Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Культура
В Музее Победы назвали лучшие фильмы Международного фестиваля правильного кино
Политика
Захарова прокомментировала установку мусорки на месте мемориала ВОВ в Литве
Мир
Польский судья Шмидт рассказал о причинах переезда в Минск
Мир
Лукашенко уволил начальника генштаба ВС Белоруссии
Политика
Путин подписал указ о назначении Мишустина премьер-министром
Политика
Госдума утвердила кандидатуру Мишустина на пост председателя правительства РФ
Экономика
Мишустин анонсировал продление программы маткапитала до конца 2030 года
Общество
Житель Челябинской области выиграл 607 млн рублей в лотерее «Спортлото»
Общество
СК РФ возбудил второе уголовное дело после падения автобуса в реку в Петербурге
Мир
В парламенте Грузии сообщили о задержанном в ходе протестов россиянине
Армия
Войска РФ в ходе СВО за неделю нанесли 27 групповых ударов оружием большой дальности
Политика
Мишустин заявил о планах по модернизации первичного звена здравоохранения
Общество
Водитель упавшего в реку автобуса задержан и допрошен как подозреваемый
Мир
СМИ сообщили о передаче Парижем подлежавших утилизации ракет SCALP Киеву
Мир
Противники Tesla начали штурм помещения завода в Германии
Политика
Мишустин пообещал учитывать в работе прозвучавшие в Госдуме темы
Мир
СМИ сообщили о прибытии первых F-16 на Украину в течение нескольких недель

Задать тон

Эксперт в сфере урбанистики Алексей Хижняк — о том, как реализуется концепция 15-минутного города в российской столице.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Одна из самых модных мировых концепций в наши дни — это 15-минутный город. Согласно данной философии, у каждого горожанина всё необходимое для жизни — магазины, кафе, поликлиники, детские сады, школы, парки и т.д. — должно находиться не далее чем в 15 минутах ходьбы от дома. Данная философия соответствует трендам европейской ESG-политики (политика устойчивого развития), высвобождает время жителей, избавляет от пробок, сокращает выбросы и помогает бизнесу в создании новых рабочих мест.

Концепция 15-минутного города реализуется в Париже; этот город, по сути, является родиной идеи — её предложил взять на вооружение местным властям Карлос Морено, профессор Сорбонны. Администрация города не только развивает инфраструктуру, но и стремится пересадить жителей с автомобилей на велосипеды — для этого она сделала пешеходной набережную Сены, ограничила доступ автомобилей на несколько улиц города, расширила тротуары. Также к идее присоединилась канадская Оттава, которая объявила о планах по внедрению концепции 15-минутного города ещё в 2019 году. Для достижения этих целей город будет стремиться к тому, чтобы жители совершали более 50% своих передвижений пешком, на велосипеде или общественном транспорте, при этом план развития города рассчитан на ближайшие 25 лет. В концепцию 15-минутного города также активно включилась Барселона, которая превращает некоторые жилые районы, где в основном преобладают многоквартирные дома, в суперкварталы без автомобилей. Мадрид также объявил о планах скопировать этот подход, чтобы в соответствии со своей целью стать городом 15 минут. Опыт хотят перенять и власти Милана — они планируют развивать велосипедную инфраструктуру, которая приобрела популярность у горожан во время пандемии коронавируса.

Мы привыкли ориентироваться на мировые бенчмарки, копировать основные архитектурные и бизнес-идеи, но в случае анализа работы столичных властей хочется сказать, что Москва сама задаёт тренды. Концепция Москвы, которая реализуется уже более десяти лет, называется не «15-минутный город», а «Мой район», в котором есть всё: детский сад, школа, больница, ресторан, торговля, рабочие места.

В рамках реализации программы власти Москвы провели анализ — каких объектов не хватает жителям каждого из 125 районов столицы — и начали проводить наиболее важные и неотложные мероприятия. В частности, власти реконструировали и создали 886 парков — сегодня 90% москвичей имеют парки и скверы в шаговой доступности. И это не заброшенные территории, а качественно обустроенные. Шаговая доступность магазинов в Москве также как минимум в два раза выше, чем в среднем по России, и данная динамика продолжает сохраняться ежегодно: в частности, в проценте растущего МСП-сектора доля бизнеса, который оказывает жителям хозяйственно-бытовые и продуктовые услуги, не уменьшается.

Не менее важным показателем комфортной среды стало то, что за последние десять лет миллионы москвичей получили метро в шаговой доступности, и, когда удалось замкнуть Большую кольцевую линию метро, время, которое москвичи затрачивали на поездки по городу и до мест работы, сократилось местами вдвое.

В Москве также реализуется масштабная программа по реконструкции советских кинотеатров в различных районах города, также организовали около 300 км велодорожек и велополос (900 км вместе с выделенными полосами). Почти в каждом районе столицы есть станции велопроката. Кроме того, власти обновляют районные поликлиники по единому стандарту — чтобы там было всё необходимое медоборудование, а специалистам и жителям не приходилось ехать за врачебной помощью в другой район. В 2020–2022 годах завершилась реконструкция 60 зданий, в 2023-м работы велись и были завершены ещё в 141.

Показательным моментом для глобализации урбанистического тренда стало то, что в Москве начали реализовывать проекты КРТ (комплексное развитие территорий) в 2017 году, причём ещё до принятия профильного федерального закона (2020). Программа, которую инициировала мэрия, позволяет не только соединить в рамках одного пространства жизнь, учёбу, отдых и досуг с учётом комфортной доступной логистики рядом с ними, но и работу, что снижает дефицит рабочих мест и сокращает избыточную маятниковую миграцию. Жители, которые имеют возможность не только жить и отдыхать, но и работать около дома, существенно разгружают городскую логистику и проводят больше времени с семьями, детьми — данный факт потенциально может снизить процент разводов и повысить демографические показатели.

А с учётом потенциального строительства более чем десятка школ и садов в горизонте развития проектов КРТ можно с уверенностью сказать: и очередей в образовательные учреждения станет меньше, и уровень образования, в том числе благодаря системе подготовки педагогов и воспитателей, будет достойным.

Автор — эксперт в сфере урбанистики

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир