Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Мариуполе развернули 100-метровый флаг России к двухлетию освобождения города
Мир
Супруга Ассанжа призвала США снять обвинения с журналиста
Армия
В Минобороны сообщили о продвижении группировки «Север» в Харьковской области
Мир
В Дели температура воздуха приблизилась к +48 градусам
Мир
Путин поблагодарил Си Цзиньпина за теплый прием в Китае
Мир
Польша отказалась принимать мигрантов по новому пакту Евросоюза
Мир
В Словакии после покушения на Фицо усилили службу полицейских патрулей
Происшествия
Силы ПВО уничтожили два реактивных снаряда и два БПЛА над Белгородской областью
Мир
Лавров на встрече с Ван И подтвердил приверженность РФ принципу «одного Китая»
Экономика
Цены на золото обновили исторический максимум после гибели Раиси
Экономика
ЦБ РФ запустил акцию «Монетная неделя» для обмена мелочи на купюры
Мир
Два человека погибли при нападении женщины с ножом в школе в Китае
Армия
Мантуров назвал сроки создания в РФ самого мощного в мире атомного ледокола
Мир
Прокурор МУС запросил ордер на арест премьер-министра Израиля Нетаньяху
Мир
В СБ ООН почтили минутой молчания память погибших при крушении вертолета Раиси
Мир
Суд Лондона дал Ассанжу возможность обжаловать решение о его экстрадиции в США
Общество
Вильфанд спрогнозировал до +27 градусов в Москве к выходным

Поколение Z: банки, которые играют в игры

Новым клиентам финансовых организаций нужны цифровизация, геймификация и человеческое общение
0
Фото: Представители поколения Z привыкли получать информацию через цифровые каналы и не представляют жизни без интернета | ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Поколение Z пришло на смену поколению X. Для России это те, кто родился в начале 2000-х. «Зеты» — это люди, пережившие несколько экономических кризисов, но не заставшие разруху 90-х. Они осторожны, не любят рисковать и живут здесь и сейчас. Они потребляют информацию быстро и много, не терпят официоз и канцелярит. И они уже выходят на рынок — образования, труда и финансовых услуг. Первые два достаточно инертны, а вот третий в борьбе за нового клиента быстро меняется. Но на что должен пойти банк, чтобы заполучить «зетов»? Ведь они не отличаются постоянством, а достучаться до них с помощью классической рекламы невозможно. Поэтому в итоге нас ждет цифровизация, геймификация и лайфстайл-продукты на все случаи жизни, считают эксперты.

Поколение аренды, шеринга и фриланса

Отношение «зетов» к финансам отличается от отношения их родителей: они склонны к потреблению, не любят копить и если и возьмут кредит, то небольшой, чтобы не обременять себя лишними обязательствами. И это не безответственность, а влияние условий, в которых выросли эти люди.

Их взросление пришлось на период затяжного кризиса, бесконечных рецессий и проблем с долгами, говорит гендиректор «Сравни.ру» Сергей Леонидов. «Зеты» выросли с фактом развала Советского Союза, слышали от родителей о дефолте 1998 года и застали кризис 2008-го, пояснила заместитель главного управляющего директора Совкомбанка Анна Камбулова. Это осторожные люди с крепким пониманием того, что стабильность может быть очень и очень относительной. И если такой человек приходит открывать вклад или брать кредит, то на небольшие суммы, отметила она.

«Зеты» ориентируются на сиюминутный доход, и у них короткий горизонт планирования: они живут здесь и сейчас, отмечает директор по маркетингу «БКС Брокер» Елена Преподобная. В отличие от своих родителей, «зеты» не относятся к работе как к смыслу жизни — им нужно больше удовольствия и меньше стресса, считает Анна Камбулова.

Но главное — они сразу оказались в мире интернета и смартфонов, и теперь совершенно иначе получают информацию. «Зетов» довольно сложно привлечь классической рекламой, полагает директор по маркетингу Рокетбанка Василий Хозяинов. Они предпочитают общаться в мессенджерах, а не говорить по телефону.

— Еще сложнее удержать внимание такого клиента, — поясняет Елена Преподобная. — Средний период концентрации внимания на объекте составляет 10 секунд.

В результате мы получаем поколение аренды, шеринга и фриланса, говорит Анна Камбулова. Легких на подъем, свободных, готовых просто жить и учиться, но при этом осознающих важность личного капитала людей. О том, что им понадобится в будущем, банки и финкомпании задумались уже сейчас.

Коробочка с кредитом

Миллениалы запустили процесс цифровизации, но чтобы выжить в мире «зетов», придется практически уйти в диджитал. Технологичность, быстрота и доступность в любой точке мира — три кита, на которых будут строиться отношения банка и клиента. Он станет не просто продавцом расчетно-кассовых услуг, а универсальной платформой в режиме «одного окна», которая соберет все, что важно для клиента, полагает первый зампред Локо-банка Ирина Григорьева.

