Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Мариуполе развернули 100-метровый флаг России к двухлетию освобождения города
Армия
Система ПВО сбила еще шесть украинских беспилотников над Белгородской областью
Армия
В Минобороны сообщили о продвижении группировки «Север» в Харьковской области
Мир
Путин поблагодарил Си Цзиньпина за теплый прием в Китае
Мир
Польша отказалась принимать мигрантов по новому пакту Евросоюза
Спорт
Костя Цзю предрек попытку боксера Дацика сразу же одолеть Тернера в бою
Мир
В Словакии после покушения на Фицо усилили службу полицейских патрулей
Мир
Небензя назвал условия для мирного урегулирования украинского конфликта
Мир
Лавров на встрече с Ван И подтвердил приверженность РФ принципу «одного Китая»
Экономика
Цены на золото обновили исторический максимум после гибели Раиси
Общество
В Курской области из-за заморозков ввели режим ЧС
Политика
Путин освободил Александру Левицкую от должности своего советника
Армия
Мантуров назвал сроки создания в РФ самого мощного в мире атомного ледокола
Мир
Прокурор МУС запросил ордер на арест премьер-министра Израиля Нетаньяху
Общество
Вильфанд спрогнозировал до +27 градусов в Москве к выходным
Мир
Сотни жителей Тегерана вышли на улицы для участия в траурном митинге
Авто
Продажи Tank 700 начнутся в России в середине осени

Осенний марафон

В "фокусе" трасса М11 из Москвы в Санкт-Петербург — один из главных инфраструктурных проектов в новейшей истории России — заработает в полную силу в сентябре. Общая протяженность автомобильной дороги — 684 километра.
0
Фото: «Автомобиль года в России»
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

ДОРОГА В ЦИФРАХ

Начиная от Москвы, трасса проходит по Московской (90 км), Тверской (253 км), Новгородской (233 км) и Ленинградской областях (75 км) до Санкт-Петербурга. Трасса проложена в обход крупных населенных пунктов, в их числе Химки, Зеленоград, Солнечногорск, Клин, Тверь, Торжок, Вышний Волочек, Бологое, Валдай, Угловка, Окуловка, Крестцы, Великий Новгород, Чудово, Тосно.

Общая протяженность платных участков новой трассы составит 606,8 км. Прогнозы показывают, что уже в первые месяцы интенсивность движения приблизится к 7 тыс. грузовых и 2 тыс. легковых автомобилей в сутки. Ожидается, что плата за проезд от Москвы до Санкт-Петербурга на легковой машине обойдется примерно в 2 тыс. рублей без учета скидок по транспондерам, участия в программах лояльности или абонементов.

Строительство магистрали М11 велось в несколько этапов, каждый из которых стал отдельным инвестиционным проектом. Изначально было задумано, что автомобилисты смогут пользоваться трассой не только целиком, но и на отдельных участках. Поэтому маршрут М11 был проложен практически параллельно трассе М10 «Россия», а на 58-м, 149-м, 208-м, 258-м, 334-м и 543-м км предусмотрели многоуровневые развязки, позволяющие при необходимости переезжать с одной трассы на другую. При этом старая автодорога М10 продолжит функционировать и развиваться в своем прежнем формате.

ХИМКИ — СОЛНЕЧНОГОРСК

Первым в графике строительства стал участок в обход Химок — он располагается в Химкинском и Солнечногорском районах Московской области с 15-го по 58-й км. Этот отрезок стал наиболее дорогостоящим и сложным. Например, только общественные обсуждения проекта с целью выбора взаимоприемлемого маршрута и последующее проведение различных экспертиз заняли около трех лет.

Впервые в отечественной практике здесь был применен механизм государственно-частного партнерства в форме концессионного соглашения. Этот способ при строительстве инфраструктурных объектов позволяет привлекать частные инвестиции и замещать ими часть бюджетных расходов.

Соглашение было подписано между Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта России и ООО «Северо-Западная концессионная компания» в 2009 году, а строительство стартовало в 2011 году.

23 декабря 2014 года первый участок будущей автодороги М11 открылся для движения транспорта в тестовом бесплатном режиме.

Участок с 15-го по 58-й км относится к магистралям высшей категории 1А. На всем протяжении его проезжая часть включает от 4 до 10 полос для движения в оба направления с разделителем шириной 3,7 м. При строительстве дороги впервые в России применили европейские инновационные технологии и материалы. Строители возвели 39 мостов и путепроводов — в том числе трехпролетный мост через Канал имени Москвы длиной 334 м, две многоуровневые развязки, три подземных перехода, один путепровод через железную дорогу и пять переходов для животных.

