Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
За три года подростки и молодые люди потратили по «Пушкинским картам» 33 млрд рублей
Мир
Гросси назвал ситуацию на Запорожской АЭС тревожной
Происшествия
Гладков сообщил о пожаре в Шебекино в результате обстрела ВСУ
Мир
Байден отказался считать происходящее в Газе геноцидом
Мир
Польша отказалась принимать мигрантов по новому пакту Евросоюза
Происшествия
Прокуратура проверит сообщения о разливе нефтепродуктов на пляже в Находке
Общество
Синоптики спрогнозировали дождь и грозу в Москве 21 мая
Мир
Белый дом будет поддерживать диалог с конгрессом по вопросу санкций против МУС
Мир
В Литве заявили о готовности отправить военных инструкторов на Украину
Общество
Кабмин одобрил компенсацию работы в выходные дни при увольнении
Мир
Посол Антонов указал на двойные стандарты США в отношении МУС
Наука и техника
В России разработают новые полярные беспилотники
Мир
Politico узнала об опасениях США обвинений со стороны Ирана в гибели Раиси
Мир
Китай выразил разочарование отклонением СБ ООН резолюции РФ по космосу
Экономика
Власти облегчат ведение бизнеса в специальных зонах
Мир
Совет Евросоюза 21 мая утвердит решение по доходам от активов России
Армия
Военные ВС РФ уничтожили укрепленный опорпункт ВСУ при помощи наземного дрона
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В оригинале книга молодого британского ученого Джеймса Поскетта называется ни для кого не обидно — «Горизонты». Главная ее цель — заставить читателя немного повертеть головой в разные стороны, не фокусируясь на Европе, традиционно считающейся источником ключевых научных открытий в истории человечества. Критик Лидия Маслова представляет книгу недели — специально для «Известий».

Джеймс Поскетт

«Незападная история науки: Открытия, о которых мы не знали»

М.: Альпина Паблишер, 2024. — Пер. с англ. — 474 с.

В предисловии автор очерчивает сложившиеся стереотипы: «Всё началось с польско-немецкого астронома Николая Коперника, который в своем труде «О вращениях небесных сфер» в 1543 году предложил гелиоцентрическую модель мира», а вслед за Коперником выкладывает остальные европейские козыри: Галилей, Ньютон, Дарвин, Эйнштейн.

Задача Поскетта — разнообразить эту общеизвестную колоду менее запоминающимися, но не менее важными именами — арабскими, русскими, китайскими, японскими — и рассмотреть современную науку «через призму ключевых моментов мировой истории». На энциклопедичность «Незападная история науки» ничуть не претендует: в ней представлена далеко не вся многовековая научная мысль. Для своих задач Поскетт расчленил общечеловеческую историю на четыре эпохи, в которые исследовательская мысль подлаживается под те или иные экономические и политические потребности, спонсирующие и вдохновляющие ее: в раннее новое время наука формируется под влиянием роста империй и распространения рабства, в XIX веке испытывает влияние промышленного капитализма, а в XX веке «развитие науки лучше всего объясняется реалиями холодной войны и деколонизации».

Подход Поскетта заключается в том, чтобы реанимировать немного подувядшую в последнее время идею глобализма, хотя его книга «не просто история триумфа глобализации». Это напоминание о том, что научная мысль способна преодолевать любые политические и географические границы: тот же Коперник «жил и работал в то время, когда Европа налаживала новые связи с Азией, вереницы караванов шли по Шелковому пути, а галеоны один за другим пересекали Индийский океан», и опирался «на математические теории и методы, позаимствованные из арабских и персидских текстов, многие из которых только-только завезли в Европу».

Пожалуй, педантичному и методичному Поскетту иногда не хватает в его «Горизонтах» немного художественного мышления и какого-то артистического блеска. Например, такого, с каким Освальд Шпенглер в «Закате Европы» азартно отыскивал параллели и аналогии между процессами и явлениями в разных культурах, на первый взгляд не имеющими никакого сходства. Но автор «Незападной истории...» — не философ-гуманитарий, которому важна литературная форма подачи, а прежде всего естествоиспытатель, сразу берущий быка за рога и не устающий на каждой странице повторять суть: то, что принято называть научной революцией, не локализуется в так называемых развитых странах, а представляет собой результат «соприкосновения разных культур и культурного обмена».

