Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Белогоровка в ЛНР
Мир
WSJ признала отсталость войск НАТО
Армия
В Минобороны сообщили о продвижении группировки «Север» в Харьковской области
Общество
Песков заявил о создании Россией санитарной зоны для защиты городов от ударов ВСУ
Мир
Путин поблагодарил Си Цзиньпина за теплый прием в Китае
Мир
Польша отказалась принимать мигрантов по новому пакту Евросоюза
Мир
Москва отслеживает ситуацию с ядерными испытаниями США в Неваде
Мир
Лавров начал переговоры с главой МИД КНР Ван И в рамках СМИД ШОС
Мир
Лавров на встрече с Ван И подтвердил приверженность РФ принципу «одного Китая»
Экономика
Цены на золото обновили исторический максимум после гибели Раиси
Экономика
ЦБ РФ запустил акцию «Монетная неделя» для обмена мелочи на купюры
Экономика
Названы отрасли РФ с самой большой налоговой нагрузкой
Армия
Мантуров назвал сроки создания в РФ самого мощного в мире атомного ледокола
Армия
В Кремле прокомментировал сроки проведения учений с нестратегическим ЯО
Мир
Президент Болгарии назвал невозможной победу Украины над Россией
Мир
Суд Лондона дал Ассанжу возможность обжаловать решение о его экстрадиции в США
Армия
УФСБ России по ДНР перехватило 215 беспилотников ВСУ за прошедшую неделю

«Отказ по конкретной госпрограмме не означает, что помощь невозможна в принципе»

Зампредседателя правления Сбербанка Олег Ганеев — о поддержке клиентов в условиях эпидемии коронавируса
0
Фото: пресс-служба Сбербанка
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Для получения кредитных каникул по программе господдержки нужно доказать, что заработок заемщика упал более чем на 30%. Не у всех падение доходов достигает такой критической цифры. В ситуации, когда клиент соответствует не всем параметрам госпрограммы, банки предлагают свои программы реструктуризации задолженностей, а также другую помощь. В этом направлении работает и Сбербанк. О том, на что могут рассчитывать его клиенты, рассказал заместитель председателя правления Сбербанка Олег Ганеев.

— Олег Владимирович, сколько сотрудников Сбербанка в отделениях работало в разгар пандемии и сейчас?

— С 9 апреля почти все отделения работают в стандартном режиме, кроме офисов в торговых центрах, вузах и других учреждениях, затронутых ограничениями. По мере их открытия открываются и наши офисы.

Клиентопоток в апреле снизился по сравнению с мартом на 40%. Это было, если можно так выразиться, осознанное снижение: мы настоятельно рекомендовали клиентам — и физическим, и юридическим лицам — посещать наши отделения только в случае крайней необходимости, чтобы минимизировать вероятность заражения. Мы просили использовать дистанционные каналы обслуживания, благо сейчас онлайн можно выполнять почти все наиболее распространенные операции с финансами, за исключением снятия и внесения наличных.

Мы увидели существенный рост использования наших онлайн-сервисов во время самоизоляции, но гипотеза о том, что люди не вернутся в отделения после снятия ограничений, не подтвердилась. Клиентопоток в офисах постепенно восстанавливается: в мае снижение по сравнению с мартом составило 30%, в июне — 13,7%.

— За какими услугами клиенты в основном обращались в офисы в этот период?

— Это по-прежнему платежи, снятие наличных, операции по картам и вкладам. Пандемия здесь ничего не изменила.

Чтобы свести к минимуму время нахождения клиентов в офисах, еще в марте мы изменили технологию обслуживания клиентов в ВСП, сконцентрировавшись на скорости обслуживания и удовлетворении базовых потребностей людей. С 1 июля банк вернулся к стандартной модели обслуживания.

При этом наши сотрудники продолжают использовать средства защиты (маски и лицевые защитные экраны, перчатки, антисептики и дезинфицирующие салфетки) и соблюдать меры сдерживания коронавируса. В 6 тыс. офисов установлены диспенсеры с дезинфицирующими средствами для клиентов.

— Во время самоизоляции многие люди потеряли работу, бизнесы простаивали и не генерировали выручку. Какая помощь клиентам была со стороны банка, какие есть программы поддержки?