В платном режиме участок с 15-го по 58-й км заработал 23 ноября 2015 года. На трассе открыли пункты взимания платы с выделенными полосами для безостановочного движения автомобилей, оборудованных электронными транспондерами T-Pass, — они считаются наиболее удобным средством расчетов. Остальные полосы предусматривают оплату проезда наличными деньгами или банковскими картами. На трассе также работает многофункциональный центр обслуживания клиентов, где можно приобрести транспондер, заключить договор на его подключение и открыть лицевой счет для оплаты.

Для отдыха здесь предусмотрены обустроенные площадки с удобными подъездами и достаточным количеством парковочных мест, предназначенных как для легковых, так и для грузовых автомобилей. Архитектурно-ландшафтное оформление проекта, включая элементы придорожной инфраструктуры, выдержано в едином стиле. На данный момент на участке максимальная скорость движения ограничена 110 км/ч, но в ближайшей перспективе лимит будет поднят до 130 км/ч.

ОБХОД ВЫШНЕГО ВОЛОЧКА

Немногим ранее ‒ 28 ноября 2014 года — для движения транспорта был открыт участок с 258-го по 334-й км в обход Вышнего Волочка, причем строившая его компания ОАО «Мостотрест» опередила график работ на 7 месяцев. Этот сложнейший объект включает 54 искусственных сооружения: 38 путепроводов, 14 мостов и 2 эстакады. Здесь было установлено 2 тыс. мачт светодиодного освещения, размещено 38 очистных сооружений, обустроено 19 зверопроходов для миграций животных.

При строительстве дороги применялись самые современные технологии — например, целый ряд ее элементов выполнен из композитных материалов.

СОЛНЕЧНОГОРСК И КЛИН

В период с декабря 2017 года по сентябрь 2018-го в эксплуатацию были сданы отрезок с 58-го по 97-й км в обход городов Солнечногорск и Клин, сегмент с 208-го по 258-й км в обход Торжка и самый протяженный участок ‒ с 334-го по 543-й км ‒ в Тверской и Новгородской областях, на котором одних только мостовых соединений было построено 105 единиц. Все перечисленные отрезки автодороги М11 относятся к категории 1А, имеют по 4 полосы и проходят далеко за пределами населенных пунктов.

ПОСЛЕДНИЙ ШАГ

По состоянию на весну 2019 года строительство еще двух участков — с 97-го по 149-й км и с 543-го по 684-й км — близится к завершению, которое запланировано на сентябрь.

Остается еще один обход Твери (со 149-го по 208-й км), однако он относится уже к следующей, финальной очереди строительства автодороги М11. На этом отрезке транспорт в ближайшее время по-прежнему будет двигаться по бесплатной трассе М10, которая, кстати, недавнобыла реконструирована. В настоящее время внимание государственной компании «Автодор» также сосредоточено на развитии объектов дорожного сервиса на данном отрезке. Предварительный проект предусматривает оборудование 64 площадок отдыха и 13 многофункциональных зон, на территории которых будут располагаться мотели, станции технического обслуживания, АЗС, спортивные площадки, магазины и кафе.

НА СТРАЖЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Отдельной задачей перед «Автодором» стоит обеспечение безопасности для всех пользователей своих трасс. Госкомпания преследует те же цели, что и глобальный национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

В числе основных задач — снижение смертности в результате ДТП в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тыс. населения. К 2030 году намечено приблизиться к нулевому значению.

«За безопасность на трассе отвечает централизованная информационная система контроля и управления движением. Она занимается обработкой данных в режиме реального времени, что позволяет прогнозировать события: в числе функций этой системы есть даже автоматическое распознавание ДТП», — рассказали в «Автодоре».

Чтобы вовремя оповещать автомобилистов об опасности, в диспетчерской службе круглосуточно следят за погодой. При ее ухудшении на электронных табло тут же загорятся предупреждения для водителей, а максимальный предел скорости будет временно понижен. Также на трассах постоянно дежурят экипажи аварийных комиссаров. Они помогут при поломке, а их машина с яркой раскраской и проблесковыми маячками вовремя предупредит о потенциальной опасности других участников движения.

Кстати, кому-то может показаться странным, но с ростом средней и максимально разрешенной скорости движения уровень безопасности на дороге растет. Разумеется, это справедливо только для новых трасс, построенных с учетом современных требований к организации движения и инфраструктуре.

«Автодор» доказал этот тезис собственным примером. Так, в 2013 году ограничение 130 км/ч появилось на трех отрезках платной магистрали М4 «Дон». Год спустя количество аварий с тяжелыми последствиями на них снизилось на четверть. Теперь знаки «130» на реконструированных и построенных с нуля дорогах встречаются все чаще.

ГДЕ ЗАПРАВИТЬСЯ

На действующих участках М11 Москва — Санкт-Петербург с интервалами около 80 километров установлены АЗС контейнерного типа. Они работают круглосуточно и позволяют заправлять автомобили 95-м бензином и дизельным топливом. Контейнерные заправки — это временное решение для экстренных случаев.

