Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Мариуполе развернули 100-метровый флаг России к двухлетию освобождения города
Мир
Супруга Ассанжа призвала США снять обвинения с журналиста
Армия
В Минобороны сообщили о продвижении группировки «Север» в Харьковской области
Мир
В Дели температура воздуха приблизилась к +48 градусам
Мир
Путин поблагодарил Си Цзиньпина за теплый прием в Китае
Мир
Польша отказалась принимать мигрантов по новому пакту Евросоюза
Мир
В Словакии после покушения на Фицо усилили службу полицейских патрулей
Происшествия
Силы ПВО уничтожили два реактивных снаряда и два БПЛА над Белгородской областью
Мир
Лавров на встрече с Ван И подтвердил приверженность РФ принципу «одного Китая»
Экономика
Цены на золото обновили исторический максимум после гибели Раиси
Экономика
ЦБ РФ запустил акцию «Монетная неделя» для обмена мелочи на купюры
Мир
Два человека погибли при нападении женщины с ножом в школе в Китае
Армия
Мантуров назвал сроки создания в РФ самого мощного в мире атомного ледокола
Мир
Прокурор МУС запросил ордер на арест премьер-министра Израиля Нетаньяху
Мир
В СБ ООН почтили минутой молчания память погибших при крушении вертолета Раиси
Мир
Суд Лондона дал Ассанжу возможность обжаловать решение о его экстрадиции в США
Общество
Вильфанд спрогнозировал до +27 градусов в Москве к выходным

Студентам меняют курс

Цифровая экономика требует новых знаний
0
Фото: предоставлено пресс-службой «Россетей»
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Один из главных трендов мировой экономики — гибкость, способность быстро меняться в зависимости от требований рынка. Внедрение инновационных цифровых технологий, обеспечивающих конкурентоспособность бизнеса, невозможно без переобучения работников компании, формирования у них навыков работы в принципиально новых условиях. На форуме в Сочи новой кадровой политике была посвящена отдельная дискуссия. О главных вопросах, обсуждавшихся в ее ходе, «Известиям» рассказала заместитель генерального директора, руководитель аппарата компании «Россети» Ольга Сергеева.

Цифровая экономика меняет потребности предприятий в специалистах. Становятся востребованы новые знания и умения. Как изменится спрос на профессии в энергетике по мере цифровизации этой отрасли?

С заменой на объектах электрических сетей морально и физически устаревшего аналогового оборудования на цифровое сменятся и требования к профессиональной квалификации и навыкам. Если в электромеханических устройствах надо было очищать контакты, то в электронных — настраивать программное обеспечение. Для цифровой энергетики ключевым является термин «удаленное» — удаленная диагностика, удаленный мониторинг, удаленное обслуживание. Соответственно, сложно будет называть профессию работника, который удаленно контролирует работу интеллектуальных приборов учета, электромонтером — это скорее оператор.

 

Где взять таких специалистов? Ведь учебные заведения по-прежнему готовят студентов по традиционным программам, которые много лет не менялись?

Требуется модернизация образовательных программ заведений высшего и среднего профессионального образования с точки зрения практикоориентированности, применения гибких технологий обучения, обеспечивающих быструю актуализацию учебных материалов. Важно, что преподаватели кроме теории должны уметь научить студента практической работе с современным оборудованием, которого, кстати, может и не быть в образовательных организациях. Поэтому актуальными станут программы дуального обучения, когда теория изучается в образовательной организации, а практику студенты проходят в компании под руководством наставников — наиболее опытных и подготовленных работников компании.

В качестве системных мер требуется доработка профессиональных стандартов по ключевым для электросетевого комплекса компетенциям, в том числе в части квалификационных требований к персоналу, а также образовательных стандартов по направлению «Электроэнергетика и электротехника».

В «Россетях» распространена практика наставничества: при взаимодействии с образовательными организациями — в рамках дуального обучения, при проведении практик в компании, в работе студенческих отрядов, при выполнении студентами исследовательских и выпускных квалификационных работ; в ходе рабочего процесса — при проведении чемпионатов профессионального мастерства, обеспечении профессионального развития членов кадровых резервов. Кстати, практика наставничества в рамках движения Worldskills в отношении молодых работников и студентов организаций среднего профессионального образования была включена в топ-20 лучших практик наставничества в России по результатам первого всероссийского конкурса «Лучшие практики наставничества».

Также компания поддерживает мероприятия по профориентации школьников, направленные на популяризацию технических специальностей, занимается отбором и развитием талантливых детей, сопровождает реализации их инициатив, курирует поступление и обучение в вузах и ссузах по направлению «Электроэнергетика и электротехника» с последующим трудоустройством в компании электросетевого комплекса.

Автор цитаты

ТРЕБУЕТСЯ ДОРАБОТКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПО КЛЮЧЕВЫМ ДЛЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО КОМПЛЕКСА КОМПЕТЕНЦИЯМ

«Россети» в партнерстве с образовательным центром «Сириус» проводят специализированную смену, куда отбирают школьников по всей стране. В прошлом году в школах Красноярска и Санкт-Петербурга реализованы пилотные проекты по созданию энергоклассов. В этом году опыт распространяется на все регионы присутствия «Россетей».

Мы, как работодатель, и наши партнеры — образовательные организации и государственные институты, регулирующие сферу трудовых отношений, понимаем необходимость трансформации действующей системы. Конечно, определенным риском может быть недостаточная точность долгосрочного прогнозирования, ведь будущее может развиваться по разным сценариям, и попытки его предсказания могут быть ошибочны. Мы можем недостаточно точно определить потребности в новых профессиях или в количестве необходимых специалистов. Но поскольку «Россети» активно взаимодействуют с ведущими иностранными энергокомпаниями и отраслевыми экспертами, имеющими опыт внедрения цифровых технологий, а также участниками системы кадрового обеспечения, данный риск является контролируемым. Кроме того, нам представляется более правильным не прогнозирование конкретных профессий, а формирование набора навыков, освоив которые работники смогут успешно выполнять новые задачи.

 

Компании требуются новые профессии и работники. А образовательные учреждения готовы к таким изменениям?

Все ключевые участники процесса кадрового обеспечения цифровой электроэнергетики не только готовы менять подходы, но и уже реализуют комплекс мер, направленных на своевременное обеспечение компаний кадрами необходимой квалификации. В ежегодные комплексные планы взаимодействия с образовательными организациями включаются важные мероприятия по актуализации действующих и разработке новых образовательных программ с учетом цифровой тематики как для студентов, так и для работников компаний, осуществляется модернизация учебной базы образовательных организаций, внедряется практика проведения обучения студентов и стажировок преподавателей на цифровых объектах компаний. Экспертами компаний Группы «Россети» совместно с Отраслевым советом по профессиональным квалификациям в электроэнергетике прорабатывается вопрос внесения изменений в профессиональные стандарты, а совместно с федеральными учебно-методическими объединениями по укрупненной группе специальностей и направлений «Электро- и теплоэнергетика» — внесения изменений в образовательные стандарты высшего и среднего образования.

 

Как изменится численность персонала из-за цифровизации отрасли?

Основной эффект цифровизации сети будет выражен в повышении производительности труда через оптимизацию загрузки — существующим персоналом будет выполняться больший объем работ, оказываться дополнительные услуги потребителям электроэнергии. Мы будем стремиться сохранить весь кадровый потенциал компаний — за счет механизмов переподготовки и повышения квалификации место в цифровом будущем найдется каждому квалифицированному работнику.

Прямой эфир