова на закрытие границы, если речь идет о товарообороте», — сказал Туск.

Попытки решить «зерновую» проблему на высшем уровне предпринимаются давно, но постоянно буксуют. Так, 21 февраля президент Украины Владимир Зеленский предложил Дональду Туску провести встречу на границе и решить проблемные вопросы. Польский президент отверг предложение, заявив, что встреча нужна, но содержательная и техническая, а не символическая.

Затем из Киева в Варшаву поступил разработанный Шмыгалем «План взаимопонимания», включающий согласие Украины на ограничения Еврокомиссии по экспорту в ЕС украинского мяса птицы, яиц и сахара. Кроме того, Киев предложил Варшаве объединить усилия по лоббированию в Брюсселе запрета на ввоз продукции российского агропрома и создать штаб Украина – Польша – ЕС, который смог бы заниматься решением торговых проблем в оперативном порядке. Но пока из всего вышеперечисленного поляков заинтересовало лишь антироссийское предложение. 4 марта во время визита в Вильнюс Туск переговорил на эту тему с литовской коллегой Ингридой Шимоните. «Хочу сообщить, что сегодня я обращусь к спикеру парламента с предложением о резолюции, призывающей Еврокомиссию ввести санкции на продукты питания из России и Белоруссии», — заявил польский премьер.

Пока переговоры по зерновому вопросу наметили на 28 марта, пройдут они в Варшаве. «Надо найти решение относительно ситуации на польской границе, которая уже давно вышла за пределы и экономики, и морали. Просто невозможно объяснить, как сложности истекающей кровью страны можно использовать во внутренней политической борьбе», — взывал Зеленский в видеообращении поздно вечером 3 марта.

Однако в том, что в ситуации удастся разобраться легко и просто, есть большие сомнения. Электоральная кампания в Польше продолжается: в апреле страна пройдет через местные выборы, в июне — выборы в Европарламент, и мнением многочисленных фермеров политики пренебрегать не станут. Более того, согласно соцопросу агентства IBRiS для издания Rzeczpospolita, фермерские протесты поддерживают 77% поляков. Предпочесть в такой ситуации интересы Украины интересам Польши было бы нелепо. Тем более излишний альтруизм полякам никогда не был свойственен. «Мы будем твердо, если потребуется, защищать польские интересы в отношениях с каждым соседом», — заявлял Дональд Туск в одной из предвыборных речей. И подтверждения такой риторики на практике ждет от него большая часть населения страны.

Зерновые баталии лишний раз демонстрируют, что маниакальное стремление украинского руководства осуществить евроинтеграцию не отвечает экономическим интересам страны. У Украины не получится встроиться в европейскую экономику, став житницей ЕС. В этой роли себя видят другие страны, и они не собираются подвинуться ради Киева. Символично, что застрельщиком в антиукраинской кампании выступает Варшава, которую украинская элита считала своим главным проводником в западный мир.

Автор — политолог, эксперт по восточноевропейскому региону

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир