Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
В Приморье пожар охватил 6 тыс. кв. м кооператива
Общество
Путин потребовал незамедлительно проводить работу по оценке ущерба от паводка
Политика
Песков рассказал о подготовке визита Путина в КНДР
Мир
Десятки рейсов отменили в аэропорту Мюнхена из-за митинга экоактивистов
Мир
В Грузии указали на возможность парламента преодолеть вето на закон об иноагентах
Мир
WP указала на устойчивость российской экономики вопреки ожиданиям Запада
Армия
Военные РФ и Сирии приняли меры для отражения готовящихся террористами ударов
Мир
Kan узнала о приостановке переговоров между Израилем и ХАМАС
Мир
Подозреваемый в покушении на премьера Словакии признал вину
Мир
СМИ сообщили о временном закрытии дворца фестивалей в Каннах из-за угрозы взрыва
Общество
В Ленобласти возбудили уголовное дело после гибели зрителя на ралли
Политика
Лавров указал на открытость РФ к диалогу по безопасности с Западом на равных
Общество
В МЧС сообщили об обрушении крыши загоревшегося в Петербурге цеха
Спорт
Дацик показал «магический настрой» подготовки к бою с Тернером
Мир
Шор объявил о запуске кампании против вступления Молдавии в Евросоюз
Экономика
В Китай из РФ отправился первый поезд экспортного сервиса «Мясной шаттл»
Мир
Белорусские пограничники нашли на границе с Польшей избитых мигрантов

Британские маневры

Профессор СПбГУ Наталья Еремина — о том, зачем Дэвид Кэмерон сделал еще один шаг к эскалации конфликта на Украине
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Великобритания всячески демонстрирует особый вклад в ситуацию на Украине, периодически заявляя о новой военной поддержке, соглашениях и финансовых пакетах помощи. После 2014 года Лондон стремится подтвердить статус ведущего европейского государства, «стоящего на переднем крае европейской безопасности», то есть фактически — лидера в НАТО.

К настоящему времени британцы действительно приняли ряд мер, которые прямо влияют на эскалацию конфликта. Все эти меры носят антироссийский характер и направлены в действительности не столько на поддержку Украины, сколько на причинение ущерба России.

Британцы продолжают бесконечные переговоры с украинским правительством, принимают разные соглашения, демонстрируя антироссийские позиции. Так, в январе 2024 года Лондон первым среди всех союзников Украины объявил о подписании с нею соглашения о десятилетнем сотрудничестве в сфере безопасности. Сюда включена, в том числе, поддержка Киева по укреплению военно-морского потенциала.

Помимо этого, Лондон продолжает финансировать переговорные площадки, в частности, так называемую Крымскую платформу, которая направлена на сдерживание России в Черноморском регионе. Очевидно, что британцы желают плотнее контролировать этот регион. Еще в августе 2020 года Великобритания объявила, что возглавит многонациональную инициативу по морской подготовке украинских ВМС, призванную повысить их способность действовать в Черном море.

Сейчас идет подготовка к военно-морским учениям США, Британии и Украины. Для окончательного подтверждения своей роли в регионе британцы предложили Киеву заключить соглашение о многоформатном сотрудничестве сроком на 100 лет, что можно расценивать как явную решимость Соединенного Королевства воевать с Россией украинскими руками как можно дольше. Этому способствует и «разрешение» украинцам со стороны Великобритании использовать дальнобойное оружие британского производства по любым российским объектам.

Уже в 2023 году в Лондоне заявили о необходимости расширить возможности Украины по использованию именно дальнобойных средств, включая те, которые ставят под удар большее число регионов России. В мае 2023-го британцы подтвердили, что предоставили Киеву ракеты Storm Shadow, хотя не раскрыли их точное количество.

Изначально в Лондоне говорили о праве Киева бомбить и Донбасс, и Крым. А сейчас, в мае 2024 года, министр иностранных дел Британии Дэвид Кэмерон заявил, что его страна не прекратит поддержку Украины, пообещав предоставлять по £3 млрд ($3,74 млрд) ежегодно, и добавил, что Великобритания не возражает против использования оружия для ударов по «внутренней территории России».

Он, правда, не забыл еще упомянуть, что украинцы должны оставаться на передовой и не отступать, тем более в свете ноябрьских выборов президента США. Понятно, что его совершенно не волнует, сколько до ноября погибнет простых украинцев, и уж тем более, сколько погибнет граждан России, в том числе мирных. Ему необходимо только получить гарантии того, что Украина не свернет с антироссийского пути. И он пообещал сделать для этого всё возможное и даже больше. Вспомним также, что все пакеты помощи Киеву премьер-министр Великобритании Риши Сунак обосновывал «агрессивностью России, которая в случае поражения Украины не остановится на польской границе».

Британцы действительно гордятся, что задают некие тренды в украинском кризисе, направляют Украину по антироссийскому пути, удерживая ее на нем, и остаются лидерами в финансировании Киева вместе с США и ФРГ. Великобритания не только поставляет летальное оружие, средства ПВО, но и проводит обучение украинских солдат, а также выделяет им финансовое содержание.

На сегодняшний день Великобритания предоставила Киеву общую поддержку в размере £12,5 млрд стерлингов, из которых £7,6 млрд стерлингов приходятся на военную помощь. В эту сумму включены £3 млрд, которые британцы намерены направить на Украину в 2024–2025 годах.

Помимо этого, уже с 2015 года британцы осуществляют подготовку украинских военнослужащих. К настоящему времени ее прошли 30 тыс. украинцев, и их число вырастет до 40 тыс. к середине этого года.

Важно подчеркнуть, что консерваторы и лейбористы согласились сохранить обязательства перед Украиной и соблюдать договоренности, невзирая на то, какая партия победит на ближайших выборах.

В британском политикуме, конечно, высказываются совершенно разные точки зрения на затяжной характер украинского кризиса. Так, с одной стороны, согласование финансовой поддержки обеспечивается именно необходимостью долгосрочного сопротивления Украины России. С другой стороны, высказываются опасения, что ресурсы Киева могут быть исчерпаны, что сыграет на руку Москве. Из этих противоречий и возникла британская стратегия по Украине. Она заключается именно в длительной поддержке киевского режима, причем как финансовой, так и выражаемой в поставках вооружений, чтобы ВСУ продолжали сопротивляться. Что лежит за пределами сопротивления или каким должен быть итог этого сопротивления, ведь ни один конфликт не может длиться вечно, британцы ничего не сообщают.

Следует признать, что антироссийская политика Великобритании с помощью Украины, которую британцы окончательно превратили в орудие, наносит ущерб не только России, но гораздо в большей степени вредит именно украинскому народу. Гарантии безопасности Украине со стороны британцев прямо связаны с ее обязанностью придерживаться исключительно антироссийского, даже русофобского, курса.

В этой парадигме понятно, почему Кэмерон одобряет применение дальнобойного оружия по российским гражданским объектам. По логике, транслируемой британскими деятелями, это даст удовлетворение украинцам, жаждущим мести, и настроит их на нанесение всё большего ущерба России, а также приведет к эскалации конфликта в целом, что закрепит противостояние и будет поддерживать эмоциональную вовлеченность населения обеих стран.

Автор — доктор политических наук, кандидат исторических наук, профессор СПбГУ

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир