Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Белогоровка в ЛНР
Мир
WSJ признала отсталость войск НАТО
Армия
В Минобороны сообщили о продвижении группировки «Север» в Харьковской области
Общество
Песков заявил о создании Россией санитарной зоны для защиты городов от ударов ВСУ
Мир
Путин поблагодарил Си Цзиньпина за теплый прием в Китае
Мир
Польша отказалась принимать мигрантов по новому пакту Евросоюза
Мир
Москва отслеживает ситуацию с ядерными испытаниями США в Неваде
Мир
Лавров начал переговоры с главой МИД КНР Ван И в рамках СМИД ШОС
Мир
Лавров на встрече с Ван И подтвердил приверженность РФ принципу «одного Китая»
Экономика
Цены на золото обновили исторический максимум после гибели Раиси
Экономика
ЦБ РФ запустил акцию «Монетная неделя» для обмена мелочи на купюры
Экономика
Названы отрасли РФ с самой большой налоговой нагрузкой
Армия
Мантуров назвал сроки создания в РФ самого мощного в мире атомного ледокола
Армия
В Кремле прокомментировал сроки проведения учений с нестратегическим ЯО
Мир
Президент Болгарии назвал невозможной победу Украины над Россией
Мир
Суд Лондона дал Ассанжу возможность обжаловать решение о его экстрадиции в США
Армия
УФСБ России по ДНР перехватило 215 беспилотников ВСУ за прошедшую неделю
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

С 1 апреля в отношении автомобилей, ввезенных в Россию из стран ЕАЭС, вступают в силу новые правила расчета утилизационного сбора. На такие машины в рамках утильсбора таможенные органы смогут доначислять недоплаченные пошлины и другие сборы. Эксперты прогнозирует рост цен на машины, ввезенные из стран ЕАЭС, а юристы предупреждают о возможном очередном витке претензий таможенников к владельцам таких автомобилей. Подробности — в материале «Известий».

На полном серьезе

С 1 апреля вступает в силу постановление правительства РФ, которое предусматривает введение новых правил расчета размер утилизационного сбора для транспортных средств, ввезенных в Российскую Федерацию из стран – участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В эту организацию помимо России входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия.

Согласно документу, на такие машины размер платежа утилизационного сбора будет складываться из самого утильсбора, а также из разницы между таможенной пошлиной, «рассчитанной исходя из нижней границы средней стоимости, указанной в перечне автомобилей, формируемом Минпромторгом и таможенной пошлиной, указанной в декларации на товар». Также в этот платеж будет включаться разница между российскими ставками НДС и акцизов и фактически уплаченными налогами и сборами, указанным в таможенной декларации на машину.

мужчина и женщина выбирают машину
Фото: Global Look Press/news.ru/Bulkin Sergey

«Такой подход позволит избежать ситуаций, когда граждане и компании, ввозящие автомобили, растаможенные в странах ЕАЭС, получают необоснованные преимущества по сравнению с автовладельцами, делающими это в России и уплачивающими установленные законом налоги и сборы в полном объеме», — говорится в сообщении, опубликованном на официальном сайте правительства РФ. Также отмечается, что в отношении электромобилей и последовательных гибридов «постановлением предусмотрено обязательное требование проводить процедуру их растаможивания в России».

Вниз по течению

По данным аналитического агентства «Автостат», в прошлом году через страны ЕАЭС на российский рынок был ввезен примерно каждый пятый импортный автомобиль. Так, из 707 тыс. машин, поставленных к нам страну из-за рубежа, 8% пришлось на Киргизию, 6% — на Казахстан, 2% — на Белоруссию и 1% — на Армению.

Как ранее сообщали «Известия», несмотря на то что эти страны входят в единое таможенное пространство, у них действуют собственные, более низкие по сравнению с российскими, таможенные пошлины, акцизы и налоги. Кроме того, там существуют определенные категории граждан, в отношении которых действуют те или иные таможенные льготы. Именно поэтому страны ЕАЭС стали популярным каналом для импорта машины в Россию.

мужчины выбирают автомобиль покупка
Фото: Global Look Press/news.ru/Bulkin Sergey

Также нередки случаи, когда при ввозе таких автомобилей из третьих стран значительно занижалась их таможенная стоимость. В распоряжении «Известий» есть копии таможенных документов, согласно которым, Toyota Camry 2022 года выпуска, ввезенная в Казахстан через Грузию, оценена в $10 тыс. а Mitsubishi Montero Sport — в $16 тыс. Реальная рыночная стоимость аналогичных моделей в несколько раз выше.

Восстановить справедливость

Существенное занижение стоимости при таможенном оформлении машин в странах ЕАЭС отмечают и в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). Таким образом на рынке появлялись автомобили со стоимостью примерно на 10% меньшей, чем у официальных дилеров. Для моделей стоимостью 3–5 млн рублей получалась существенная разница, чем и пользовались частные лица, импортируя такие машины, подчеркивают в ассоциации.

— 1 апреля будет восстановлена справедливость. Небольшой процент автомобилей по параллельному импорту останется и далее, но они не адаптированы для рынка и не имеют гарантии производителя. Поэтому мы считаем, что пресечение лазеек в законе — это правильная мера, направленная на развитие цивилизованного авторынка России, — подчеркивают в пресс-службе РОАД.

Станет дороже

Введение новых правил неизбежно отразится на стоимости автомобилей, поставляемых наш рынок из стран ЕАЭС, считают опрошенные «Известиями» эксперты. Также не исключено уменьшение их количества и ассортимента, полагают они.

— По моим расчетам, речь может идти о подорожании таких машин на 20–25%. В отношении наиболее дорогих моделей премиального сегмента эта прибавка будет чувствительна, но не критична. А вот в среднеценовом сегменте ситуация будет более острой: предложение на рынке может заметно сократиться, — считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

женщина за рулем в телефоне
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

В последнее время импортеры уже слегка снизили цены на такие машины, чтобы успеть продать их до вступления новых правил, отмечает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.

— Машины, которые уже ввезены и прошли оформление, немного подешевели. Что касается новых поставок, то эти автомобили, скорее всего, по цене будут уже близки и аналогам, предлагаемым в официальных дилерских центрах. Однако всё же будут несколько дешевле их. При стоимости модели, допустим, в 5 млн рублей разница, предположительно, может составить 300–400 тыс. рублей. Это будет плата за отсутствие гарантии, русификации, но при этом такие варианты всё равно будут востребованы у потребителей, — заявил он «Известиям».

Рост стоимости в данный момент очевиден относительно электрокаров и гибридов, считает заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей, параллельный импорт АГ «Авилон» Алексей Стариков.

автомобиль Zeekr в автосалоне белый и черный
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

— Можно ожидать, что в дальнейшем подорожают, например, такие популярные китайские электромобили, как Zeekr и Avatr, поскольку ввозить их теперь будут только физлица для частного пользования и только в РФ. Привезти такую машину из стран ЕАЭС будет невозможно. Такие модели постепенно заканчиваются на рынке, и можно ожидать пропорциональный рост их стоимости. В конкретных цифрах рост цен пока прогнозировать сложно, — рассказал он «Известиям».

Конечная стоимость автомобилей в России, безусловно, вырастет и отчасти уравняется с теми, что предлагают официальные поставщики. Таким образом, рынок возвращается к более привычному ценообразованию, считают в компании «БорисХоф».

— В краткосрочном плане мы ожидаем сокращения ассортимента, поскольку отдельные модели потеряют свою ценовую привлекательность на фоне официальных продуктов. Однако если покупательная способность будет расти, то и ассортимент будет расширяться, — отметили в пресс-службе «БорисХоф»

Успеть оформиться

В последнее время в странах ЕАЭС сложилась целая индустрия по ввозу и последующей перепродаже машин в Россию, отмечает вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр. По его словам, сейчас большинство импортеров пытаются всеми путями успеть доставить автомобили в РФ.

— Насколько я знаю, площадки в той же Киргизии забиты машинами, а в сторону России идут вереницы автовозов. Однако весь вопрос не в том, чтобы ввезти машину к нам до наступления «часа икс», а успеть ее оформить и заплатить «утиль» за оставшееся время. С большой долей вероятности, сделать это в отношении автомобилей, которые, условно, сегодня прибыли в РФ, не получится. И в этом случае избежать доначисления пошлин, налогов и акцизов в рамках утильсбора уже не удастся, — заявил он.

машины
Фото: TASS/Zuma

Если таможенное оформление машины произошло после 1 апреля, таможенные органы, согласно постановлению правительства, смогут доначислить недостающую сумму, объясняет адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько. При этом такие претензии, согласно закону «Об отходах производства и потребления», могут быть предъявлены как импортеру, так и покупателю, подчеркивает он.

— Власти изменили правила взимания утильсбора в отношении автомобилей из ЕАЭС, предусмотрев возможность включения в него и других сборов. В отличие от ситуации с предыдущим доначислением «утиля», в данном случае в постановлении не указано, что оно действует в отношении машин, ввезенных и оформленных до 1 апреля 2024 года. Поэтому предъявлять претензии владельцам машин, которые были растаможены до этой даты, таможенники не смогут, — заявил «Известиям» Сергей Радько.

человек смотрит в багажник машины мужчина выбирает машину
Фото: Global Look Press/news.ru/Bulkin Sergey

Дилеры также считают, что если автомобиль будет ввезен и зарегистрирован на территории РФ с нарушениями, то разницу доначислят в счет утилизационного сбора.

— На машину могут быть наложены ограничения к использованию до оплаты полноценного таможенного сбора — в отдельных случаях суммы достигают нескольких миллионов рублей, — отметили в пресс-службе «БорисХоф».

Алексей Стариков из «Авилона» также считает, что в случае занижения таможенной стоимости владельцу будет увеличен утилизационный сбор на эту разницу. И таможенные органы будут внимательно следить за этим, подчеркивает он.

Прямой эфир