В начале августа этого года на 423-м км трассы М11 появятся еще две многофункциональные зоны. Они будут обустроены также с левой и с правой стороны от дороги, чтобы у автомобилистов, которые едут из Москвы в Санкт-Петербург и в обратном направлении, была возможность заправиться на этом отрезке трассы. Сейчас идут работы по строительству двух МФЗ на 665-м км по обе стороны. Их планируют открыть в четвертом квартале текущего года. В конце года заработают еще две МФЗ на 477-м км трассы в обоих направлениях.

Дорога будет обустраиваться и дальше. В 2020 году планируется открыть новые МФЗ на 63-м км в сторону Петербурга, на 74-м по направлению в Москву, на 123-м км, 313-м км в обратной стороне движения от Москвы к Санкт-Петербургу, на 327-м — в прямом направлении и на 542-м км в обоих направлениях. Здесь автомобилисты смогут не только заправить машину, но и перекусить, купить необходимые в дороге продукты и товары.

КАК ЭКОНОМИТЬ НА ПРОЕЗДЕ ПО ПЛАТНЫМ ТРАССАМ

Сейчас «Автодор» помимо М11 оперирует на платных участках М3 и М4. Для оплаты проезда на них установлены кассы со шлагбаумами, а все транспортные средства поделены на четыре класса в зависимости от габаритов и количества осей. От этого и зависит стоимость проезда. Категория машины определяется автоматически с помощью датчиков: когда водитель останавливается перед окошком кассира, он уже видит на экране сумму. Оплата принимается как наличными, так и банковскими картами Visa, MasterCard и «МИР».

«Тарифы „Автодора“ сформированы таким образом, чтобы проезд оказался по карману максимальному количеству автомобилистов. Самый простой и очевидный способ сэкономить — купить транспондер T-Pass. По нему предоставляется скидка до 50% от базовых тарифов, а при проезде через ПВП не нужно останавливаться, достаточно снизить скорость до 30 км/ч — и шлагбаум откроется автоматически», — рассказывают в госкомпании.

Стоимость устройства составляет от 1 тыс. рублей, а в период действия акций (как, например, в декабре 2018 года) цена может снижаться вдвое. Если вы пользуетесь платными дорогами редко, транспондер можно взять в аренду. Приобретя транспондер, логично сделать следующий шаг и вступить в программу лояльности «Автодора». Она обеспечивает дополнительную скидку при использовании T-Pass в размере от 3 до 10%. За каждый проезд через ПВП владельцу устройства начисляются бонусные баллы.

В любой момент водитель может обменять их на скидку, действующую в течение одного месяца (календарного или выбранного водителем периода). Стоимость трехпроцентной выгоды составляет 500 баллов, максимальной десятипроцентной — 4 тыс.

На трассе М4 «Дон» дополнительно работает программа абонементов для постоянных клиентов. Она придумана для местных жителей и дачников на транспортных средствах первой и второй категорий (мотоциклы, легковые автомобили, легкие грузовики), пользующихся платным участком с 21-го по 211-й км шоссе в Московской и Тульской областях.

Абонементы содержат 5, 15, 30 и 50 поездок. Первые действуют 30 дней, все остальные — 90. «Проездной» записывается на электронный транспондер T-Pass, а его стоимость списывается с лицевого счета клиента. Стоит абонемент от 180 до 4400 рублей. При этом на отрезке 21‒211-й км магистрали расположены три ПВП. Водителям, которые регулярно проезжают его целиком, проездной необходимо покупать для каждого из них по отдельности.

Всю необходимую информацию о действующих тарифах, в также порядке приобретения и пользования транспондерами T-Pass можно найти на официальном сайте www.avtodor-tr.ru. А партнерский сайт www.tpass.me предлагает удобный калькулятор расчета стоимости поездки по нужному маршруту.

ЧТО ДАЛЬШЕ

За десять лет протяженность дорог в ведении «Автодора» увеличилась с 1996,9 до 3196,1 км, протяженность платных участков — с 52,4 до 1070,9 км. Инвестиционная программа «Автодора» до 2021 года предусматривает финансирование в объеме 1421 млрд рублей, в том числе 441 млрд внебюджетных инвестиций. Протяженность дорог в доверительном управлении вырастет до 3800 км, будет построено 1226 км автодорог, введено в эксплуатацию 1788 км платных участков. Ожидаемая протяженность дорог в доверительном управлении «Автодора» к 2030 году составит 12 тыс. км. В ближайшей повестке стоит реализация транспортного коридора «Европа — Западный Китай» (ЕЗК). В рамках него будет построена скоростная трасса Москва — Нижний Новгород — Казань протяженностью 729 км, увеличится доля работающих без перегрузки дорог на маршруте ЕЗК — с 26,9 до 67%. Поставлена задача сократить время поездки от Москвы до Казани на машине с нынешних 12 до 6,5 часа.

Прямой эфир