Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Наследники прозванных «Черными ножами» танкистов рассказали «Известиям» о традициях
Мир
В Таиланде одобрили проект письма о намерении страны вступить в БРИКС
Общество
С начала 2024 года Роскомнадзор заблокировал 30 тыс. мошеннических сайтов
Экономика
Прибыль девелоперов предложили ограничить из-за роста цен на жилье
Мир
Байден посетит Францию по случаю годовщины высадки союзников в Нормандии
Общество
СДЭК могут обязать выплатить неустойки за задержку посылок
Мир
Лидера партии «Шанс» Лунгу выпустили из аэропорта Кишинева после задержания
Политика
Лукашенко подписал закон о приостановке действия ДОВСЕ
Общество
В Росавиации назвали причину экстренной посадки Ми-8 в Мурманской области
Общество
Вдова военкора «Известий» Еремина напомнила о его ключевом качестве
Спорт
ФК «Рубин» продлил контракт с главным тренером Рашидом Рахимовым до 2026 года
Мир
В Армении приостановили вещание российского Первого канала
Спорт
Погодин и Никулин встретятся на ринге в новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Мир
Захарова обвинила в задержании лидера оппозиционной партии «Шанс» Лунгу режим Санду
Экономика
Минфин предложил повысить налог на прибыль организаций до 25%
Экономика
Минфин предложил увеличить порог для применения УСН по доходам до 450 млн рублей
Мир
Госдеп подтвердил запрет на удары ВСУ оружием США вглубь России
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

США расширили санкции против российских авиакомпаний: число самолетов в санкционном списке выросло на 121 борт, до 297, подсчитали «Известия». В санкционный список также попали машины бизнес-авиации РФ. Речь идет о компаниях Meridian Air, «Северо-Запад», Premier Avia и RusJet. Новый перечень бортов бюро промышленности и безопасности минторга США опубликовало в конце августа. Включенные в него машины будет сложнее обслуживать за рубежом, но полеты в дружественные страны не прекратятся, полагают эксперты. Юристы указывают, что новые санкции в определенных случаях могут привести к конфискации.

Обрезали крылья

Минторг США расширил перечень самолетов из санкционного списка, включив в него бизнес-джеты российских компаний. Речь идет о нескольких операторах бизнес-авиации, выяснили «Известия».

Это авиакомпании «Меридиан» (один Airbus А320 и три бизнес-джета Gulfstream Aerospace G450), «Северо-Запад» (два Gulfstream — G550 и G650), Premier Avia (один Boeing 737 и джет G650) и RusJet (Airbus A319), следует из обновленного списка подсанкционных самолетов. Он был опубликован в конце августа бюро промышленности и безопасности минторга США.

Ведомство добавило в перечень и новые самолеты российских магистральных авиакомпаний — всего он пополнился 117 единицами, которые эксплуатируют «Аэрофлот», «Победа», S7 Airlines, Nordwind, Nordstar, «Уральские авиалинии», Utair, «Ямал», Smartavia и другие перевозчики. Машины Smartavia тоже оказались включены в санкционный список впервые.

Самолеты бизнес-авиации в ангаре
Фото: ТАСС/Михаил Кутузов

— Авиакомпания Smartavia продолжает выполнять полетную программу, совершая регулярные рейсы на территории России. Мы не выполняем международные рейсы с февраля 2022 года, — сообщили «Известиям» в пресс-службе перевозчика.

Там добавили, что и техническое обслуживание самолетного парка теперь выполняется в России. Введение санкций в Smartavia комментировать не стали.

Всего в санкционном списке минторга США теперь числятся 297 самолетов российских компаний, включая два бизнес-джета предпринимателя Романа Абрамовича. В предыдущем варианте перечня (от марта 2023 года) насчитывалось 176 воздушных судов.

«Известия» направили запросы во все упомянутые авиакомпании, а также в Минтранс РФ и минторг США. В авиакомпании «Северо-Запад» отказались от комментариев. Так же поступила исполнительный директор Объединенной национальной ассоциации деловой авиации (ОНАДА) Анна Сережкина.

Последствия санкций

США впервые ввели секторальные санкции против российской авиации в середине марта 2022 года — в ответ на начало СВО на Украине. Тогда же Штаты закрыли свое воздушное пространство для самолетов из РФ вслед за Евросоюзом, Великобританией и Канадой. Изначально в список попали 99 машин «Аэрофлота», Azur Air, Nordwind, Utair и грузовых перевозчиков AirBridgeCargo и «Авиастар-ТУ». Затем перечень регулярно пересматривали, добавляя туда новые самолеты.

