Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Белогоровка в ЛНР
Мир
Супруга Ассанжа призвала США снять обвинения с журналиста
Армия
В Минобороны сообщили о продвижении группировки «Север» в Харьковской области
Мир
В Великобритании рабочие базы ядерных подлодок запланировали забастовку
Мир
Путин поблагодарил Си Цзиньпина за теплый прием в Китае
Мир
Польша отказалась принимать мигрантов по новому пакту Евросоюза
Мир
В Словакии после покушения на Фицо усилили службу полицейских патрулей
Происшествия
Силы ПВО уничтожили два реактивных снаряда и два БПЛА над Белгородской областью
Мир
Лавров на встрече с Ван И подтвердил приверженность РФ принципу «одного Китая»
Экономика
Цены на золото обновили исторический максимум после гибели Раиси
Экономика
ЦБ РФ запустил акцию «Монетная неделя» для обмена мелочи на купюры
Мир
Два человека погибли при нападении женщины с ножом в школе в Китае
Армия
Мантуров назвал сроки создания в РФ самого мощного в мире атомного ледокола
Мир
Прокурор МУС запросил ордер на арест премьер-министра Израиля Нетаньяху
Мир
Президент Болгарии назвал невозможной победу Украины над Россией
Мир
Суд Лондона дал Ассанжу возможность обжаловать решение о его экстрадиции в США
Общество
Вильфанд спрогнозировал до +27 градусов в Москве к выходным
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Один из самых обсуждаемых в профессиональной среде российских фильмов — «Капитан Волконогов бежал» — в 2021 году представлял Россию на Венецианском кинофестивале, получил приз за лучший сценарий на «Кинотавре» и значился в семи номинациях на «Золотом орле». Он вышел в Греции, на Тайване, в Эстонии, но не в России. Теперь копия попала к пиратам, а продюсер Валерий Федорович после этого анонсировал премьеру на «Кион». «Известия» объясняют, почему у фильма легендарный статус и зачем дожидаться его именно на большом экране.

Свой среди своих

2021 год для российского кино был невероятно продуктивным: оно, кажется, вообще никогда не было настолько востребовано во всем мире. Каннский фестиваль представил премьеры сразу нескольких отечественных картин, а одна из них, «Разжимая кулаки» Киры Коваленко, победила в престижной программе Канн «Особый взгляд», это второй по значимости конкурс.

В основном участвовали «Петровы в гриппе» и «Купе № 6» — последнее было сделано в копродукции с Россией, снято целиком здесь, и главную роль играл Юра Борисов. Потом были приз в Карловых Варах у «Нууччи». У «Герды», «Медеи» и «Ивана Денисовича» состоялись роскошные премьеры в Локарно, «Ничью» показали в Сан-Себастьяне, затем в Венецию отправились «Волконогов» и «Мама, я дома». На IDFA, главном документальном фестивале мира, фильмы русских режиссеров получили еще несколько крупных призов.

Кира Коваленко

Режиссер Кира Коваленко на 74-м Каннском кинофестивале

Фото: TASS/ZUMA/Panoramic

Индустрия была в эйфории, продюсеры не успевали получать предложения от зарубежных партнеров. Кантемир Балагов, тоже любимец Канн, снимал сериал «Одни из нас» (вышел в январе этого года), Netflix запускала в России проекты один за другим.

Если говорить о причинах, то тут были как очевидные (Россия раньше других стран разрешила снимать кино в пандемию, и мы вырвались вперед; многие продюсеры не стали отдавать фильмы на фестивали, дожидаясь полноценного восстановления индустрии), так и не вполне объяснимые. Просто вдруг сразу много талантливых людей выпустили талантливые картины, и эти картины были поняты и в России, и за ее пределами. Оказалось, что мы можем говорить на универсальном языке, сохраняя свою самобытность и не идя на творческие компромиссы.

Даже на фоне всех успехов российского кино «Капитан Волконогов бежал» резко выделялся — и прием у него был неоднозначный. В Венеции картину не оценили, она показалась слишком радикальной, зато авторитетные киноиздания мира единогласно поставили ей высший балл. На агрегаторе Rotten Tomatoes у «Волконогова» рейтинг 100%. На «Кинотавре» приз за сценарий воспринимался как утешительный, хотя показ произвел фурор: часть критиков категорически не приняла картину, а остальные назвали его лучшим киновысказыванием года. На «Золотом орле» ни одна номинация не увенчалась призом, здесь также не было согласия среди голосующих.

Но что самое грустное — фильм так и не вышел в российский прокат. Сначала он шел по фестивалям, потом случился февраль 2022-го, арт-кино перестало собирать деньги. Дистрибутор, «Централ Партнершип» (тот самый, который выпустил «Чебурашку» и многие другие суперхиты), сначала перенес релиз, а потом и вовсе отменил. И картина стала превращаться в легенду. Ее посмотрело всего несколько тысяч человек в стране — на фестивальных и клубных показах. Они-то потом всем рассказывали о фильме как об артефакте, и оставалось верить им только на слово. Дошло до смешного: «Волконогов» начал выходить в других странах, в том числе у соседей, а у нас его так никто и не выпустил.

