Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Власти Аргентины потребовали от Испании извинений за оскорбление президента
Мир
В Китае призвали США прекратить использовать кризис на Украине в своих целях
Мир
Экс-советник Пентагона допустил уничтожение Украины без переговоров
Происшествия
В Подмосковье загорелась кровля швейной фабрики на площади 3 тыс. кв. м
Мир
Польша отказалась принимать мигрантов по новому пакту Евросоюза
Спорт
«Химки» и махачкалинское «Динамо» вышли в Российскую премьер-лигу
Мир
Молдавский депутат заявила о возможной гибели страны из-за евроинтеграции
Мир
Небензя назвал условия для мирного урегулирования украинского конфликта
Общество
Суд в Москве оштрафовал окрасившего волосы в желто-голубые цвета мужчину
Мир
Похороны Раиси пройдут 23 мая в его родном городе Мешхеде
Общество
В Курской области из-за заморозков ввели режим ЧС
Политика
Путин освободил Александру Левицкую от должности своего советника
Общество
В Донецке задержан глава города Енакиево по подозрению в получении взяток
Мир
Байден назвал возмутительным требование МУС арестовать Нетаньяху
Общество
МЧС предупредило москвичей о грозе и сильном ветре 21 мая
Мир
В Турции объявили однодневный траур в связи с гибелью президента Ирана Раиси
Авто
Продажи Tank 700 начнутся в России в середине осени

«Национальная круизная линия станет важным прорывом»

Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков — о перспективах туризма в регионе и новых ледоколах в Арктике
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Из-за пандемии и закрытия границ туризм стал по-настоящему новой точкой роста на Дальнем Востоке — бизнес заинтересован в создании новых проектов в этом регионе. Например, скоро появится первая национальная круизная линия по маршруту Сахалин–Курилы–Камчатка, заявил в интервью «Известиям» на ПМЭФ министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. Также он рассказал, что в Арктике планируется запустить новые ледоколы «Лидер», которые станут революцией в области организации мирового транспорта. Кроме того, сейчас министерство активно стимулирует развитие технологий в области возобновляемой энергетики, сообщил Алексей Чекунков.

— Алексей Олегович, в сентябре прошлого года премьер-министр Михаил Мишустин утвердил программу развития Дальнего Востока. Заработала ли она, что сделано для ее реализации?

— Национальная программа развития Дальнего Востока до 2024-го и на перспективу до 2035 года — это основной бизнес-план развития региона, который собирает в себе задачи всех ведомств, федеральных органов исполнительной власти и бизнеса. Она включает 804 мероприятия, из которых 600 — социальной направленности.

Мы провели большую работу по цифровизации этого плана и в ближайший месяц завершим создание ситуационного центра, с помощью которого можно будет отслеживать и управлять реализацией каждого мероприятия во всех 11 регионах Дальневосточного федерального округа.

— Как перенос дальневосточной столицы во Владивосток изменил жизнь города? Является ли он фактически столицей, насколько привлекателен для туристов и для местных жителей?

— Интересный вопрос. Еще в прошлой должности я публично говорил, что из Владивостока вышла бы и неплохая столица Российской Федерации. Но пока у нас в планах такого, скорее всего, не предвидится. Но столица Дальневосточного федерального округа из Владивостока, конечно, получилась совершенно естественная. Название города расшифровывается как «владей Востоком». Его история, демография, экономика, инфраструктура — настоящие атрибуты столицы.

Тем не менее хотелось бы видеть еще более быстрое развитие города. И недавняя смена градоначальника Владивостока на молодого, динамичного Константина Шестакова, который до этого занимался развитием туризма в городе, внушает мне оптимизм. Результаты его работы впечатляющие. За пять лет он сумел увеличить турпоток из Кореи во Владивосток в шесть раз — с 50 тыс. до 300 тыс. в год. Надеюсь, Владивосток сейчас заиграет новыми красками.

«Самая актуальная точка роста»

— Как сейчас себя чувствуют на Дальнем Востоке территории опережающего развития (ТОР)? Есть ли последствия пандемии, повлияла ли она как-то на инвестиционный климат в регионах?

— У нас 23 ТОР, и суммарно там работают почти 500 резидентов. Некоторые проекты многомиллиардные, титанические. Например, создание газохимического кластера в Амурской области, развитие Баимской рудной зоны на Чукотке и Удоканского медного месторождения в Забайкалье. Очевидно, режим ТОР оказался очень востребован инвесторами, поэтому мы будем дальше наращивать привлечение инвестиций в них.

Пандемия на ТОР не повлияла, проекты работали ритмично. Мы помогали получать разрешения на ввоз рабочей силы там, где это было необходимо. В частности, для Амурского кластера ввезли несколько десятков тысяч человек, в разгар пандемии, с соблюдением всех мер предосторожности, рекомендованных Роспотребнадзором. Стройки не останавливались. Дальний Восток прошел пандемию собранно.

— Появились ли в регионе новые точки роста? Если да, то что это?

— Самая актуальная точка роста — туризм. Когда выездной туризм закрылся, граждане хлынули на внутренние направления. Но в одночасье не появились новые отели, не были открыты новые авиарейсы. Это приводит к инфляции туристических услуг. Мы боремся с этим, но рынок есть рынок.

Бизнес сейчас проявляет интерес к этому направлению. Появляются новые большие проекты, такие как «Три вулкана» на Камчатке, например. Целые туристические кластеры будут создавать высокое качество отдыха для россиян на поколения вперед. Я думаю, это самая интересная, по-настоящему новая точка роста, которая проявилась как результат пандемии.

— Есть ли какие-то совсем свежие проекты, которые сейчас планируется запускать?

— Один бизнес — пока не готов анонсировать, какая именно компания — вышел к нам с инициативой организовать круизную линию по маршруту Сахалин–Курилы–Камчатка. Он поставит под российский флаг новые, но уже некоторое время побывавшие в море корабли, среднего и малого формата.

В отсутствие собственной российской круизной линии мы теряем очень важный компонент океанского туризма, который нужен. Национальная круизная линия станет важным прорывом.

Также единая Дальневосточная авиакомпания становится в этом году на крыло. Решение создавать ее на базе существующей авиакомпании «Аврора» я считаю крайне рациональным и правильным: взять под управление региональные авиакомпании проще, чем создавать с нуля новое. Мы ведем работу по увеличению объема субсидирования межрегиональных и внутрирегиональных перевозок. Пассажиры должны в ближайшее время почувствовать эффект от этого нового важного механизма, инструмента развития экономики.

— Недавно вы летали на Камчатку, в Долину гейзеров. И там одной из мер поддержки вы также называли развитие малой авиации. Какие компании будут этим заниматься?

— Местный бизнес. На Камчатке уже организована компания для того, чтобы начать перевозить людей легкомоторными самолетами. Это принципиально новый подход к организации туризма в регионе. Лететь на самолете быстрее и в три раза дешевле, чем на вертолете. Вместо того чтобы лететь через всю Камчатку на дорогих вертолетах Ми-8, людей будут перевозить на самолетах до ближайшей посадочной площадки к определенному туробъекту. Например, если говорить о Долине гейзеров, это населенный пункт Мильково, где есть взлетно-посадочная полоса. Там туристы смогут посетить визи-центр с кафе, передохнуть. И уже оттуда последние 15–20% пути до объекта они преодолеют на вертолете. 20% пути лететь на Ми-8 значительно дешевле, чем весь.

Кроме того, буквально через пару лет мы ожидаем, что на рынок выйдут новые российские вертолеты, производства Арсеньевского завода «Прогресс», К-62, которые по всем летным характеристикам в полтора-два раза превосходят Ми-8. Они будут дешевле, тише, экологичней.

Эта комбинация, с промежуточным пересадочным пунктом, радикально облегчит логистику и удешевит туристический отдых.

— На сколько может стать дешевле отдых?

— Сегодня, ну, субсидируемый тур из Петропавловска-Камчатского в Долину гейзеров стоит 45 тыс. рублей. После создания новой логистической схемы — это произойдет не раньше чем через год — стоимость может снизиться более чем в два раза.

«Лед будет проломлен»

— Недавно стало известно, что новый резидент Арктической зоны РФ создаст судоходное транспортное предприятие для оказания услуг морских перевозок в пределах акватории зоны. Это инвестпроект стоимостью более 800 млн рублей. Сможет ли проект удовлетворить потребности в перевозках крупнотоннажных грузов?

— В Арктической зоне более 100 резидентов. Конечно, создание новых арктических судоходных линий — это, пожалуй, задача номер один для того, чтобы вывезти из зоны всё, что запланировал бизнес там добыть. На линию уже встали два крупных танкера ледового класса, которые позволяют реализовать те проекты, которые там сейчас двигаются.

Однако по-настоящему Северный морской путь и Северное арктическое судоходство будут освоены, лед, можно сказать, будет проломлен в прямом и переносном смысле, когда на рейс выйдут наши новые ледоколы. В частности, ледокол «Лидер», который сейчас создают на судоверфи «Звезда». Согласно проекту, он обеспечит круглогодичное судоходство в Арктике.