На этот вызов финансовый мир уже ответил сбором биометрии и удаленной идентификацией. Можно предположить, что отделений банков будет все меньше, а значение мобильных банковских приложений продолжит расти.

Тенденция очевидна уже сейчас. По оценке Сбербанка, в категории клиентов от 14 до 21 года мобильным приложением пользуются 70%, в массовом сегменте только 50%, сказала директор дивизиона «Особенные решения» розничного блока Сбербанка Александра Алтухова.

В результате вырастет объем трансграничных услуг — «зеты» хотят работать из любой точки земли. Порог для входа в сложные финансовые инструменты снизится, и банки займутся геймификацией процессов, считает гендиректор банка «Сфера» Дмитрий Костенко. Важно помнить: поколение Z не любит пассивы и вместо покупки машины или квартиры предпочитает аренду. Это означает появление универсальных лайфстайл-продуктов по модели подписки, полагает Дмитрий Костенко. Например, не ипотека, кредит и лизинг, а готовый пакет «машина+квартира+обновление гардероба» за 10 тыс. руб­лей в месяц.

А вот спрос на кредитные карты с высокой процентной ставкой может упасть, отметил Сергей Леонидов. Проведенные в США исследования показали, что новое поколение очень негативно относится к кредитам: они наблюдали, как их родителям приходилось тяжело гасить свои многочисленные займы, и не хотят повторять этот путь. В России закредитованность населения выросла за последние 10 лет, и нашему поколению Z, вероятно, тоже предстоит переосмыслить финансовый опыт, полученный их родителями.

Что в голосе тебе моем?

Поколение Z не любит общаться по телефону: их выбор голосовые сообщения, а еще лучше чат-бот. Еще несколько лет назад приложение банка с чатом было большой редкостью, сейчас оно есть почти у всех. Скорее всего, банки заменят персонал колл-центров роботами, считает Дмитрий Костенко.

Но скучный чат-бот никому не нужен: первые же решения в этой сфере получили элементы геймификации, то есть игры. Например, чат со стикерами от Рокетбанка или «СберКот». Советами «СберКота» за последние полгода пользовались 58% молодежи, 86% сочли его информацию полезной.

Например, «зеты» не любят птичий язык, отметил Дмитрий Костенко. Новое поколение не готово общаться канцеляритом и подписывать договоры со звездочками. Очень скоро финансовые учреждения будут писать нам не «Добрый день, Иван Иванович», а «привет Ваня!», полагает эксперт.

Пусть меня научат

Игры с «зетами» нужны не только для советов: до них невозможно достучаться с помощью классической рекламы, и общение неизбежно выходит на другой уровень. Большую часть времени они проводят в интернете, поглощая контент тоннами, пояснил Василий Хозяинов. Чтобы привлечь их внимание и рассказать о своих услугах, бренд должен либо создать собственный контент, либо интегрироваться в популярный сторонний, например к блогеру, говорит эксперт.

Если контент интересный, им охотно делятся в соцсетях. «Зет» охотнее поделится с друзьями ссылкой на интересную игру, чем на выгодные банковские условия, считает Василий Хозяинов. Но с помощью игр можно не только вовлечь в продукт, но и обучить. Проблема финансовой грамотности в России стоит все еще очень остро.

«Зеты» готовы активно обучаться, говорит Елена Преподобная. Почти каждый пятый обучающийся онлайн-трейдингу на специальной платформе моложе 21 года, отметила она. Среди них популярны различные видеоуроки, «зеты» активно общаются с консультантами в чате. Но удержать внимание такого клиента крайне сложно. По словам Елены Преподобной, средний период концентрации на объекте у «зетов» составляет до 10 секунд. А значит, нужно уметь рассказать о продукте быстро, сжато и максимально доступным языком.

Что мы будем делать?

91% клиентов от 14 до 21 года имеет банковскую карту, отметила Александ­ра Алтухова. Большинство российских банков признают — «зеты» другие. И подход к ним нужно искать уже сейчас.

Как минимум четыре кредитные организации запустили отдельные банковские приложения для детей: это Сбербанк, Райффайзенбанк, Тинькофф Банк и Почта-банк, говорит Сергей Леонидов. Совкомбанк работает над продуктами следующего поколения, например, предлагая карту рассрочки, отметила Анна Камбулова.

Но все без исключения ставят на высокие технологии. «Зеты» не пойдут в отделение, и, если банк не предоставит услугу онлайн, тем хуже для банка — клиент уйдет к тем, кто выполнит это условие. Уже сейчас физических отделений на карте становится все меньше, а пользователей банковских приложений все больше.

Но «зеты» могут изменить финансовый мир еще сильнее: очень скоро они составят большинство, и тогда начнется совсем другая конкуренция. В мире, где чат-бот обратится к вам простым человеческим языком, а информация распространяется легко, но стоит дорого, останется цифровизироваться или уйти, уступив место глобальным финансовым супермаркетам с коробочными продуктами на любой вкус и кошелек.

Прямой эфир