— У нас действуют четыре программы поддержки заемщиков, финансовое положение которых ухудшилось. Это кредитные каникулы от Сбербанка для пострадавших от коронавируса, реструктуризация кредитов с отсрочкой до двух лет, отсрочка по кредитам по 106-ФЗ и ипотечные каникулы по 353-ФЗ. Ознакомиться с ними можно на сайте банка. Первая и вторая программы — наши собственные разработки, третья и четвертая — государственные программы, которые мы поддерживаем.

Для госпрограмм важно четкое соответствие условиям закона. В первом случае это конкретный перечень жизненных ситуаций, сумма кредита, признак единственного жилья, являющегося залогом по кредиту, и прочее. Важно и то, что ипотечные каникулы по закону № 353-ФЗ даются только однократно в период действия кредитного договора. Во втором случае (по закону № 106-ФЗ) необходимо соблюдение условий закона по сумме и дате выдачи кредита, а также снижению дохода.

— Закон об ипотечных каникулах вступил в силу год назад. Как вы считаете, какое влияние он оказал на рынок в текущей ситуации? Насколько он был полезен для граждан, учитывая масштабные кризисные явление, вызванные пандемией?

— Если говорить об ипотечных каникулах в отрыве от пандемии, то с момента вступления закона в силу, банк получил около 18 тыс. заявок. На фоне пандемии это совсем немного. Но для отдельной категории заемщиков этот продукт важен, тем более действующий теперь на постоянной основе, а не ситуационно.

— Сколько клиентов, которые уже не могут выплачивать кредиты в полном объеме, обратились за помощью?

— С конца марта мы одобрили 241 тыс. заявок на урегулирование задолженности на общую сумму 141 млрд рублей. Пик пришелся на апрель, с мая мы фиксируем постепенное снижение. Из них по государственной программе кредитных каникул (106-ФЗ) одобрена 61 тыс. кредитов на 20 млрд рублей, по собственным программам реструктуризации — 179 тыс. кредитов на 121 млрд рублей.

Наибольшее количество заявок на урегулирование мы получили по потребительским кредитам — 452 тыс. на 146 млрд, из них 42 тыс. на 6,5 млрд рублей — по госпрограмме.

— По каким причинам банк отказывает клиенту в удовлетворении заявки?

— Основная причина отказа — несоответствие условиям закона. Важно понимать, что любая программа поддержки, любые «каникулы» — предложенные федеральным законом или конкретным банком — не «кредитный отпуск», который можно взять, когда захочется. Программы доступны только тем, кто оказался в сложной ситуации, не в состоянии выплачивать кредит и может это подтвердить документально.

— Если заемщик попал в сложную финансовую ситуацию, какие решения ему может предложить банк?

— У нас всегда действовали программы реструктуризации — банк заинтересован в поддержке заемщиков, у которых возникли временные финансовые сложности. По этой программе можно изменить условия кредитного договора на срок до двух лет. В этом году в период пандемии и с учетом ее влияния на заемщиков появились новые программы. Например, кредитные каникулы от Сбербанка, по которым можно получить отсрочку по кредиту, если клиент пострадал от коронавируса.

По 106-ФЗ важно помнить, что при оформлении кредитных каникул обязательно предоставление документов, подтверждающих право на них. Если их нет, льготный период будет отменен, образуется длительная просроченная задолженность, а за весь срок кредитных каникул будут начислены штрафы и пени. Это негативно повлияет на кредитную историю заемщика. Уже сегодня мы видим, что не все клиенты могут предоставить документы, подтверждающие снижение их доходов более чем на 30%. С ними мы обсуждаем возможность реструктуризации по программам банка. Кроме того, отказ по конкретной госпрограмме не означает, что помощь невозможна в принципе. Почти всегда мы можем найти возможность поддержать клиента нашей программой реструктуризации — еще раз подчеркну, что это вопрос диалога клиента и банка. Но важно понимать, что нужны будут подтверждения или документы, и если их не будет, то, к сожалению, банк не сможет подтвердить программу.

В наших интересах — помогать людям, столкнувшимся с финансовыми трудностями, тем более если это произошло не по их вине. Грамотная работа на этом направлении позволяет сберегать самое ценное — клиентов, которые, благодаря снижению кредитной нагрузки или ее отсрочке, снова становятся на ноги, возвращаются в график платежей и продолжают пользоваться некредитными продуктами банка. Если банк идет навстречу, а клиент делает всё возможное для улучшения своего материального положения, реструктуризация кредита становится лучшим решением для обеих сторон. И какой бы сложной ни была ситуация, мы стараемся к этому решению прийти вместе с клиентом.

Прямой эфир