Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Белогоровка в ЛНР
Мир
Супруга Ассанжа призвала США снять обвинения с журналиста
Армия
В Минобороны сообщили о продвижении группировки «Север» в Харьковской области
Общество
Песков заявил о создании Россией санитарной зоны для защиты городов от ударов ВСУ
Мир
Путин поблагодарил Си Цзиньпина за теплый прием в Китае
Мир
Польша отказалась принимать мигрантов по новому пакту Евросоюза
Мир
Москва отслеживает ситуацию с ядерными испытаниями США в Неваде
Мир
Лавров начал переговоры с главой МИД КНР Ван И в рамках СМИД ШОС
Мир
Лавров на встрече с Ван И подтвердил приверженность РФ принципу «одного Китая»
Экономика
Цены на золото обновили исторический максимум после гибели Раиси
Экономика
ЦБ РФ запустил акцию «Монетная неделя» для обмена мелочи на купюры
Мир
Два человека погибли при нападении женщины с ножом в школе в Китае
Армия
Мантуров назвал сроки создания в РФ самого мощного в мире атомного ледокола
Мир
Прокурор МУС запросил ордер на арест премьер-министра Израиля Нетаньяху
Мир
Президент Болгарии назвал невозможной победу Украины над Россией
Мир
Суд Лондона дал Ассанжу возможность обжаловать решение о его экстрадиции в США
Общество
Вильфанд спрогнозировал до +27 градусов в Москве к выходным
Партнерский материал

В своей тарелке

Рынок фудтеха вырос на четверть в 2022 году
0
Фото: Тинькофф
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Хотя рынок доставки еды вырос на четверть в 2022 году, он столкнулся с рядом сложностей в связи с геополитической обстановкой. Такими выводами поделились представители фудтех-рынка на конференции Tinkoff eCommerce. Например, из-за частой смены поставщиков сырья (мяса, птицы) в блюда стали добавлять больше специй и соусов, чтобы сохранить узнаваемый вкус. По словам участников дискуссии, у россиян сформировался запрос на эмоцию, в том числе от еды, — получать её стали через новые вкусы, включая кухни азиатских и ближневосточных стран. Кроме того, вырос спрос на товары низкого ценового сегмента. А также россияне всё чаще стали покупать как фастфуд, так и продукты для правильного питания.

Что едят люди

1 декабря в Москве прошла первая масштабная конференция Tinkoff eCommerce, где обсудили тренды онлайн-торговли. Одна из сессий под названием «Ужин при свечах: что едят в онлайне?» была посвящена тенденциям в сфере ресторанного бизнеса. К дискуссии «Тинькофф» пригласил основателей и владельцев ресторанов и сервисов по доставке еды.

В 2022 году рынок доставки еды вырос практически на четверть, сообщила основательница рынка и фудкорта «Экомаркет» Дарья Лисиченко — модератор сессии. Но эта сфера столкнулась с многими препятствиями: оттоком аудитории, ограниченными возможностями по продвижению и сложностями с поставками, добавила она.

В нашей стране, как и во всём мире, очень велико влияние геополитики на все направления бизнеса, отметил совладелец более 30 ресторанов и основатель Российского ресторанного фестиваля Александр Сысоев, это даже находит отражение во вкусах потребителей.

Из интересных трендов последнего времени он выделил спрос на еду с большим количеством специй и соусов. Дело в том, что в общепитах сейчас очень нестабильное качество ингредиентов, включая курицу, мясо, рыбу, — один и тот же поставщик может много раз меняться. А соусы и специи создают баланс по вкусу и качеству блюд, потому что перекрывают вкус исходного ингредиента, объяснил бизнесмен. Кроме того, одна из главных тенденций последних трёх лет — это запрос на получение эмоции, то есть чего-то необычного. Поэтому наблюдается рост интереса к азиатской, индийской, ближневосточной кухням, констатировал эксперт.

Действительно, после начала СВО бизнес немного просел в части доставки, подчеркнул сооснователь ресторанной сети «тёмных кухонь» «Много лосося» Александр Мутовин. Из-за нарушения цепочек поставок исчез ряд продуктов. Например, летом активно обсуждали, куда делся лосось, в России только пара заводов под Мурманском занимается его добычей, и их производство закрывает в лучшем случае только треть потребностей россиян в сёмге, рассказал эксперт. Также на какое-то время пропало авокадо — это всё очень сказалось на рынке, потому что надо было менять меню и объяснять всё клиентам, добавил он. Изменились также тренды по части популярности заказов онлайн.

— Как правило, доставка — это «люксовая» история: она нужна для людей, у кого мало времени и много денег. Но текущие обстоятельства создают обратную тенденцию, когда у населения стало много времени и меньше денег. Поэтому доставка стала менее востребована, особенно в регионах. В Москве рынок всё ещё стабилен, — заметил бизнесмен.

Спрос на доставку стал быстро расти ещё во время пандемии, считает CEO сервиса «Кухня на районе» Антон Лозин. Когда у людей не было возможности идти в кафе и рестораны, но интересной еды хотелось, был очень большой приток в сервисы по доставке. Но ограничения ушли, а привычка у населения осталась, отметил он.

— Изначально наш бизнес был направлен на средний класс, потому что доставка и упаковка дорогие. Потом мы переориентировались на низкий ценовой сегмент, чтобы расширить аудиторию. У нас появились категории заказов в виде ланча из трёх блюд и наборов еды на весь день за символические деньги. И сейчас мы видим, что уже 40% заказов содержит позиции из этого меню и более 50% новых клиентов приходят к нам из-за этого продукта, — поделился эксперт.

Кроме того, люди очень быстро устают от еды, поэтому нужно предлагать большой выбор блюд, продолжил Антон Лозин. При этом одни клиенты любят эстетику и всё новое, а другие — максимально простое и сытное. Что ещё интересно, сейчас отмечается рост числа заказчиков, которые предпочитают исключительно фастфуд или, наоборот, фитнес-питание, отметил он.

Бизнес и маркетинг

Многие инструменты по развитию ресторанного бизнеса в России заимствуются с зарубежных рынков — например, ОАЭ, сообщил Александр Сысоев. В нашей стране уже три года обсуждается система идентификации клиента: то есть, если вы приходите в ресторан, вас уже знают в лицо, понимают ваши предпочтения, объяснил он.

— Мы уже нашли решение в виде сканирования лица по типу Face ID, но для этого необходимо объединить свою базу данных с базами других мест. Это небезопасно. В Дубае этот вопрос решён достаточно элегантно: у гостей на входе спрашивают номер телефона. Но с этим нельзя заигрываться. В Москве был случай, когда одна ресторанная группа маркировала девушек, которые мало заказывали, и потом не пускала их в свои заведения, — рассказал бизнесмен.

В России пока не хватает таких инструментов, но вполне вероятно, что через два года в стране будет популярна подобная система, ожидает эксперт.

Маркетинг в этом году должен быть изобретательным, считает Антон Лозин. Сейчас всё больше сервисов двигается в сторону офлайн-присутствия, потому что доставка — всегда удобный, но не самый быстрый способ продаж. Можно заметить, что на рынке появилось очень много предложений готовой еды в виде минимаркетов, как, например, холодильники в офисных зданиях от «ВкусВилла», «Азбуки вкуса» и «Милти», отметил бизнесмен. В целом маркетинг сегодня откатился на годы назад, когда раздавали листовки и применяли прочие методы привлечения клиентов, отметил Александр Мутовин.

— Я считаю, что самое время дифференцировать источники дохода. Я инвестор десятков ресторанов и создатель множества телеграм-каналов, у нас сложилась небольшая экосистема, и поэтому мы фактически сами себя продвигаем и не зависим ни от кого. Сейчас сложный период в мире, поэтому самая правильная стратегия, на мой взгляд, — это риск-менеджмент, — уверен Александр Сысоев.

Также набирают обороты коллаборации различных брендов — это абсолютно бесплатное решение для любого бизнеса, чтобы получить новую аудиторию, продолжил эксперт. По его словам, самое сложное в этом то, что сейчас компании похожи друг на друга, поэтому надо стараться выбирать уже зарекомендовавшие себя бренды.

Реклама. АО "Тинькофф Банк", ИНН 7710140679, лицензия ЦБ РФ №2673 от 11.04.2022. Токен: JapBIHKGi

Прямой эфир