Это будет революция в области организации мирового транспорта. За такими ледоколами может идти караван судов. Они могут двигаться со скоростью до 12 узлов по льду толщиной 2 м. Соответственно, мы сократим, если не уничтожим полностью, отставание при ледовой проводке в скорости. Северный морской путь короче и быстрее по открытой воде, но по льду пока идти дорого и сложно. Мы рассчитываем, что благодаря новым ледоколам Северный морской путь наконец может дать конкурентные условия.

— Какие еще задачи стоят перед регионами в плане развития экономики? Что делается для привлечения большего числа инвесторов?

— В зону ответственности нашего министерства входят Дальний Восток и Арктика — 56% территории страны. У нас всё чаще начали появляться новые важные проекты. И одно из важных направлений — не отстать в технологической гонке. В мире происходит перестройка технологий в части потребления углеводородов. В этой сфере Дальний Восток и Арктика могут занять очень выгодное положение, поскольку там много солнца и ветра — можно легко развивать возобновляемую энергетику, и в Арктике богатейшие запасы металлов, используемых в электрических батареях.

Бизнес уже это почувствовал и развивает соответствующие. Задействованы и сжиженный природный газ, и экологичные энергоносители, которые замещают грязные. Мы уже даже переводим на сжиженный газ и судоходство. Это и мирный атом, самое экологичное топливо. У нас уже установлена плавучая атомная электростанция.

Я с большим оптимизмом смотрю в будущее, нужно правильно оседлать эту волну. Мы проактивно мотивируем бизнес, создаем специальные условия, для того чтобы эти технологии реализовывались. На острове Русский создан инновационный научно-технологический центр — дальневосточная технологическая долина, которая будет аккумулировать все лучшие технологии для развития.

— Алексей Олегович, если у вас получится масштабно использовать альтернативные источники энергии, появится ли возможность снизить тарифы для населения?

— В этом вопросе нужно быть честными: сейчас тарифы на энергию от гидроэнергетики, то есть из самого грязного топлива, уже одни из самых низких в мире. То есть опуститься значительно ниже их у нас не получится.

«Новое предложение должно удовлетворить спрос»

— За последние 30 лет численность населения региона снизилась почти в полтора раза. Что вы делаете для того, чтобы исправить эту ситуацию?

— Действительно, проблема досталась нам от Советского Союза. Раньше на Дальнем Востоке строилось много предприятий в военных целях, также он был оборонным рубежом. Но когда структура экономики резко поменялась, к сожалению, огромное количество людей просто остались не у дел. Но за последние шесть лет миграционный отток сократился в три раза. Если у нас уехало порядка 45 тыс. человек в 2013 году, то в 2018-м — всего менее 15 тыс.

Что мы делаем? В первую очередь создаем рабочие места — 2,6 тыс. инвестиционных проектов — результат новой госполитики по опережающему развитию Дальнего Востока, они создают более 200 тыс. новых рабочих мест.

Также у нас действует льготная ипотека под 2%, поэтому очень важно сейчас строить жилье. И необходимо максимально снизить его стоимость, повысив комфортабельность. В комбинации с льготными финансированием, ипотекой и арендой мы сможем дать людям максимально комфортную жизнь за очень разумные деньги. Например, молодые специалисты смогут жить в съемном жилье — по программе субсидирования арендной ставки, которую сейчас развивает «ДОМ.РФ» совместно с регионами, стандартная двухкомнатная квартира будет стоить 6 тыс. рублей в месяц.

По поручению президента Владимира Путина у нас к 2024 году объем строительства жилья должен быть увеличен в 1,6 раза — до 3,3 млн кв. м в год. Мы выполним план. Например, на ПМЭФ мы подписали соглашение о намерениях о строительстве 2,5 млн кв. м за пять лет в регионах по программе «Дальневосточные кварталы». Это новое предложение, которое должно удовлетворить спрос и снизить цены на жилье.

— Вы уже договорились с застройщиками?

— У нас очень активно работает группа ПИК, которая реализует более половины от этой суммы. Но в целом программа открыта для всех застройщиков.

— Алексей Олегович, и последний вопрос. ПМЭФ в этом году состоялся. А будет ли ВЭФ? Готовитесь ли вы нас встречать?

— Обязательно будет. Мы готовим яркую, я считаю, интересную программу. Во время пандемии нам очень сильно не хватало делового общения, такой концентрации умов и интересов.

Прямой эфир