Несмотря на тяготение Поскетта к научной строгости, литературные поползновения в его книге все-таки встречаются, когда он старается оттенить сухую теорию живыми сценками с участием тех или иных исследователей или исторических деятелей, показав их переживания: «Император Монтесума II, стоя в золотых лучах мексиканского солнца посреди дворцового комплекса в самом сердце Теночтитлана, великой столицы ацтеков, любил наслаждаться птичьим многоголосьем». Порой «Незападная история...» напоминает незамысловатый сериал, каждый новый эпизод которого открывается попыткой подключить читателя к человеческой составляющей ученого или политика: «Александр Попов смотрел, как приближается гроза. Что ж, настало время проверить свое изобретение в деле». Один из самых адреналиновых эпизодов в книге читается как охотничий триллер: «Крупный бурый медведь неспешно спускался по крутому склону, покрытому глубоким снегом. Николай Северцов глубоко втянул в себя морозный воздух, чувствуя, как колотится сердце. Медведь приближался. Северцов поднял винтовку, нажал на курок, и звук выстрела эхом прокатился по горам. Медведь рухнул на бок, снег под ним окрасился кровью».

По отношению к русским ученым Поскетт добросовестно восстанавливает справедливость, замечая: «Сегодня Маркони широко известен как изобретатель радио, но в действительности несколько других ученых, включая Попова (который не уставал это подчеркивать), чуть ли не одновременно разработали почти идентичные устройства». Упомянут в книге, разумеется, и Дмитрий Менделеев, а из менее известных фигур запоминается поднявшая голову в тот же исторический момент героическая женщина-химик Юлия Лермонтова, которую не портит даже феминистский контекст: «Лермонтова много лет проработала в Московском университете, где ее основной темой была разработка новых методов анализа сырой нефти. Она даже вложила часть собственных средств в российскую нефтяную компанию, работавшую на Кавказе. В 1881 г. за заслуги перед нефтяной промышленностью она была избрана членом Русского технического общества — первой среди женщин. Таким образом, научная карьера Лермонтовой служит важным напоминанием о ныне забытом вкладе российских женщин в мир прикладной науки в XIX в.».

Надо отдать должное Поскетту, с феминизмом он не слишком усердствует, хотя и аккуратно развенчивает излишний пиетет перед «мертвыми белыми мужчинами» вроде Платона, Птолемея и Аристотеля, вежливо констатируя ограниченность их кругозора, неизбежно обусловленную исторической реальностью. Устоявшееся представление о ней на страницах «Незападной истории науки» подвергается интересным разрушительным воздействиям с различных сторон, например, во время колонизации Нового Света: «Первые европейские исследователи Америки вскоре обнаружили, что встреченные ими растения, животные и народы не описаны ни в одном древнем сочинении. Аристотель никогда не видел помидоров, не говоря уже о величественных дворцах ацтеков и храмах инков. Именно это прозрение в итоге и привело к фундаментальному пересмотру европейского понимания наук».

Печальное понимание факта, что наука зачастую обслуживает не самые лучшие человеческие устремления и движется хищническими инстинктами, Поскетт в итоге пытается уравновесить зыбкой идеалистической надеждой, что когда-нибудь люди все-таки одумаются и станут лучше: «Астрономы XVII в. путешествовали на невольничьих судах, натуралисты XVIII в. работали на колониальные торговые компании, эволюционные мыслители XIX в. участвовали в войнах индустриальной эпохи, а генетики XX в. продолжали пропагандировать расовую теорию в годы холодной войны. Мы должны активно бороться с негативным наследием истории, а не просто его игнорировать. Будущее науки в значительной мере зависит от понимания ее прошлого».

Прямой эфир