Еще в прошлом году американское ведомство направило бизнес-структурам из авиаотрасли по всему миру сообщения о том, что заправка, обслуживание и ремонт указанных в списке бортов не должны осуществляться в связи с санкциями. У отечественных перевозчиков начались проблемы с полетами за границу — Azur прошлой весной не смог выполнить вывозные рейсы в/из Египта, Airbus A330 «Аэрофлота» несколько дней прошлым летом не мог вылететь из Коломбо в Москву на фоне ареста самолета.

Самолет бизнес-авиации
Фото: ТАСС/Михаил Кутузов

Недавно трудности с обслуживанием широкофюзеляжных Boeing 777 возникли у Red Wings в Турции — перевозчику отказали в предоставлении внешнего блока для кондиционирования самолета во время стоянки в Анталье из-за присутствия борта в санкционных списках США, рассказывал источник.

На некоторые самолеты бизнес-авиации американские санкции были наложены ранее — например, в 2021 году минфин США внес в свои списки компании, связанные с бизнесменом Евгением Пригожиным, — «Юниджет» и «Алкон» (последнее позднее переименовано в «МНТ-Аэро»). Под ограничения попали и два бизнес-джета, которыми управляли эти операторы, — с номерами M-VITO и M-SAAN. Тогда американская сторона объясняла введение санкций «попытками повлиять на президентские выборы в США 2020 года» — об этом говорилось в официальном сообщении финансового ведомства.

Из девяти попавших сейчас под санкции бизнес-джетов, согласно данным сервиса Flightradar, только два самолета «Меридиана» продолжают выполнять рейсы — по России, в Турцию (Стамбул, Даламан, Бодрум) и в Азербайджан (Баку). Еще один Gulfstream не летал с сентября прошлого года, другой — с июня 2023 года.

Самолеты других операторов прекратили полеты в конце июля – начале августа: «Гольфстримы» авиакомпании «Северо-Запад», по данным Flightradar, выполнили последние рейсы из Баку и Бодрума в Москву 28 и 30 июля соответственно. Boeing Premier Avia вернулся из Тамчи (Киргизия) 1 августа и больше не летал; Gulfstream G650 этой компании последний рейс выполнил 28 июля (а ранее в июле — несколько полетов в Китай). Информации по Airbus A319 перевозчика RusJet сервис Flightradar не приводит.

Самолет бизнес-авиации
Фото: ТАСС/Марина Лысцева

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев напомнил «Известиям», что для российских авиакомпаний, в том числе и операторов бизнес-джетов, полеты в недружественные страны невозможны из-за «закрытия неба» в прошлом году. А на полетах в страны, не поддерживающие санкции, новые ограничения не сильно скажутся, рейсы не прекратятся, уверен эксперт.

— Впрочем, могут обостриться проблемы при техобслуживании, если власти США смогут наладить строгий контроль за исполнением наложенных ограничений. Но не более того, — объяснил Олег Пантелеев возможный эффект от санкций.

Юрист адвокатского бюро Nektorov, Saveliev & Partners (NSP) Глеб Бойко добавил, что с момента введения санкций в феврале прошлого года (запрещают российским авиакомпаниям совершать любые полеты на самолетах американского производства) компетентный орган США в области экспортного контроля — Бюро промышленности и безопасности (BIS) — вместе с правоохранительными органами отслеживают нарушения этого запрета. Отсюда и возник список подсанкционных судов.

Самолет бизнес авиации во время посадки
Фото: Global Look Press/Edgar Breshchanov

— Например, в июне 2022 года Штаты запретили осуществлять любые операции, связанные с товарами двойного назначения, в том числе с самолетами и запчастями к ним, с тремя российскими авиакомпаниями — Nordwind, Pobeda и S7. Сделано это было в ответ на выявленные полеты на Boeing этих перевозчиков за границу. Аналогичные приказы позднее выносились и в отношении других российских и белорусских компаний, например Azur Air и Belavia, — объяснил юрист.

Кроме этого, при выявлении полетов за границу на подсанкционных воздушных судах американское законодательство наделяет органы США правом в судебном порядке конфисковать самолеты, как это уже произошло с джетами Романа Абрамовича.

Санкции, безусловно, создали проблемы перевозчикам с закупками запчастей — приходится покупать их исключительно из третьих стран. Но, видимо, рынок авиадеталей и техобслуживания самолетов большой и у США не хватает возможностей привлекать к ответственности (и исполнять эти решения) всех лиц, которые фактически нарушают правила экспортного контроля, — отметил Глеб Бойко.

Поэтому российские авиакомпании продолжают как летать за границу, так и обслуживать самолеты американского производства, заключил юрист.

Руководитель практики авиации и финансирования активов BGP Litigation Владислав Риков также напомнил, что теперь владельцам вновь внесенных в список самолетов потребуется обсуждать условия их обслуживания за границей с каждым провайдером в отдельности. Также теоретически некоторые аэропорты могут отказаться принять санкционный борт, даже в дружественных юрисдикциях (например, Дубай), считает эксперт.

Прямой эфир