Виктория Толстоганова кинотавр

Актриса Виктория Толстоганова с призом за лучший сценарий за фильм «Капитан Волконогов бежал» на закрытии 32-го российского кинофестиваля «Кинотавр»

Фото: ТАСС/Дмитрий Феоктистов

И вот теперь «пиратка» лежит в интернете, форумы переполнены отзывами, а Валерий Федорович у себя в Telegram заявил, что фильм выйдет онлайн на платформе «Кион». «Известия» направили туда запрос, но комментария не получили.

Прямо пойдешь — в ад попадешь

Сюжет фильма устроен как притча, поэтому исторический фон здесь условный — и все персонажи намеренно схематичны. Всё происходит в «альтернативной истории», это как бы 30-е годы ХХ века, но выглядят они так, словно фантазия авангардистов1920-х годов нашла свое полное воплощение в реальности.

Кадр из фильма «Капитан Волконогов бежал»

Кадр из фильма «Капитан Волконогов бежал»

Фото: Homeless Bob Production

Главный герой, Волконогов (конечно, его играет Юрий Борисов), служит в НКВД, его отдел занимается непосредственно репрессиями. Хватает людей по приходящим сверху спискам, кого-то сразу пускает в расход, кто-то доживает хотя бы до тюрьмы. НКВД тут тоже условное, офицеры ходят в стильных красных штанах, словно с модного подиума, в свободное время занимаются танцами и пением, а некоторые сцены с ними напрямую отсылают к опричникам в «Иване Грозном» Эйзенштейна.

Но потом весь отдел Волконогова тоже репрессируют. Всех его сослуживцев уничтожают, а самому Волконогову удается скрыться. В мистическом видении он узнает, что ему — прямая дорога в ад, как и всем, кто с ним служил. Но есть ниточка к спасению: вот ему список тех, кого лично он уничтожил, и теперь он должен пройти по близким этих мертвецов. Если кто-то из них его простит, то и ада не будет. Но времени мало: по пятам идет майор Головня (Тимофей Трибунцев), чья задача — предать Волконогова советскому правосудию.

Вот и весь сюжет. Следуя фольклорной структуре, Волконогов встречается по очереди с родственниками жертв, и все они его, естественно, посылают куда подальше. При этом сам Волконогов ни в чем особенно не раскаивается, его задача — избежать ада. Так что свои соболезнования он приносит неловко и механически: дескать, ошибка вышла, зря парня побеспокоили. И только к концу капитан начинает хоть что-то чувствовать, нас предсказуемо ведут финалу, в котором появляется величественная «Пьета», хотя развязка у «Волконогова» шокирующая, страшная.

Кадр из фильма «Капитан Волконогов бежал»

Кадр из фильма «Капитан Волконогов бежал»

Фото: Homeless Bob Production

Дело за малым

Фильм ругали за лобовые метафоры и искажение истории, за увлечение формальными находками в цвете, декорациях и костюмах, за избыточность «встреч» Волконогова с жертвами репрессий. За гротескную жестокость в кадре и слишком черный юмор. За Юру Борисова, который почему-то раздражает многих критиков, хотя не все из них могут сказать, чем именно. Даже теперь, когда фильм слили в Сеть, есть конспирологическая теория, что якобы сами продюсеры, желая форсировать выход фильма в стране, отдали копию пиратам. Так же говорили, когда «Левиафан» в начале 2015 года оказался на торрентах: будто бы это были намерения продюсера — сделать так, чтобы фильм точно увидели в России, хотя на самом деле премьеру просто придерживали до «Оскара», где картина была в номинантах.

Правду узнать сложно, но совершенно точно одно: «Волконогов» не предназначен для малого экрана. Там он не смотрится, потому что это действительно произведение во многом формалистское. Здесь важно рассмотреть весь богатейший художественный мир, целую вселенную, которую придумали режиссеры Алексей Чупов и Наташа Меркулова. Художник-постановщик здесь — Сергей Февралев, один из лучших российских профессионалов. Художник по костюмам — Надежда Васильева, тоже профессионал экстра-класса. Здесь цвет и свет выстроены так, чтобы играть не меньшую роль, чем каждый артист в кадре, да и музыка современной российской группы Shortparis дома звучит совсем не так, как в кинозале.

Кадр из фильма «Капитан Волконогов бежал»

Кадр из фильма «Капитан Волконогов бежал»

Фото: Homeless Bob Production

Дата российской кинопремьеры «Капитана Волконогова» до сих пор не объявлена. Но раз уж он бежал к зрителю так долго, лучше воздержаться от соблазна и дождаться показа на большом экране. Прошло полтора года, и сейчас ясно, насколько это серьезное произведение — и какого серьезного, вдумчивого просмотра оно требует. К счастью, для него не нужно специальных очков, как для «Аватара», и прокатное удостоверение выдано еще в сентябре 2021 года (согласно реестру Минкультуры). Дело за малым.

Прямой эфир